04 Июля 2009 00:01:00

Окуневший блюз

Они надевают одежду, когда природа сбрасывает свою: осенью жители Сибинского озера возвращаются в города. Здесь они - граждане цивилизованного общества, там - нудисты, часть природы…
0 КОММЕНТАРИЕВ

По неписаной традиции кто-то остается до первого снега, чтобы проститься с озером. В этом году последним стал человек, впервые приехавший не то что на Сибины - вообще на дикую природу. За три летних и два осенних месяца озерные люди приняли Якова СКВОРЦОВА в свою компанию и стали ласково называть Яней.

- Здесь моя жизнь совершенно изменилась, - говорит он. - Город с его проблемами, суетой, болезнями просто исчез. Я считал себя почти потерянным, у меня ничего не было, все глубже затягивала алкогольно-наркотическая жизнь. Спасибо друзьям, поверили, вытащили сюда. И я словно переродился. Стал наблюдать за птицами, мышами, разговаривать с камнями, увидел, какая вокруг красота, понял что-то новое в себе. И впервые за 30 лет влюбился!

Сибинских озер всего пять, они разных размеров, расположены друг за другом через перевалы. Бытует мнение, что если посмотреть на Сибины свысока, они похожи на отпечаток огромной стопы - будто какой-то космический бог прошел здесь. Третье озеро, о котором идет речь (самое широкое из пяти, когда-то оно называлось Шалкар), - как бы средний палец того самого мифического существа...

Художник Антон САВЧЕНКО приезжает сюда на все лето уже пятый год. Говорит, что время на озере не прерывается и он фактически ощущает, будто живет там много месяцев подряд, только в тех местах ощущая себя по-настоящему дома.

- Здесь лет семнадцать жил отшельником Женя ЕГОРОВ, - рассказывает он. - Многие считали его хранителем озера: он всегда следил за чистотой берега, учил новичков своеобразной “береговой культуре”, знал тысячу удивительных озерных баек, свою пещеру оборудовал “по последнему слову”…

Этим летом Евгений Егоров, которому было чуть больше 60, умер от болезни. На озере ходят слухи: не потому ли умер, что сжег свою пещеру, не собираясь больше в нее возвращаться и мечтая найти для себя другое заповедное место? Так или нет, но егоровская пещера стала местом паломничества: те, кто сюда приезжает, никогда не говорят об отшельнике в прошедшем времени, для них он всегда Женя и всегда - есть.

- На озере много ярких личностей, - говорит Антон Савченко. - Взять хотя бы Анну Матвеевну: седьмой десяток разменяла, а управляется с дикарским бытом лихо, как индейская скво! Живет все лето в пещере, там есть очаг, постель, хорошая лодка, снасти, много курева и спирта… К ней внуки в гости приезжают. Да мы все любим заглянуть к Матвеевне в гости, супчику ее поесть. Что вы хотите, эта боевая старушка 25 лет проработала на машзаводе главным инженером!

На третье озеро Сибин традиционно съезжаются музыканты, художники, архитекторы, фотографы, поэты… Не столько чтобы творить, сколько набраться энергии и сил.

- Озеро живое, - признается Антон. - С ним можно разговаривать, просить его о чем-то. Все желания исполняются!

- Какие, например?.. Квартиры, машины...

- Каждый свое загадывает. Вот девчонки-художницы набрались вдохновения и открыли свое дело. Зарабатывают по штуке баксов за два дня. Но в основном желания здесь становятся простыми: суровый быт приучает: главное - это хорошая погода, славный улов, потому что никто не хочет жрать макароны с тушенкой. Все избалованы свежей рыбкой: у берегов - окуни, глубже - пелядь, язи, лини, щуки. Я однажды в шторм потерял весло, пришлось заночевать прямо на берегу, вечером попросил озеро помочь мне, а проснулся - весло лежит рядом… Но главное желание - чтобы все желания наконец-то отпали и отпустили тебя.

Антон говорит, что целеустремленные люди не любят здесь бывать: “бешенство ума” исчезает, исчезает личность, человек становится частью природы, а она - матушка - ни к чему не стремится. Ей, родной, и так хорошо.

Зато озеро полюбилось йогам: приехав на пару дней, члены питерского йога-клуба “В потоке странствий” остались на две недели. Одна дивчина, говорят, даже нарушила визовый режим, не желая покидать столь чудесное место и удивительных людей, с которыми сдружилась. Йоги вели себя тихо, все время медитировали, наслаждались природой, лишь поначалу пугаясь призывов местных жителей раздеться.

- Мы, как обычно, голыми плыли на лодке, - говорит Яня, - а у них на берегу проходили занятия. Один из нас не выдержал, встал во весь рост и закричал: “Обнажитесь! Вы узнаете, как прекрасно обнаженным фаллосом бороздить волну…”

На озере никто не навязывает нудистский образ жизни, все происходит само собой: однажды, решившись искупаться раздетым, человек замечает, что его никто не разглядывает и не осуждает, что вокруг - такие же люди… После этого одежда становится только средством для защиты от холода. Но тех, кто приехал с целью подглядывать или пофотографировать голяков, из филиала рая быстро изгоняют.

…Яня вернулся в цивилизацию по первому озерному льду, записал в студии несколько песен, навеянных Сибинами, - например, “Окуневший блюз” (почти про окуней). Антон собирается открыть в Усть-Каменогорске клуб йогов-путешественников. Бывшие озерные жители с удивлением изучают модные веяния в одежде. Они порой собираются вместе, теперь у электрокамина. И кто-то тихо произносит:

- Забыть бы про все желания и навсегда остаться в том краю. Кажется, у Женьки Егорова это получилось…


Наталья ШИМОЛИНА, фото Александра ЧИРЦОВА, Татьяны ЦЕЛИЩЕВОЙ, Усть-Каменогорск(2007г.)

Источник: Газета "Время"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии