Пакистан сталкивается с трудностями в освоении предполагаемых нефтяных месторождений
Планы по привлечению иностранных инвестиций в разведку предполагаемых нефтяных запасов в Пакистане вызвали заметный интерес, однако их реализация сталкивается с серьёзными трудностями. Основные препятствия включают недостаточную инфраструктуру, технологические ограничения, несогласованность государственной политики, угрозы безопасности и активность вооружённых группировок. Потенциал экспорта сырой нефти из Пакистана остаётся неопределённым, поскольку наличие коммерчески перспективных месторождений до сих пор не подтверждено. На этом фоне Пакистан запланировал импорт одного миллиона баррелей нефти из США в октябре 2025 года.
Разведка и добыча нефти, вероятнее всего, столкнутся с сильным сопротивлением со стороны повстанцев в провинциях Белуджистан и Хайбер-Пахтунхва. Лидеры охваченного конфликтом Белуджистана написали открытое письмо Трампу, заявив, что природные ресурсы принадлежат им, а не Пакистану. Мир Яр Белудж, лидер и писатель из Белуджистана, заявил, что природные ресурсы региона не будут допущены к разработке «без явного согласия белуджского народа». Он также сообщил Трампу, что в Пакистане нет нефти, и что тот был введён в заблуждение начальником пакистанской армии Асимом Муниром.
Несмотря на заявления пакистанских чиновников о находках крупных нефтяных месторождений, ни одна крупная нефтяная компания пока не выразила интерес к разработке. Тогдашний министр нефти Мусаддик Малик признал, что ни один мировой нефтепроизводитель не заинтересован в разведке месторождений на шельфе Пакистана. «Вопрос безопасности также является проблемой для разведки нефти и газа в Пакистане. В районах, где компании ищут ресурсы, им приходится тратить значительные средства на обеспечение безопасности сотрудников и имущества», — сказал он.
Скептицизм сохраняется вокруг недавних сообщений о находках огромных нефтяных запасов в Пакистане. Ранее бывший премьер-министр Имран Хан оказался в неловком положении после своего заявления о крупной находке на шельфе, которое было опровергнуто нефтяным ведомством страны. «Компании ExxonMobil, ENI, PPL (Pakistan Petroleum Limited) и OGDCL (Oil & Gas Development Company Limited) проводили бурение на участке Кекра-1. Было пробурено более 5500 метров, но запасы нефти и газа так и не были обнаружены. Работы по бурению были прекращены», — сообщил один из официальных лиц.
Саджид Мехмуд Кази, бывший заместитель секретаря в Министерстве энергетики, заявил, что несколько международных нефтяных компаний ушли из Пакистана из-за совокупного влияния нормативных препятствий, угроз безопасности и экономических трудностей. «Безопасность и стабильность остаются проблемой. Кроме того, нехватка иностранной валюты привела к сбоям в операциях из-за невозможности импорта необходимого оборудования и материалов», — добавил он. Мухаммад Ариф, бывший член Нефтегазового регулирующего органа, выразил сомнения в реализуемости нефтеразведки. По его словам, надежды на превращение Пакистана в крупного экспортёра нефти — это «мечты», поскольку нет уверенности в наличии залежей, даже после вложений около 5 миллиардов долларов и усилий на протяжении 4–5 лет.
Фатик Бин Хуршид, сертифицированный финансовый аналитик, заявил, что нефтегазовая отрасль Пакистана испытывает трудности с поддержанием уровней добычи, даже если она покрывает лишь 20–25 % внутреннего потребления, остальное импортируется. Добыча нефти в стране снизилась с 95 000 баррелей в сутки (б/с) в 2015 году до 71 000 б/с в 2024 году.
Разведка и добыча столкнулись с трудностями из-за отсутствия у правительства Пакистана долгосрочного видения, устойчивой политики и адаптивных стратегий, что привело к снижению добычи нефти до 69 513 б/с в 2022–23 годах, заявил Ади́ль Хаттак, генеральный директор Attock Refinery Limited. «Постоянные проблемы, такие как задержки в реализации политики, пересекающиеся регуляторные рамки и нерешённый кризис задолженности, тормозят развитие. Эти проблемы указывают на системные слабости — несогласованное управление, недостаток политической воли и слабое взаимодействие с заинтересованными сторонами», — сказал он.