Не детская гуманность
Проект нормативного акта прошел Мажилис и Сенат - и идея радикального ужесточения ответственности уступила выбранному курсу на гуманизацию.
Парламентарии с высоких трибун вещали о том, что насильников и детоубийц нужно изолировать до конца их жизни, что в других государствах принимаются подчас даже самые непопулярные меры... Много было хороших слов о том, что один публичный процесс с самым суровым наказанием может надолго отбить порочные желания у бейбилаверов.
Вот только длительная и бурная дискуссия закончилась лишь несколькими поправками в законопроект. Почему? Слово тем, кто занимается законотворчеством, и тем, кто эти законы применяет.
Депутат Сената Гани Касымов:
- Почему мы предлагали отмену моратория на смертную казнь? Раньше за надругательство и убийство ребенка был положен расстрел. В Европе практикуется более мягкая мера - химическая кастрация. А мы своими решениями переводим убийц и насильников в психически больных, кормим и лечим. Как это понимать? Широко обсуждался случай, когда учитель изнасиловал ребенка из детдома, потом отсидел пять лет. А что дальше? Три года он не может вернуться в школу, а потом - опять к детям. Это беспредел! Его кастрировать нужно! Я предложил во время рассмотрения законопроекта в Сенате ввести норму, чтобы такие люди не могли и близко к детям подходить, чтобы пожизненно лишались права работать в школе. Почему вообще в Парламенте столько дискуссий по, казалось бы, совершенно однозначному вопросу? Потому, что в криминальных сводках не наши дети. Но кто может дать руку на отсечение, что застрахован? Нужны самые радикальные меры. Если у таких людей однажды было желание на "подвиг", у них похоть навсегда в голове застрянет. Им нельзя никаких шансов давать. Иначе он всегда будет в голове своей строить планы - напасть или не напасть на ребенка. Но у нас серьезные решения принимать боятся. Проще оправдаться гуманизацией и ввести пару-тройку ничего не значащих нововведений.
- На одном из заседаний вы в сердцах сказали, что в Сенате будто бы прослеживается лобби для педофилов. По-прежнему так думаете?
- А как же можно думать иначе, если мы, руководствуясь непонятными принципами, никак не желаем понять очевидного - защитить детей можно только самыми жесткими мерами против педофилов и убийц.
Депутат Сената Светлана Жалмаганбетова:
- Мы и так ввели меры, по которым наказывают самым строгим образом. Даже шансы на УДО убрали. Что касается ответственности педагогов-насильников: надо учитывать, что лишение права заниматься определенной должностью - уже серьезное наказание. И мы эту меру ужесточаем. Если раньше нельзя было после отбытия наказания занимать должность от трех до 20 лет, мы сделали от 10 до 20. Совсем лишить человека конституционного права на профессию мы не можем. Поверьте, коренным образом менять статьи Уголовного кодекса не получится. Это нужно изменить всю систему, массу законов. К тому же, есть курс на гуманизацию - мы должны его придерживаться.
Председатель ВК областного суда Мухамеджан Пакирдинов:
- Я понимаю и разделяю эмоциональный аспект разгоревшихся в Парламенте дискуссий. Но в принятии законов нельзя руководствоваться одними лишь чувствами. Есть курс на гуманизацию, есть Конституция - мы должны придерживаться выбранных ориентиров. Что касается горячо обсуждаемой возможности отмены моратория на смертную казнь для детоубийц, маньяков... Преступления эти страшные. У них особый общественный резонанс, но создавать прецедент, считаю, очень опасно. Завтра мы выберем еще одну категорию преступлений, по которой можно "ставить к стенке". Потом еще разрешим. К чему это приведет? Отбирать у человека жизнь - не значит решить проблему. Таково мое мнение. Я считаю, что пока есть пожизненное заключение - его и можно считать высшей мерой наказания. А разговоры о том, что мы кормим, поим, охраняем преступников долгие годы, нужно прекратить. Это для заключенного самое страшное, если он всю жизнь вынужден провести в колонии.
Начальник отдела по связям со СМИ Департамента внутренних дел Восточно-Казахстанской области Лариса Поломошнова:
- Я мать и ставлю себя на место тех женщин, которые сегодня вынуждены делать все, чтобы их дети вернулись к нормальной жизни после того зверства, которое совершил с ребенком педофил. О каком милосердии идет речь? Мне кажется, это вообще отдельная категория преступлений, которые необходимо выносить в особый раздел Уголовного кодекса. Нелюдей, которые надругались над ребенком, жестоко убили его - нужно не просто изолировать от общества. Нужно применять самые радикальные меры. Почему мы не используем по отношению к педофилам кастрацию, как это сделано в Европе? Не заставляем таких людей носить чипы? Вы знаете, сколько детей с искалеченными судьбами завтра... становятся такими же преступниками? Порой очень важно уметь проявить жесткость.
Нам удалось разыскать мать одной из девочек, убитых "усть-каменогорским чикатило". Женщина попросила не называть ее фамилию - не хочет вновь возвращаться в прошлогодний кошмар, когда знакомые и незнакомые спрашивали у нее: ну как же вы не уследили? Елена Ш. говорит, что не верит в то, что однажды для убийц и насильников детей введут высшую меру наказания.
- Мне сложно говорить на эту тему, мы несколько лет искали девочку, прежде чем весь этот кошмар закончился. Я столько передумала, вы не представляете. И когда увидела фотографию этого человека, который... Вы когда-нибудь желали смерти другого человека? Я хочу только одного, чтобы он пережил то, что чувствовала я. Каждую фотографию, которую мне показывали, - то, что осталось от дочери. Каждую минуту, которую мне предстояло выдержать во время десятого и сотого опроса свидетелей и потерпевших. Я не знаю, есть ли у него дети. Я просто хочу одного - чтобы он хотя бы на секунду почувствовал то, что испытала я. Пусть это звучит жестоко, пусть... Сейчас он изображает больного, чтобы попасть в хорошие условия. Чтобы ближайшие годы его кормили с ложки и меняли за ним судно. Сейчас я не могу даже представить, что он получит по заслугам. Максимум пожизненное. Или так и будет в больнице. Такая у нас справедливость.
***
Меры, предложенные некоторыми депутатами (в частности - отмена моратория на смертную казнь для серийных детоубийц и маньяков, а также увеличение срока за убийство ребенка от 20 лет до пожизненного), показались излишними. Путь на ужесточение наказания плохо совмещается с курсом на гуманизацию.
Два года назад наша область содрогнулась от чудовищного преступления: в Курчумском районе местный учитель изнасиловал пятиклассницу. Ранее он уже сидел за аналогичное преступление. И тем не менее сумел вновь стать наставником подрастающего поколения.
Пару месяцев назад в Семее отчим до смерти забил трехлетнего парнишку. В результате следствия открылись чудовищные факты: мужчина на протяжении недель насиловал пасынка и прижигал его тело на кухонной плите.
В прошлом году в Зыряновске военный изнасиловал 11-летнюю девочку.
Год назад полицейские смогли задержать человека, обвиняемого в совершении семи преступлений против женщин и девочек. Жертвы были не только изнасилованы, но и убиты.
Для нашей области тема, связанная с детоубийцами и насильниками, стоит особенно остро. Этих преступлений немало. Мы постоянно отслеживаем такие случаи.
Наша газета не раз писала о том, что необходимо законодательно закреплять ужесточение ответственности за преступления против детей. Писали об опыте Европы, о суровом законодательстве азиатских стран. Была убежденность - кошмарные иллюстрации помогут народным избранникам выработать единственно верное решение. С оглядкой на Запад или без таковой. Сильные недуги лечат сильными средствами. Но, видимо, в парламенте посчитали, что у нас свой путь.
***
В нашей газете мы хотели разместить фотографии всех тех, кто за последние годы был осужден за зверские преступления над детьми. Тех, кто уже освободился или еще отбывает наказание. С информацией о совершенном преступлении и полученном сроке. Горожане должны знать, что такой человек таит потенциальную опасность для детей. В Европе и Штатах фотографии педофилов и детоубийц печатают на коробках с молоком, показывают по телевидению. Им запрещено приближаться к школам, детским учреждениям. Законы защищают несовершеннолетних...
У нас, получается, что законы защищают в равной степени еще и подонков.
- К сожалению, мы не можем предоставить информацию о них или их фотографии, - объяснила Лариса Поломошнова. - Точка зрения руководства на этот вопрос такова. Эти люди отбыли наказание и формально никаких проблем с законом больше не имеют. Возможно, они раскаялись. Мы не можем нарушить их конституционных прав.
Сложно сказать: удалось бы предотвратить преступления против детей, будь родители предупреждены, что в их районе поселился человек, отбывший срок за преступления против несовершеннолетних? Но шанс, пусть даже самый мизерный, избежать повторения тех кошмарных историй, о которых мы не раз писали есть.
Особенно грустно, что нас лишили права им воспользоваться.
***
Когда номер уже верстался законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам обеспечения защиты прав ребенка" подписал президент Нурсултан Назарбаев. Никаких поправок в законопроект внесено не было. Нормативный акт начнет действовать через 10 дней после публикации в официальных СМИ.
Кого больше защищает законопроект - детей или их мучителей - вопрос открытый.
Четыре наиболее существенных изменения, которые предусматривает новый законопроект в отношении мучителей детей.
1) Наказание за изнасилование и действия сексуального характера, совершенные в отношении лица, не достигшего 14 лет, установлено в виде лишения свободы сроком от 15 до 20 лет.
2) "Сенатом ужесточена ответственность родителей, педагогов и иных лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетних, за совершение половых преступлений"
3) "Учителя, обвиненные в указанной категории преступлений, не смогут заниматься педагогической работой от 10 до 20 лет".
4) "Устанавливается запрет на условно-досрочное освобождение лиц, осужденных за преступления сексуального характера против детей".(может быть вынести в справку)
Евгений ФОМИНЫХ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.