Пчелам несладко
Впрочем, сказать, на сколько меньше, никто не может. Мед не картошка. Кто ж его считал – учитывал? Сегодня пчеловодство – отрасль, конечно, не подпольная, но ставку на нее, похоже, не делают. Давно исчезли большие пчеловодческие хозяйства. Поставки меда стали уделом любителей. Редко у кого из них в хозяйстве больше ста пчелосемей.
В Восточном Казахстане уже как сказку рассказывают о том, что когда-то алтайский мед был ценным экспортным продуктом. В Париже большие деньги за него давали. Поскольку он и был, и остался не только душист и вкусен, но и чрезвычайно полезен. За то и за царским столом иного меда не признавали. В советские времена тоже ценили сладкую продукцию. Пчеловодческий совхоз был одним из самых богатых.
Никто этому и не удивлялся. Алтай Казахстанский – золотое место для занятия пчеловодством. Леса, горы, целебные травы, чистейшие росы придают меду и другим продуктам пчеловодства особенные свойства. С тех самых пор, как заселили Беловодье трудолюбивые старообрядцы и вольные люди, пасеки на альпийских лугах расположились, как тут и были, а мед стал своеобразной валютой и визитной карточкой Алтая.
– Но то давно было и уже кажется неправдой, – говорит известный в области пчеловод Михаил Гусляков. – Сейчас в неспокойное время кризисов и потрясений многие пытаются заработать на производстве целительного меда. Не получается. Думается, что дело здесь в явной недооценке государством этой удивительной отрасли. Мед, прополис, пыльца, воск как-то выпали из общего списка продукции сельского хозяйства. Отсюда и все последствия.
Когда Михаил Иванович говорит о том, что государство должно больше уделять внимания пчеловодству, он отнюдь не имеет в виду оказание финансовой помощи. Денег пчеловоды на развитие производства и даже на пополнение оборотных средств не просят – сами обходятся. Речь идет о наведении порядка, о создании единой государственной ветеринарной структуры, которая бы следила за эпидемиологической ситуацией, установила бы единые правила.
В прошлом году многие пчеловоды потеряли от 30 до 50 процентов пчелиных семей. Самая страшная пчелиная болезнь варроатоз буквально выкосила пчел.
Желая пополнить семьи, восточноказахстанские пчеловоды привезли пчелопакеты из южных областей. Список болезней значительно увеличился. Некоторые из них слабо изучены и плохо диагностируются. В хорошие годы на луга Восточного Казахстана кочуют на медосбор с ульями пчеловоды из других областей. Никто и никогда не задался вопросом – какую хворобу они с собой везут. Вот и еще источник повальных заболеваний. Все усугубляется тем, что абсолютно не налажено селекционное и племенное дело.
– Мне жаль тех пчеловодов, которые за немаленькие деньги покупают беспородных, малопродуктивных и незимостойких пчел, – продолжает Михаил Иванович. – А где их взять, хороших? Мало кто знает, что в области есть пчеловоды, которые немало делают, чтобы сохранить и улучшить местную среднерусскую популяцию пчел. В области нет необходимого оборудования, при помощи которого можно определить породность пчел, наличие заболеваний в пчелопакетах. Государственная ветслужба ведет постоянный контроль за всем поголовьем скота и птицы. Пчелы из зоны внимания ветеринаров выпали полностью. Конечно, пчеловоды пытаются как-то решить свои проблемы. Давно объединились в общество единомышленников. Но общественное объединение не в состоянии выполнить функции контроля и оказания действенной медицинской помощи. Это по всем законам надлежит выполнять государственным учреждениям.
В настоящее время пчеловодство в Восточном Казахстане находится у крайней черты, считают пчеловоды. Исчезновение отрасли грозит не только тем, что население может остаться без отечественного высококачественного меда. Пчелы – часть природы. Не будет пчел – останутся без опыления огромные площади растительных культур. Нарушение баланса в природе еще ни к чему доброму не приводило. На полях масличных культур не вырастет подсолнечник. Не дадут семена травы. Пустынно станет на земле Восточного Казахстана. Это, конечно, страшилка из далекого будущего. Но она вполне реальна.
Татьяна ПОСАЧИЛИНА, Фото Александра КАНЦЕДАЛОВА,Восточно-Казахстанская область
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.