О чем молчат камни (+фото)
Входя в камнерезный цех фирмы "Энви", ощущаешь, что ты попал в сказку Бажова. Каких только камней здесь не увидишь. Чарующий халцедон и коварный змеевик, таинственная яшма и камень здоровья агат, белый альбит и многоцветный мрамор. Такому разнообразию мог бы позавидовать даже Данила-мастер. В рабочем цеху происходит таинство оживления безмолвных камней. В изделиях, картинах они приобретают новую, незаметную раньше, красоту.
- Надо понять камень, полюбить его, найти к нему подход. Представьте себе - из простого булыжника может получиться настоящее произведение искусства. А из тщательно подобранных по цвету камней - картина, достойная украсить любой музей. Мы хотим рассказать, показать красоту природы нашего края в камне, прославить Зыряновск на весь мир, - делится своими планами большой романтик, директор ТОО «Энви» Виктор Переверзев.
Камень - это вечность
Мастера Зыряновского камнерезного цеха специализируются в основном на флорентийской мозаике. Это очень древнее и трудоемкое искусство, самый сложный вид мозаики из всех известных. Название «флорентийская» указывает на город, где она была изобретена, - Флоренцию. Эта техника намного сложнее, чем обычная каменная мозаика, когда картина собирается из цветных камней геометрической формы.
При изготовлении картины с помощью флорентийской мозаики мастер-художник заранее делает эскиз, по нему из тонких каменных пластин вырезает элементы рисунка и плотно подгоняет их друг к другу. Это очень тонкая работа, требующая ювелирной точности. Специалистам приходится плотно подгонять линии камня по эскизу рисунка, клеить, шлифовать… Таких каменных пластинок в цеху - целая коллекция. Она занимает шкаф размером во всю стену.
Мастера-камнерезы Зыряновска пошли дальше итальянцев – они освоили технологию с применением оттенков и полутонов. Это словно оживляет картину, делает ее богаче и глубже. Камни, миллионы лет хранившие тайны, оживают и становятся теплыми, как будто раскрываются по-новому. Кроме того, каменные картины вечны - они не осыпаются, не крошатся и не выцветают.
Главный принцип, которого придерживается Виктор Переверзев в своей работе, - изделия должны изготавливаться из местного сырья, а сюжеты на картинах - изображать красоту нашего края. Мастера рассказывают, что когда-то они пробовали делать изделия из камней, привезенных из Китая. Не получилось. Мягкий состав не позволяет делать из них достаточно тонкие пластины, необходимые для производства флорентийской мозаики. Вернулись к "своим" камням, добытым в Восточном Казахстане. Время показало, что они лучше всего подходят для каменной мозаики, обладают нужной прочностью и структурой.
- Восточный Казахстан богат не только залежами руды, но также и минералами, самоцветами и полудрагоценными камнями, - рассказывает Переверзев. - Это богатство, которое дала нам природа, и мы должны использовать его на благо.
Уже сегодня создана передвижная выставка картин, выполненных зыряновскими мастерами в стиле флорентийской мозаики. Она путешествует по всему Казахстану, знакомя жителей страны с мастерством восточноказахстанцев и красотой нашего края.
Творцы "живого камня"
Работа камнерезов тяжелая, но интересная. По мнению Переверзева, в этом деле важна не столько выносливость, сколько умение вкладывать душу, чувствовать камень. За уникальность и креативность работы их по праву можно назвать творцами.
- Наши мастера используют для своих картин яшму, змеевик, агат, халцедон, микрокварцит, гранит, мрамор, диарит и другие камни. В каждом из них своя красота, свои оттенки, свой смысл, - считает идейный руководитель предприятия. - Вы заметили, что в пейзажах нет голубого неба? Это легко объяснимо - в нашей местности нет такого минерала, который бы давал голубой цвет. Поэтому на всех картинах, в сюжете которых есть кусочек неба, голубой мы заменяем на серый.
Многие из тех, кто впервые видит картины из мастерской Переверзева, задают один и тот же вопрос. А как вы камни красите? Да не красим мы их, все цвета натуральные, отвечают мастера. Технология подборки цветов и оттенков очень сложна. Чтобы найти подходящий по цвету срез, приходится перебирать весь каталог каменных пластин.
Для изготовления маленькой картины с несложным рисунком, например, размером с настольный календарь, требуется десять килограммов камней. Процент выбраковки очень высок, порой он достигает 70-80%.
Трудно представить себе, сколько сил и умения вложено в каждую работу. Для обработки камней в творческой мастерской работают 12 станков, и все они самодельные. Ведь подобного производства в Казахстане нет.
Виктор Переверзев объездил всю страну – искал единомышленников. Но не нашел.
- Технологией флорентийской мозаикой, кроме нас, в Казахстане никто не занимается. Может быть, потому, что изготовление картин - долгий ручной процесс. Один экземпляр выполняется до трех месяцев. Мы занимаемся штучным производством. Ставить на поток сувениры из камней как ширпотреб - это не для нас.
Признание
В прошлом году в нашей стране состоялся первый казахстанский конкурс "Шебер" среди ремесленников и народных умельцев. Обязательным условием участия являлось высокое, с точки зрения критериев ЮНЕСКО, качество экспонатов. Изделия камнерезного цеха из Зыряновска были признаны лучшими в номинации «Озат icкер» (в переводе с казахского - предпринимательство). Участие в соревновании такого уровня - это своего рода визитная карточка на рынке высокого искусства. После признания на казахстанском конкурсе Переверзеву поступило предложение участвовать в международной ярмарке в Париже. А это значит, что первая ступенька к исполнению мечты Виктора Переверзева уже пройдена. И вскоре каменные пейзажи Восточного Казахстана будут украшать самые известные музеи и выставочные залы мира.
Надежда ЯКОВЛЕВА, фото из архива Виктора Переверзева
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.