Не лекарство - наркотик
Полгода прошло с тех пор, как Усть-Каменогорск включился в экспериментальный проект заместительной терапии при лечении наркозависимости. Алматы, Павлодар, Темиртау — города, в которых метадоновая программа начата гораздо раньше. Тем не менее только недавно медики страны подняли тревогу — они утверждают, что использовать синтетический наркотик опасно для здоровья. Он даже не зарегистрирован на территории страны, и ввозить его в Казахстан вообще нельзя.
Вот те на!
Первыми городами-участниками эксперимента стали Павлодар, Темиртау. Там проект проходил в течение двух лет. Деньги на легальный наркотик выделяет Глобальный фонд. Республиканский бюджет пока не потратил на покупку искусственного наркотика ни тиынки. Самым главным плюсом программы является то, что человек, использующий метадон, перестает быть социально опасным. Вместо того, чтобы искать деньги на очередную дозу, обманывать, воровать, наркоман приходит в диспансер, получает свою порцию «сладкого сиропа» и идет на работу.
Минусов гораздо больше. Метадон - такой же наркотик, как и героин, только имеет другую форму. Не требуется введение инъекции. Специалисты утверждают: отказаться от метадона даже сложнее, чем от героина. Ломка после героина - 7 дней, после метадона - 40. И если человек принимает это "лекарство", то он, по сути, все равно остается в тяжелой труднопреодолимой зависимости. И нет пока лекарств, чтобы от этой зависимости избавиться.
Однако только сейчас, спустя много месяцев, медики на разных уровнях начали критиковать метадоновую программу. Метод излечения «подобного подобным» в данном случае не работает, уверены противники заместительной терапии. Хотя павлодарские врачи приводят примеры, когда наркозависимый постепенно снижал дозу и отказывался от приема наркотиков. Впрочем, ни один нарколог не даст стопроцентной гарантии полного излечения пациента с тяжелой героиновой зависимостью.
Многие против
Президент Национальной медицинской ассоциации Казахстана Айжан Садыкова так выразила свое мнение на страницах республиканских газет:
- Пилотный проект был внедрен без учета мнения профессионалов – психиатров, психотерапевтов, психологов и наркологов. Во многих странах до сих пор нет единого мнения относительно того, хороша или плоха заместительная терапия, в том числе метадоновая. Изучение результатов проекта показало, что эффективность его составила не более 30 процентов. Тем более что пациенты от приема наркотика не отказались, а лишь удержались в программе. Остальные ушли на героин. Лечение метадоном – терапия в кавычках. Замещать один наркотик другим – не решение проблемы, а признание своей слабости перед ней, словно государство, общество, ученые и врачи опустили руки.
Оказывается, в крупных городах страны даже появилось антиметадоновое движение, члены которого активно призывают казахстанских врачей забыть о проекте. Кстати, риддерские наркологи уже отказались реализовывать проект на территории своего города. Как пояснила "МГ" главный врач психоневрологического диспансера Риддера Татьяна Ложникова, причиной отказа от эксперимента стал тот факт, что препарат не зарегистрирован на территории Казахстана в списке лекарственных препаратов.
Это действительно так. Синтетический наркотик не значится ни в одном списке Министерства здравоохранения. На вопрос, как в Казахстан могут завозить незарегистрированный препарат, новый министр здравоохранения Салидат Каирбекова ответила журналистам одного из республиканских телеканалов так:
- Создана постоянная рабочая группа, которая занимается этим вопросом. То, что касается регистрации. Есть одна из форм работы, которая предполагает "разовый ввоз" для проведения всяких испытаний и т. д. На то он и "пилот", чтобы посмотреть, как пойдет проект, чего больше - плюсов или минусов. К концу года итоги программы будут подведены.
А как у нас?
25 ноября прошлого года Усть-Каменогорск стал четвертым городом в стране, где для лечения наркоманов стали использовать легализованный наркотик. Программа так называемой заместительной терапии стартовала в областном наркологическом диспансере. Сначала ее участниками стали 43 человека, сейчас остались чуть больше 30. Люди выбыли по разным причинам - один нарушал режим, второй уехал в другой город, третьего посадили в тюрьму.
Куратор метадоновой программы в Усть-Каменогорске, врач областного наркологического диспансера Юлия Трофимова предпочитает не давать никаких оценок проекту.
- Оправдывать или ругать проект не буду. Сама отношусь к применению метадона индифферентно. Есть приказ министра здравоохранения, приказ облздрава, моего непосредственного начальника - главврача наркодиспансера. По этим приказам мы и работаем, - говорит Юлия Викторовна. - Я вообще не понимаю, почему все к нам обращаются с такими вопросами. Мы последняя ступенька, мы солдаты, которые выполняют поручение руководства.
Врача удивляет то, что виноватыми в том, что в стране реализуется такая программа, пытаются сделать простых наркологов. Ведь решение о внедрении проекта было принято на самом высоком уровне. 12 мая 2010 года тогдашний министр здравоохранения Жаксылык Доскалиев подписал злополучный приказ № 333.
Юлия Трофимова не может делать критических замечаний - за время существования программы, наоборот, начали появляться первые положительные результаты заместительного лечения. Многие из метадоновых наркоманов уже устроились на работу, родители наконец спокойно вздохнули - дети перестали выносить из дома вещи, стали менее агрессивными.
Впрочем, благополучие может быть временным. Сегодня врачи не могут с уверенностью сказать, что будет после того, как грантовые деньги закончатся, а зависимость конкретных людей останется. Не вернутся ли вновь к героину, когда метадона больше не будет? Кому выгоден этот эксперимент на людях? Зачем было вообще начинать программу, в эффективности которой есть сомнения? Ответить на эти вопросы сегодня никто не может.
Ирина КИРИЛЮК
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.