06 Февраля 2026 17:35:52

О патологическом накопительстве хлама рассказал главный психиатр ВКО

Это признак серьёзного психического расстройства.
17 КОММЕНТАРИЕВ

Едва ли не весь город следил за крупным пожаром в центре Усть-Каменогорска, когда трёхкомнатная квартира оказалась забита хламом настолько, что пожарные не могли в неё войти, чтобы ликвидировать возгорание. Окна этой квартиры давно привлекали внимание тем что были наглухо закрыты фанерой, а в форточках стояли вентиляторы.

Главный врач Центра психического здоровья Мирхат Мукушев рассказал об особенностях заболеваний, которым присущи такие проявления как бесконтрольное и необоснованное складирование различных вещей, в том числе мусора.

- Это психическое расстройство, которое наблюдается при различных серьёзных заболеваниях, таких как шизофрения или деменция (начальные признаки). Существует термин «синдром Плюшкина», но это не медицинский диагноз, а, скорее, объяснение поведения больного на ярком примере литературного персонажа, - объяснил доктор.

Такие люди, как правило, начинают с того, что не выкидывают никаких предметов, даже отслуживших свой срок. Затем начинают приносить в дом ещё, нередко то, что нашли на мусорке. У них есть своя внутренняя логика, объяснение, для чего это делается: например, чтобы выжить, чтобы чинить или продавать. Хлам складируется, начинает гнить, зарастает пыль и грязью, и уже не идёт речь о продаже или починке, вещи не покидают помещение. Их владелец со временем перестаёт ухаживать за собой, не обращает внимания на собственный комфорт и гигиену, а также на мнение окружающих. По большому счёту, это проблема социальная: она волнует не самого больного, а тех, кто рядом – родных, соседей. Им приходится и бороться с последствиями антисанитарии: запах, насекомые, и жить в постоянном риске и стрессе – а вдруг пожар?

- Один из характерных признаков тяжёлых психических расстройств – это отсутствие критики, - говорит Мирхат Мукушев. – Больной не осознаёт, что болен, он не страдает от собственных поступков, не понимает, в чём его проблема. И говорить об излечении здесь не приходится. По большому счёту, лечение не влияет на ситуацию. Кроме того, такое заболевание развивается не внезапно, а исподволь, годами, и нередко становится заметно окружающим уже в запущенном виде. У некоторых пациентов его развитие можно «притормозить», есть примеры, когда после лечения состояние стабилизируется, но часто такие люди нуждаются в присмотре и уходе со стороны.

Для этого нужны либо родственники, либо оформление в специальное учреждение. И это не так просто: вызвали участкового, скорую, увезли, поместили. Диспансер предназначен для лечения, а не для проживания пациентов. А в интернаты, где люди живут годами, в области очередь – ждать места приходится около двух лет. Так что оформлять человека в такое учреждение нужно заранее.

- Проблема ещё и в том, что люди остаются в одиночестве, - отметил Мирхат Хасенович. – И болезнь доходит до такой стадии, что могут произойти катастрофические последствия. И ни в чём не повинные люди могут сильно пострадать, к сожалению. К этому нужно относиться ответственно и государственным службам, и обществу. Не замалчивать, не оставлять человека наедине с болезнью. Как говорится, бить во все колокола.

Источник: yk.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Снег
Снег
06.02.2026 17:45
Согласен, - но, частично. Знаю многих людей, кто старается - ничего не выбрасывать. Да, что там скрывать, - я и сам, почти такой:) Наше, так называемое "второе после-военное поколение", многое прошло - и Брежневский "застой", и Горбачёвскую "пререстройку", и суровые 90-е. Не могу пройти мимо старой тумбочки:), или старого телевизора:). Собрал старые оконные рамы, - сделал из них небольшую теплицу. Не надо нас лечить. Мы скоро сами умрём. А вам молодёжь, - отстанется только принять решение, - выбросить всё за нами, либо также жить. Выбор за вами. Здоровья всем:)!
54
745
745
06.02.2026 21:18
Так грустно вы написали,держитесь.Дети и внуки не понимают ценности вещей.У них все разовое,не понять им нас.Раньше вещи делали на века,сейчас на некоторое время.Я вот тоже храню бабушкин самовар 1904 года,тульский,крест медный ,посуду начала 20 века,хрустальные вазочки,подаренные свекровью и еще тысячи фотографий,начиная с 1900 года.
46
царь просто царь
царь просто царь
06.02.2026 18:00
А врач не думает что при нынешней жизни человек решил что все может пригодиться Потм для кого хлам а для кого=то может и нужное.
1
Живу здесь всю жизнь
Живу здесь всю жизнь
06.02.2026 19:21
Не путайте "запасливость" и "захламление". На Ауэзова в известном случае "запасливостью" и не пахло
67
1212
1212
06.02.2026 19:50
Врач именно про это и говорит. Что человек уверен: ему это пригодится. И жизнь тяжёлая. И это вещи нужные. И переделать можно, и починить. Но когда эти благие намерения приводят к тому что у соседей тараканы, а потом пожар, - это проблема и у неё есть медицинские названия.
26
Жители
Жители
06.02.2026 18:07
А сколько таких квартир по городу о которых никто не знает, и еще столько же о которых известно, но никакие жалобы никуда не помогают
38
царь просто царь
царь просто царь
06.02.2026 19:06
Квартира то в хорошем районе трешка ну а че хозяина в психушку а квартире хозяин найдется Ну а хламом можно назвать все что хочешь . Я не так давно потолки подвесные менял и полы перестилал все шкафы стенки пришлось стаскивать в кучу чтоб не мешались .Так случись что написали бы что все захламлено
-21
1212
1212
06.02.2026 20:46
Вы видели объём вещей под окнами. Это не про "все шкафы и стенки в кучу". И ещё - вероятно, вы никогда лично не бывали в квартирах людей с таким синдромом. А врач бывал и знает, о чём говорит.
46
царь просто царь
царь просто царь
07.02.2026 05:45
А вы когда нибудь бизнесом занимались в 2000 дома бывало по 50 -60 баулов с шубами стояло .Или в этой квартире все вещи проверили и оценили что они с помойки
-16
shimir
shimir
06.02.2026 19:25
У нас вообще есть социальные службы, присматривающие за такими людьми?.
36
Жители
Жители
07.02.2026 08:14
Нету, потому что на этом не заработать
13
Каб
Каб
07.02.2026 06:48
К счастью у меня нету синдрома плюшкина, но я стал замечать с годами что я превратился в жадного скряги от самого себя, во всём в себе отказываю если сумма превышает моего мнимого планки цифр денежных ( каждый человек может слететь с катушек сам того не замечая) кстати я знал одного приятеля таксиста у которого мозг замкнул и сейчас никого не узнает и потеря памяти.
12
Месный
Месный
07.02.2026 08:16
Теперь деда отправят в психушку, а квартиру отберут... Жадь деда. Реализацию починеным вещам не нашел, что привело к захламлению. Квартира превращена в мастерскую, кск просто прошляпало или че у них там- оси... А соселям было пофиг, жена умерла, детям-внукам всеравно или лень... Причина-следствие-действие... Помер, долгих ему лет жизни, и никто не заметил...
-13
добрый
добрый
07.02.2026 13:08
не дай бог такого соседа!
11
Бывалый
Бывалый
07.02.2026 14:30
Ну вот, уже и главный психиатр к этой новости подключился. А вот моё мнение такое - виновата полиция в лице участковых инспекторов! В одном из видео выложенных на Ютуб после пожара, жители жаловались, говорили что обращались в полицию, писали жалобы, заявления. А полицейские бездействовали!!! Да разве дело в этом!!! Обращались (жители) они или нет?! В моём понимании, участковый на своей земле, должен знать всех в лицо! Эта проблема вчера только нарисовалась!?! НЕТ!!! Хлам копился годами! Я уже не говорю о том, что пожарники вынесли газовый баллон!!! Представляете как бы рвануло?! Не дай бог конечно! Почему столько времени жители этого дома терпели всё это и... Получили по самое небалуйся! Ответ очевиден - проще формально отписаться о "проделанной работе" или ещё проще, не принимать заявление от жителей. Ссылаясь на то, что это его собственность. И мы ничего не можем сделать. Почему у нас как всегда, борятся со следствием, а не с причиной!!! Я больше чем уверен, сейчас начнётя имитация бурной деятельности. Будут проверки по всем районам. У пары, тройки сомнительных жителей, показательно вычистят жилище с привлечением специализированных служб. Отчитаются вышестоящему руководству... И на этом успокоятся. Вопрос - а сколько у нас таких Плюшкиных?! Думаю предостаточно. Единственное, кому можно пожать руку и в ноги поклониться - это пожарники! Ребята молодцы! Чего не скажешь о других...
17
111
111
07.02.2026 18:55
А что может участковый? Ну написали ему жалобу, он только и может, что провести беседу. В психушку отправить не может, хлам выкинуть не может, выселить тоже не может.
6
Бывалый
Бывалый
07.02.2026 20:59
Ох как Вы не правы! Именно они, ещё как могут! Не буду распыляться в красноречии, обратите внимание на мой ник. Знаю не по наслышке.
2
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии