15 Сентября 2010 11:27:00

Почему люди не? (+фото)

Пьеса, написанная Сергеем Астраханцевым, актером и режиссером Восточно-Казахстанского облдрамтеатра им. Жамбыла получила признание в России.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Спектакль на крыше

Летом в Белгороде с успехом шел моноспектакль по пьесе Сергея Астраханцева «Почему люди не?». Оксана Половинкина, идеолог и режиссер молодежного театра «Спич’ка» приглашала зрителей собраться у памятника Князю Владимиру, и затем организованно прошествовать на крышу. Самую настоящую крышу, открытую всем ветрам и птицам.

Для Усть-Каменогорска, мягко говоря, дико и невероятно – смотреть спектакль, сидя на какой-нибудь из крыш пятиэтажек. Мы привыкли нежиться в креслах, в антракте выпивать рюмочку коньяка в буфете, а после - стоять в очереди за пальто.

Моноспектакль «Почему люди не?» не из таких. Это – свежий взгляд на обыденность. Чарующий искренностью монолога рассказ об очень одиноком человеке. Настолько одиноком и разочаровавшемся в жизни, что он решает залезть на крышу и покончить с собой.

«Ни одна живая тварь, ни одна, от микробов до китов не создает себе условий, чтобы сдохнуть! Кроме… правильно… homo sapiens’а – человека разумного! Какого к черту разумного?! Ты же сам себя травишь, давишь, истязаешь, отстреливаешь пачками сам себя. Целый набор противозачаточных средств изобрел!..» - после этих слов главный герой пытается перелезть через перила ограждения, но чувствует, что не все еще сказано, а может – и не все потеряно?..

Ему не нравится его жизнь как процесс существования, ему нужна жизнь без претензий на понимание ее цели и прочей философской дребедени, которую изобрели поэты и врачи. Когда мир не ограничен площадью твоих шагов, когда можно понюхать фиалку на подоконнике у симпатичной старушки, поклевать вместе с воробьями хлебного мякиша или просто куда-то идти, радостно напевая песенку под нос…

…Это невозможно, и он все-таки прыгает. Плащ цепляется за выступ поручней, и мужчина повисает над городом.

«Кукольный театр какой-то, а не суицид», - говорит герой и вскарабкивается обратно на крышу. Снимает свой плащ, берет шляпу, сооружает из этого и подручных средств фигуру человека.



«Тебя как звать-то? А, ну да, Плащ… Очень приятно. Зови меня… Зови меня Хозяин. Тебе все равно, а мне приятно. Вот скажи мне, Плащ, почему люди не летают как птицы?..» - но у Плаща нет сердца, оно не болит, не стонет, в полет не зовет, с крыши не сталкивает.

Тогда герой решается поговорить с Богом: «Где душа? Болит, а йодом не помажешь, не перебинтуешь… Знаешь, в чем твоя ошибка? Большая ошибка. Ты дал людям язык… Подумай, если бы эволюция шла по пути чувственного развития, мы бы были другими. Не воровали, разговаривали с животными, растениями… Это ведь, наверное, очень интересно побеседовать с елкой, и спросить, как ей нравится на нашем новогоднем празднике?..»

Главный герой сравнивает наш мир с постановкой пьесы, когда режиссер сам не разобрался со сверхзадачей, идеей, предполагаемыми обстоятельствами; как тот художник, что писал картину, а потом ножичком по холсту!

«Кстати, сейчас репетиция, или мы уже премьеру играем? Как какая разница?! Если репетируем, так какая-то надежда есть, смысл. А если билеты уже проданы, то, честно скажу, провальный спектакль! Такое впечатление, что Ты сам не знаешь, что творишь!»

Но когда мужчина снова подходит к краю крыши – гремит гром. И вместе с громом приходит просветление: «Жить, а не проживать! Умереть, а не скончаться! И никак иначе. Вот теперь мне хорошо. Теперь мне легко!»

Из интервью с Сергеем Астраханцевым

- Порой книги посвящают женам, родителям или даже любимому псу. Все зависит от источника вдохновения. Но, пьеса, посвященная завлиту – это нонсенс!

- Пьеса посвящена завлиту, по причине наличия в театре, в котором я работаю, замечательного заведующего литературной частью Светланы Антоновой. Именно она сподвинула на написание этой вещи вашего покорного слугу. Перекидывая мост от конкретного человека к профессии завлита вообще, сообщу следующее: однажды пришло осознание, что это тот самый человек, с которого начинается громадное дело. Весь труд от поиска и подсовывания пьесы режиссёру, до сохранения истории театра имеет колоссальное значение, не принося неприметному завлиту ни славы ни дивидендов. Посвящение пьесы завлиту - дань уважения этим людям, не срывающим лавров. "Завлит это - серая мышь, первой увидевшая восход солнца".

- Вы бы сами хотели вот так вот забраться на крышу, были ли у вас когда-нибудь схожие мысли с героем? Когда читаешь, кажется, вот и я бы точно так же сказала…

- Крыши я люблю, но не с целью бросаться оттуда, а вот полетать это здорово. Что касается мыслей моих и персонажа, то они не все мои. Я проводил опрос некоторых людей и кое что, например, обида за то, что хорошие люди уходят раньше, подсказана актрисой Варварой Пак. Хочется верить, что другие мысли и чаяния принадлежат не только мне, но и другим людям, ведь трудно быть одиноким, правда?

- Верите ли вы в Бога, о чем бы вы спросили его оказавшись на месте своего героя?

- В бога я не верю. Но очень хочу, что бы он был. А при разговоре с ним, (если он вдруг есть), скорее всего, я не смогу задавать ему вопросы, а вот он мне да. К этому нужно готовиться.

- Увидят ли усть-каменогорские зрители моноспектакль «Почему люди не?»?

- Перспективы подобных пьес в нашем городе? Мне кажется, всё совсем не просто. Нужно пробовать, всё станет ясно.


Пьеса «Почему люди не?»


Анастасия Антонова, фотографии предоставлены театром «Спичка»

Источник: yk.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии