03 Сентября 2009 00:19:00

"Лебединое озеро" без кордебалета

На следующей неделе в Усть-­Каменогорск приезжает с гастролями самая яркая в Казахстане балетная труппа – Государственный академический театр танца.
0 КОММЕНТАРИЕВ

"Не идите в балет! Он прекрасен со стороны. Пожить для себя не останется времени. Надо принести жертву, забыв, что ты мужчина или женщина". Эти слова бессменного руководителя коллектива Булата Аюханова относятся не только к танцовщикам его театра, но и, прежде всего, к нему самому.

Требуется интеллект

Пример Марии Тальони, которая от сверхстараний задержаться в позе предельно поднималась на полупальцы, всегда напоминал балетмейстеру о том, что высочайшей грации добиваются упорным трудом. Учителем Марии был Филипп Тальони, ее отец. Не щадя здоровья дочери, обучал девочку танцам по 6-8 часов в день! Когда тренировки превратили пальцы ее ног в стальные, природа танца пережила революцию, открыв эпоху балета на пуантах.

Еще в юности Булат хорошо усвоил: основа совершенного движения под музыку – это добровольная пытка. Он видел, сколько чудесных танцовщиц и танцовщиков сошли с дистанции, не выдержав ежедневных нагрузок. Но служитель балета понимал и другое – доведенная до абсурдности виртуозность человеческого голоса и тела без осознанной выразительности теряет суть. Вслед за великими педагогами казахстанский хореограф воспитывал сначала в себе, а затем и в учениках не только совершенство формы, но и духа.

– В искусстве необходимо думать, однако если в голове вместо серого вещества – булыжник, то его надо слегка повернуть, чтобы дать ход мыслям, – считает мастер. – История балета – это история красоты, где нет места физкультуре. Сейчас многие танцуют хорошо, без помарок, но и без вдохновения. Балерины соревнуются, кто больше накрутит пируэтов, выше прыгнет. Грациозны, изящны, но одномоментны, если не сказать, одноразовы. А проще – напрочь отсутствует интеллект. Никак не могут взять в толк, почему, имея для лепки человеческое тело, можно так его терзать? Раскрывать темы в самом уродливом проявлении: ставить балерину на голову или, предельно наклонившись, выглядывать из-под расставленных ног, только чтобы убедить зрителя в том, что в такой позе легче увидеть счастье, свободу, трагедию. Это называется хореографией тела?! Когда я смотрю на такое, у меня не хватает терпения принять подобное за танец. Надо защищать балет от изломанных конфузий и понять, что он – тонкая сфера, а тело – прекрасный инструмент, помогающий услышать жизнь. Танец должен увлечь зрителя! В нашей балетной гвардии дураку делать нечего! И думать нам следует чаще, потому что неусвоенное движение чревато травмами.

О традициях и модерне

Как-то раз к Аюханову обратилась магистрантка Национальной Академии искусств, чтобы осветить тему "Традиции казахского балета". Он сказал, что можно говорить о традициях, когда они в наличии, что если бы сохранились те, на которых воспитывалось его поколение артистов, то о них бы сейчас не говорили, а ощущали на каждом шагу. Затем хореограф отметил безобразное отношение к реликвиям казахских танцев в национальных операх, когда творчество балетмейстеров Александрова, Жукова, Ковалева подменили безликими танцульками, похожими друг на друга в разных операх, и сделали прикладными заставками в череде сцен. Тогда выветрился дух высоко-профессиональных требований к исполнительству той же классики, расцвело неуважение к зрителям, которые должны все это "съесть".

– О каких традициях идет речь? – удивляется Булат. – Мы дождемся тех времен, когда будем радоваться ренессансу балета, но пока "король голый". В балете есть неисчерпаемый выбор тем, в том числе и из народного эпоса. Наш казахский мелос богат такими, которые просятся на нотный стан. А казахстанские современные балетмейстеры буквально зациклились на модерне. Но чтобы исполнять модерн-балеты, совсем необязательно владеть основами классического танца. Имея хорошую фигуру, слух, пластичность, можно оттанцовывать сонм сюжетов, выхваченных из жизни или почерпнутых из литературы. Простор большой! На Западе же модерн-танец, пропущенный через классический, приобрел приподнятость и академическую координацию.

Успех

Булат Аюханов посвятил всю жизнь классическому балету, считая его совершенным искусством. Окончил Алматинское хореографическое училище, продолжил профессиональное образование в стенах Ленинградского Вагановского. Затем поступил на балетмейстерский факультет ГИТИСа, обучение в котором завершил с отличием.

А в 1967 году Аюханов создал ансамбль "Молодой балет Алматы", принесший грандиозный успех казахстанскому балету за рубежом. Солисты труппы покорили не только искушенную европейскую публику, но и зрителей Ирака, Иордании, Индии, Сирии. Выступления казахстанских артистов стали для зарубежных критиков откровением. "Выверенный до миллиметра балет!" – восторженно характеризует постановки французская газета "Нувель Республик". Другое издание оценивает концерт как "спектакль высокого класса", "блестящую демонстрацию народной и классической хореографии".

Такие комментарии коллектив заслужил благодаря строгой дисциплине и установленным правилам. Вот некоторые принципы, которым следует сам Булат Аюханов и требует их исполнения от подопечных.

Принимай жесткие условия работы артиста балета или бросай профессию.

"Спасибо", "Здравствуйте", "Извините" – всегда, как почистить зубы.

Позволяй себе небольшой отдых, не ожидая переутомления.

Довольствуйся простой пищей, без наворотов.

Не оскорбляй взгляд бесформенностью.

Помни о том, кого ты любишь и кто любит тебя.

Не выпрашивай дружбы: ее надо заслужить. Выбирай друзей.

Не навязывай свою невоспитанность. Научись слушать или хотя бы слышать.

Уважай себя и свою профессию. Достиг вершин – не скатись. Не будь потребителем и халявщиком.

Адекватно воспринимай радости и поражения. Не переоценивай свои возможности.

Щади чужое самолюбие, но не прощай хамства, подлости и предательства (предавший один раз – предаст и в дальнейшем).

Не копи злобу, избавляйся от ненависти.

Регулярно слушай музыку, исключающую гром и скрежет звуков. Чаще читай и меньше пялься в телевизор и компьютер.Распредели заранее свой день и все успеешь.

Избегай людей, которые безжалостно воруют твое время.

Помни добро. Если не веришь в Бога, то знай, что неминуемы наказание и расплата за черные дела.

Хочешь быть красивым – работай над собой.

Последние зарубежные гастроли уже Государственного театра танца в 2006 году в Лондоне поразили придирчивую публику. Хореоргаф собрал воедино 35 солистов, чтобы показать высшую точку исполнительского мастерства. В труппе, как такового, кордебалета нет, отсутствует система "звезд". Каждый танцовщик имеет собственный концертный репертуар, что позволяет расширять жанровые возможности.

Р.S. Даже в Управлении культуры затруднились вспомнить, когда последний раз в Усть-Каменогорск приезжал балет. В связи с этим тем более приятно, что жители областного центра в ближайшее время смогут увидеть выступления знаменитой труппы.


Татьяна Непорожняя

Источник: газета "Устинка-плюс"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии