21 Октября 2010 12:57:00

На дне...стакана

В каждой десятой казахстанской семье имеется родственник-алкоголик. Можно ли их вылечить?
0 КОММЕНТАРИЕВ

Алкоголизм в нашей стране процветает и стремительно молодеет. По официальным данным, за последние три года количество детей-алкоголиков в Казахстане увеличилось в 10 раз. Пьющих подростков стало больше в два раза. В среднем спиртными напитками казахстанцы начинают увлекаться в возрасте 10-15 лет.

По данным Всемирной организации здравоохранения за 2009 год, Казахстан занимает восьмое место в мире по динамике потребления алкоголя.

...Впору принимать государственную программу по отрезвлению.

Психолог для алкоголика

Выяснять, как лечат алкоголиков, я начала в областном наркологическом диспансере. Как раз в день моего визита случилось ЧП: мужчина вскрыл себе вены буквально на пороге диспансера.

- Он так сильно хотел лечиться? - спрашиваю заведующую поликлиникой наркологического диспансера Юлию Трофимову.

- Он пьяный пришёл, - вздыхает Юлия Викторовна. - Приехал из Зыряновска и пришёл проситься, чтобы его положили в больницу. Доктор послал его на флюорографию, анализы сдавать, он в крик: «Ах, вы так! Вот вам всем!..» И бритвой по запястью...

Умереть буйному зыряновцу, конечно, не дали. Перевязали, вызвали «скорую».

Однако стало ясно, что одного только желания «завязать» недостаточно, чтобы алкоголик мог рассчитывать на врачебную помощь.

- По нашим правилам пациентов (за исключением случаев острого алкогольного психоза) полагается направлять в стационар после обследования, - поясняет г-жа Трофимова. - Человек должен пройти флюорографию, сдать мочу и кровь. Если он наркозависимый, то обязательно требуется обследование на гепатит С, которое стоит 1000 тенге.

...Вот и ответ на вопрос, почему наркодиспансер большей частью пустует.

- Конечно, это для многих больных затруднительно, - соглашается с моими доводами Юлия Викторовна. - Зачем наркоман ложится в больницу? Потому что у него денег нет на дозу. А мы ему говорим: иди заплати столько-то. Он машет рукой и идёт колоться дальше.

Без вопросов возьмут только в отделение острых алкогольных психозов. Туда поступают «по скорой» в состоянии галлюциноза. Клиенты отделения видят чертей, прячутся от воображаемых врагов и разговаривают с вещами. Про таких говорят «словил белочку»...

Во всех остальных случаях действует принцип добровольности лечения. Не захочешь — не вылечат.

Как будут лечить? Сначала применяется медикаментозная коррекция, чтобы нормализовать общее состояние, обменные процессы в организме. После уколов и капельниц наступает черёд психологической помощи. (По штату наркологической службе полагается психотерапевт, то есть специалист с медицинским образованием, но таких в Усть-Каменогорске - раз-два и обчёлся. Идти на мизерную зарплату, которую к тому же задерживают, они почему-то не хотят.)

Психолог мотивирует пациентов к трезвому образу жизни. При желании больные и после выписки из стационара могут приходить в поликлинику на бесплатные сеансы с психологом. В государственном наркодиспансере вообще все услуги бесплатные, за исключением «кодировки».

Закодированные, зашёптанные, заштопанные

Введение препарата пролонгированного действия (ППД) - по-народному «кодировка» - обходится в 2790 тенге. Действие — один год (можно дольше. Но это будет дороже). Обязательные условия для «кодировки» — не пить спиртного в течение недели и прийти на психологическую беседу. Врач-нарколог расскажет о принципе действия препарата, предупредит о последствиях, которые возникнут, если «закодированный» продолжит пить, и сделает укол.

Процедура анонимная и не влечёт за собой постановку на наркологический учёт. После введения препарата полагается наблюдаться у врача, но, как правило, никто этого не делает...

- Мне доводилось выслушивать жалобы на «кодировку». Например, мать пьющего мужчины уверяет, что если первые два раза ему реально помогал препарат, то в третий раз «ввели какую-то глюкозу» и он как пил, так и продолжает, и ничего ему не делается.

- После инъекции препарат распределяется по всему организму и находится там заданное количество времени, - объясняет г-жа Трофимова принцип работы «кодировки». - При употреблении спиртного возникает химическая реакция между препаратом и алкоголем с выделением токсических веществ. То есть обострения будут обязательно. Но реакции бывают быстрого типа и медленные. В первом случае процесс происходит бурно, с судорогами и обмороками. Но 80% наших пациентов переживают реакции по медленному типу. То есть начни они пить после «кодировки» - обязательно разовьются хронические заболевания токсического генеза: гепатиты, циррозы, кардиомиопатия... Если срыва нет, то ППД ни на что не влияет.

«Кодировать» берутся не только наркологи (в частных лечебницах врач для этого готов выехать на дом). Откройте любую газету — свои услуги страждущим предлагают народные целители и потомственные знахарки. Лечат от всего оптом и в розницу. Алкоголизм не исключение. Впрочем, народная молва быстро разбирается, где тут трёп.

...30-летний Юрий пил по-чёрному последние пять лет — запивал горечь разрыва с семьёй. Протрезветь пришлось, когда сначала опухла, а потом почернела правая нога. Опамятовался, пошёл на поклон к бывшей жене. «Спасибо, что приняла, - говорит Юрий. - Нашла в Меновном бабушку, которая заговаривает от пьянства, съездили к ней. Уже восемь месяцев не употребляю. Нога прошла, я на работу устроился. Жизнь налаживается».

- Достаточно много людей упоминали об этой целительнице, - соглашается врач-нарколог Юлия Трофимова. - Но она тоже не гарантирует результат: и со срывами приходили от неё, и с галлюцинозами привозили. Это не панацея. Всё равно окончательное решение зависит от самого человека.

- Некоторых, извините, хочется дубинкой перекрестить, чтобы помогло... Что можно посоветовать родным алкоголика? Реально ли его вылечить?

- Этот диагноз на всю жизнь. Конечно, можно достичь ремиссии — у нас есть пациенты, которые не пьют уже по пять-десять лет. Но сказать, что алкоголизм излечим, я не рискну.

...Кроме закодированных и «зашептанных», есть ещё «заштопанные» алкоголики или наркоманы. Так на сленге называют молодёжь, прошедшую через реабилитационные лагеря.

В Казахстане специальных реабилитационных центров несколько. Ближайший — в Павлодаре. Условия везде спартанские. Обязательно присутствует трудотерапия. Можно поместить туда больного за плату или бесплатно — по квоте от областного управления здравоохранения, получить которую можно по направлению от наркологической службы. Реабилитация проводится в несколько этапов, на каждый из которых требуется новая квота. Без неё лечение платное.

Как вылечить душу

Так есть ли выход? Можно ли вылечиться от алкогольной зависимости? Смею надеяться — да. Я стала так думать, когда побывала в посёлке Мирном и выслушала ряд удивительных историй преображения.

На Мирном с 1970-х годов существует молельный дом христиан-евангелистов-баптистов. Здание совсем небольшое — три комнаты и кухня. Удобства во дворе. Полтора года назад церковь баптистов переехала по другому адресу: ул. Серикбаева, 5/1. А на прежнем месте остался, как сказали бы раньше, странноприимный дом. Здесь помогают прийти в себя конченым людям. Алкоголикам, наркоманам, бомжам.

Некоторые из них себя находят. Трезвеют и возвращаются к прежней жизни, стараясь держаться новых правил. Некоторые приходят к богу и переосмысливают жизнь целиком. Их немного — большая часть всё-таки по дороге отсеивается. Иные сбегают сразу. Здесь никого не неволят, сюда не берут всех подряд. «Просятся многие, - говорит настоятель церкви Сергей Зверев. - Но мы с первого раза всегда отказываем. Здесь не ночлежка, чтобы зиму в тепле провести. Мы помогаем тому, кто хочет сам себе помочь».

Это благотворительная работа церкви: постояльцев кормит община, работать они не обязаны, зато по пять раз на дню читают Новый Завет. Телевизор под запретом («тут одни мужчины, объясняют мне, а по телевизору то и дело девушки полуодетые мелькают — может крышу сорвать»).

...Сейчас на Мирном потихоньку подвигается ремонт: перекрывают крышу, меняют отопление. Работами заняты братья из общины и шесть постоянных обитателей. Многих из этих людей баптисты буквально вырвали из лап зелёного змия или чудовища пострашнее — героиновой зависимости.

Настоятель церкви Сергей Григорьевич Зверев рассказывает мне их истории. Это летопись отчаяния и обречённости, в которой я изменила только имена.

...Василию за пятьдесят. Он пробыл в рабстве больше шести лет. Горбатился на хозяина где-то в степи, пока катаракта не закрыла оба глаза. Когда работник совсем ослеп, рабовладелец привёз его на автовокзал в Семее и дал 500 тенге... Тамошняя община христиан-баптистов помогла Василию добраться в Усть-Каменогорск, где у него вроде бы были родные. Но кому нужен изработанный больной слепец?

Василий прозрел с помощью общины. «Мы просили помощи в офтальмологическом отделении областной больницы. Доктор так проникся, что сделал операцию бесплатно», - рассказывает г-н Зверев.

Семён много лет «не просыхал» в Большенарымском районе. Он сам себя стеснялся — лицо от постоянной пьянки осыпали огромные уродливые наросты. Кто-то из сердобольных односельчан привёз его в Усть-Каменогорск. Однажды оказался на собрании баптистов. Здесь от него не шарахались, как от прокажённого. После двух месяцев в странноприимном доме Семён втянулся в трезвую жизнь. А потом случилось чудо: его прооперировали. И открылось истинное лицо Семёна — вполне приятное и даже симпатичное. Хирург сказала, что ужасные наросты — это обычные жировики.

Врача нашёл брат Азамат. Он работает слесарем в КСК (на него не нахвалятся — трезвый, старательный, исполнительный), пришёл как-то починить кран в одной из квартир, а хозяйка оказалась хирургом. Разговорились, Азамат рассказал о Семёне — доктор велела его привести в больницу....

Сам Азамат в прошлой жизни был отъявленным негодяем. Мне включают видеозапись, на которой члены общины откровенно говорят о своей прежней жизни. Азамат говорит, что вырос в обеспеченной семье, его родные — известные в Усть-Каменогорске и далеко не бедные люди. Но парень не оправдал их надежд. За свою шальную юность он столько всего наворотил, что родня запретила ему даже на пороге показываться. Родная мать от него отвернулась. Когда Азамат ровно и бесцветно рассказывает, как он пил, становится страшно.

«Перед крещением я пошёл к маме. Три года её не видел. Боялся, что прогонит, просил общину за меня помолиться. Бог услышал молитву. Мама меня приняла. Оказалось, что мы не виделись не три года, а семь лет! Представляете, как я пил, что во времени потерялся?»

Азамата многие понимают. Алексею 34 года. Пятнадцать лет он сидел на героине. Прошёл Крым и рым, как говорится. Уже третий год живёт трезвой жизнью. Принял крещение. Собирается жениться. Жалеет, что столько лет жизни потратил зря. Счастлив, что узнал новую жизнь, полную радости. Говорит, что допинг ему не нужен...

Священник Сергей Зверев уточняет: все, кто отказался от алкоголя и героина, словно идут по длинному рельсу. Железнодорожники могут шагать по нему часами, обычному человеку ничего не стоит соскользнуть. Им нужен поручень, за который нужно крепко держаться. Этот поручень — вера.

Почему люди вообще пьют?

Баптистский священник Сергей Зверев считает: потому что кому-то выгодно спаивать народ.

Ему вторит президент республиканского общественного объединения «Трезвый казахстанец», вице-президент Международной академии трезвости по Средней Азии Софья Евдокимова. По ее мнению, люди пьют, потому что нам не объясняют, что алкоголь — это наркотик, подрывающий здоровье. Яд! Всемирная организация здравоохранения признала это больше 30 лет назад.

Наши люди уверены, что водка — это пищевой продукт. Но сравните две фразы из Государственного стандарта на этиловый спирт. Образец 1972 года (ГОСТ 18300-72): «Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом, относится к сильнодействующим наркотикам, вызывающим сначала возбуждение, а затем паралич нервной системы».

А вот ГОСТ уже 1993 года: «Этиловый спирт - легковоспламеняющаяся, бесцветная жидкость с характерным запахом» (ГОСТ 5964-93 п. 7.1.). Негативная характеристика потерялась.

Сейчас в России появляется новое антиалкогольное движение. Сужу по интернету — практически во всех крупных городах РФ действуют «Анонимные алкоголики». Люди, бросившие пить, объединяются и помогают другим. Программа «анонимных алкоголиков» включает 12 шагов поэтапного отказа от спиртного.

Набирает обороты и «АлкоНОН» - это общество работает с «созависимыми» членами семьи алкоголика. Главная цель — разорвать порочный круг, когда алкоголик управляет жизнью семьи. Снять с себя непосильную двойную ношу и предоставить ему нести ответственность за свои поступки. Это непросто. Люди с той и другой стороны не готовы к переменам.

...Когда я училась в седьмом классе, к нам на профилактическую беседу пригласили нарколога. Пришёл очень колоритный персонаж - весёлый бородатый здоровяк. И лекция его разительно отличалась от прочих бесед, которые с нами вели «для галочки». Доктор провёл коротенький тест: задал несколько вопросов про то, как у нас дома отмечают праздники. Собрал анкеты, быстро просмотрел и сказал, что только у троих из нас нет предрасположенности к алкоголизму. В классе было 28 человек...

Мнение нарколога:

Если вы утратили контроль над дозой, то есть не можете сказать «мне достаточно» и отставить рюмку, — вы алкоголик.

Если утрачен ситуационный контроль, то есть вы ищете повод, чтобы выпить, - вы алкоголик.

Если вы в подпитии садитесь за руль — вы на пути к диагнозу.


Оксана ШАПОВАЛОВА

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии