О патологическом накопительстве хлама рассказал главный психиатр ВКО
Едва ли не весь город следил за крупным пожаром в центре Усть-Каменогорска, когда трёхкомнатная квартира оказалась забита хламом настолько, что пожарные не могли в неё войти, чтобы ликвидировать возгорание. Окна этой квартиры давно привлекали внимание тем что были наглухо закрыты фанерой, а в форточках стояли вентиляторы.
Главный врач Центра психического здоровья Мирхат Мукушев рассказал об особенностях заболеваний, которым присущи такие проявления как бесконтрольное и необоснованное складирование различных вещей, в том числе мусора.
- Это психическое расстройство, которое наблюдается при различных серьёзных заболеваниях, таких как шизофрения или деменция (начальные признаки). Существует термин «синдром Плюшкина», но это не медицинский диагноз, а, скорее, объяснение поведения больного на ярком примере литературного персонажа, - объяснил доктор.
Такие люди, как правило, начинают с того, что не выкидывают никаких предметов, даже отслуживших свой срок. Затем начинают приносить в дом ещё, нередко то, что нашли на мусорке. У них есть своя внутренняя логика, объяснение, для чего это делается: например, чтобы выжить, чтобы чинить или продавать. Хлам складируется, начинает гнить, зарастает пыль и грязью, и уже не идёт речь о продаже или починке, вещи не покидают помещение. Их владелец со временем перестаёт ухаживать за собой, не обращает внимания на собственный комфорт и гигиену, а также на мнение окружающих. По большому счёту, это проблема социальная: она волнует не самого больного, а тех, кто рядом – родных, соседей. Им приходится и бороться с последствиями антисанитарии: запах, насекомые, и жить в постоянном риске и стрессе – а вдруг пожар?
- Один из характерных признаков тяжёлых психических расстройств – это отсутствие критики, - говорит Мирхат Мукушев. – Больной не осознаёт, что болен, он не страдает от собственных поступков, не понимает, в чём его проблема. И говорить об излечении здесь не приходится. По большому счёту, лечение не влияет на ситуацию. Кроме того, такое заболевание развивается не внезапно, а исподволь, годами, и нередко становится заметно окружающим уже в запущенном виде. У некоторых пациентов его развитие можно «притормозить», есть примеры, когда после лечения состояние стабилизируется, но часто такие люди нуждаются в присмотре и уходе со стороны.
Для этого нужны либо родственники, либо оформление в специальное учреждение. И это не так просто: вызвали участкового, скорую, увезли, поместили. Диспансер предназначен для лечения, а не для проживания пациентов. А в интернаты, где люди живут годами, в области очередь – ждать места приходится около двух лет. Так что оформлять человека в такое учреждение нужно заранее.
- Проблема ещё и в том, что люди остаются в одиночестве, - отметил Мирхат Хасенович. – И болезнь доходит до такой стадии, что могут произойти катастрофические последствия. И ни в чём не повинные люди могут сильно пострадать, к сожалению. К этому нужно относиться ответственно и государственным службам, и обществу. Не замалчивать, не оставлять человека наедине с болезнью. Как говорится, бить во все колокола.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.