Плата за страх
И если власти одобрят это предложение, то параллельно с пенсионными отчислениями и соцналогом мы будем «отстёгивать» деньги на случай землетрясений, наводнений и пожаров.
Понятно, что страховщикам нужно действовать немедленно, пока масштабы трагедии в Японии вызывают страх и ужас, а майские землетрясения в Алматы порождают среди населения панику и слухи. Если сейчас регулятор отнесётся к страхованию от природных катастроф со всей серьёзностью, то денежки населения потекут в страховые компании рекой. Причём в добровольно-принудительном порядке. Пока речь идёт только о страховании на случай землетрясения, наводнения и пожара. Однако, как пел Виктор Цой, «завтра где-то, кто знает где? Война, эпидемия, снежный буран, космоса чёрные дыры». И что населению за это тоже придётся отстёгивать взносы? А там, глядишь, появятся новые виды обязательного страхования, так как «завтра где-то в одной из больниц дрогнет рука молодого хирурга, кто-то в лесу нарвётся на мину». И всё это из нашего кошелька?
Аппетит, как говорится, приходит во время еды. И никто не даст никакой гарантии, что эти обязательные страховые взносы не будут расти из года в год. Например, средний годовой страховой взнос от ураганов и наводнений во Флориде резко вырос от 723 долларов в начале 2002 года до 1465 долларов в первой четверти 2007 года. Но у нас не Флорида! Не дай бог, конечно, но если катастрофа действительно случится, смогут ли страховщики компенсировать ущерб в масштабах страны?
– Конечно, ёмкость рынка страхования не способна выдержать такой объём ущерба, – объявила председатель Ассоциации страховщиков Казахстана София Москаленко в ходе пресс-конференции «Катастрофические риски. Инструменты защиты».– Нужны десятилетия, чтобы собрать необходимый фонд и перекрыть все эти потери. Но, думаю, что такие расходы выдержит государство. И, конечно же, здесь надо говорить о государственно-частном партнёрстве. Нужно определиться с тем, кто будет платить страховым организациям в случае землетрясения…
О том, выдержит ли такую нагрузку бюджет республики, страховщики пока не задумываются. Между тем размер обязательных выплат уже обсуждают:
– Сейчас создаётся рабочая группа, которая определит величину обязательных отчислений, – заявил председатель правления АО «Нефтяная страховая компания» Жаркын Альжанов. – Стоимость страхования будет зависеть от вероятности наступления того или иного риска. То есть будут введены территориальные коэффициенты. Но речь не идёт о том, чтобы страховые взносы платили только жители Алматы. Это не должно быть нагрузкой только на те регионы, где вероятность катастрофы велика. Здесь речь идёт о национальной солидарности. Стоимость страхового полиса с лимитом в пять тысяч долларов может колебаться в пределах стоимости пачки сигарет. Я думаю, что это не такие уж большие деньги, и казахстанцы вполне могут себе позволить такое страхование.
Пять тысяч долларов вряд ли согреют душу хозяину разрушенного жилища стоимостью в 50 тысяч долларов, а «если есть в кармане пачка сигарет, значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день». К тому же профессор научно-исследовательского центра биофизической экологии Виктор Инюшин считает, что сильных землетрясений в ближайшее время не будет.
– В конце мая – начале июня ожидаются землетрясения, но с дальними эпицентрами, – заявил он в ходе пресс-конференции. – Это 3–4 балла. То же самое можно сказать обо всех летних месяцах. Пока в Алматы благоприятная обстановка, к тому же у нас есть меры защиты города.
Да и сами страховщики могут «застать в руинах свои города» и потерять информацию о плательщиках взносов.
– Мы обсуждали этот момент, – поспешила ответить на вопрос София Москаленко. – Скорее всего, нужно будет перестраховать этот денежный фонд в других государствах мира. Необходима удалённость серверов для хранения денежных фондов. Кроме того, мы потихоньку отходим от бумажных страховых дел – у нас есть единая статистическая база данных, где содержится информация обо всех автовладельцах. До 2012 года мы соберём информацию по всем обязательным видам страхования. Сейчас нужно выходить на другой уровень и показывать населению и государству, как можно сохранить свои деньги и имущество…
То есть наши граждане будут платить не только за страховку, но и за перестраховку. Может, лучше сразу отчислять взносы какой-нибудь страховой компании в Австралии? Дешевле обойдётся?
Но это ещё не всё. На сегодняшний день страховые взносы на случай землетрясений в Казахстане варьируют от 0,2 до 1% от стоимости жилья. Выходит, для определения размера «обязаловки» нужно срочно оценить недвижимость во всей республике. Кто же будет платить за работу оценщикам? Или всё это будет происходить из национальной солидарности?
– Да, необходимо оценить жилой и коммерческий фонд недвижимого имущества, – продолжила представитель Ассоциации страховщиков Казахстана. – Градообразующие предприятия тоже должны быть оценены. Это очень большая работа – пересмотр всех тех данных, что есть в государстве.
Пока на это интересное предложение Комитет по финансовому надзору (бывший АФН) никак не отреагировал.
– Министерство по ЧС отправило запрос регулятору, – пояснила София Москаленко. – Там указывается то, что у казахстанцев есть определённые риски, и мы готовы участвовать в рабочих группах по внедрению обязательного страхования на случай землетрясений, наводнений и пожаров. Там нет никаких точных данных, просто выражается мнение по поводу решения проблемы…
Но, может, нам не нужна такая обязаловка? Просто будем следить за собой, будем осторожными, и никакие взносы платить не придётся?
Римма ИВАХНИКОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.