Общедомовые приборы учёта позволяют экономить, но не всем
А население все так же наотрез отказывается выкладывать деньги за дорогостоящие устройства, даже несмотря на то, что их активно нахваливают. Уж столько плюсов они гарантируют: и большую экономию, и возможность регулировать температурный режим в квартирах, и еще много чего. Но это – теория. Как все будет выглядеть на практике – точно неизвестно. Но мы решили посмотреть, осуществились ли все эти блага в домах, где общедомовые приборы учета тепла стоят уже не первый год
По собственному желанию
В домах, относящихся к ТОО "Ленина, 50" (бывший КСК "Ленина, 50"), первый теплосчетчик появился в 2001 году. Это решение было принято по собственной инициативе кооператива собственников. Компания, занимающаяся установкой, пообещала, что это поможет жильцам ощутимо экономить. И действительно, стоимость агрегата окупилась быстро, а владельцы квартир стали платить в Тепловые сети на 40-50 процентов меньше.
Правду, оказывается, говорят монополисты – экономия налицо. Вот только не так-то все просто. Установили приборы учета после того, как в домах был проведен капитальный ремонт системы теплоснабжения – заменили трубы и восстановили теплоизоляцию.
– Благодаря теплосчетчику мы платим только за то, что потребляем, – говорит заместитель директора ТОО Ольга Умарова. – Но прибор – беспристрастная машина, сама по себе она экономию не даст. Без разумного хозяйствования снижения затрат не произойдет. Если система в плохом состоянии, то потери таковы, что еще и переплачивать придется.
А сколько в нашем городе домов, где трубы уже на ладан дышат? Гораздо больше тех, чьи жильцы раскошелились на капитальный ремонт. Но вместо того, чтобы объявить кампанию по восстановлению жилого фонда, у нас в стране начали всеобщее "оприборивание" гниющих труб современными системами учета.
Нужно знать, когда устанавливать
Население может и не против установить счетчики в своих домах, да останавливает, в основном, сумма, которую придется сразу отдать. Но руководству ТОО "Ленина, 50" и здесь удалось спланировать все так, чтобы внедрение новых приборов как можно меньше ударило по кошельку потребителей.
Юридически отопительный сезон заканчивается не в апреле, когда прекращается подача тепла, а 30 июня, следующий же начинается 1 июля. Именно с этого времени и подключили счетчики. То есть, у жильцов отпала необходимость рассчитываться за тепло в летние месяцы, как делают все остальные. Эти деньги они и пустили на оплату установки приборов. Теперь за тепло платят только зимой.
Всё только начинается
Стоимость приборов учета – это не единственные дополнительные затраты, которые понесут жильцы при их установке. В дальнейшем нужен специалист, который будет их обслуживать. Но и это еще не все. Ежемесячно ТОО "Ленина, 50" приходится оплачивать услуги фирмы, которая снимает показания общедомового счетчика в электронном виде на ноутбук и передает в Тепловые сети. Одна такая процедура стоит шесть тысяч тенге.
– К нам относятся шесть домов, где стоят приборы учета, – продолжает Ольга Юрьевна. – В месяц за снятие показаний платим 36 тысяч, в год – 432 тысячи. Да за эти деньги можно купить ноутбук, и не один. Мы предложили Тепловым сетям самостоятельно передавать показания. Их контролеры приходили бы и сверяли, как это делается с индивидуальными приборами учета. Но нам отказали, сказали, нужна лицензия. Тогда мы изучили Правила предоставления услуг и оказалось, что снимать показания должны сами Тепловые сети.
Да, когда население убеждают в необходимости приобретать счетчики, об этих затратах до сих пор умалчивают. А в результате, когда все дома все-таки "оприборят", то фирма, осуществляющая этот вид услуг, получит неплохую прибыль. Особенно если учесть немалое количество городских многоэтажек.
Но общедомовых счетчиков, которые необходимо установить, как мы помним, не один, а два. Еще и на холодную воду. Кстати, к этому вопросу у Ольги Умаровой совсем другое отношение.
– Такие приборы мы устанавливать не станем, – утверждает она. – Это обычные водомеры. Опыт их эксплуатации у нас уже был. Они проработали 2 месяца, вышли из строя.
Качество холодной воды, которая нам поставляется, не позволяет устанавливать эти приборы. "Водоканальские" сети доживают последние дни. О каких счетчиках можно говорить, если в наших домах вода не доходит до 4 этажа? А обращаться в Водоканал бесполезно – у них "все хорошо"!
Судя по всему, история со счетчиками только начинается, и даже если нас все же заставят их приобрести, то еще очень долго придется доводить все до ума.
Наталья Тишковец
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.