24 Февраля 2010 18:16:00

Преданность и предательство

20 февраля в Областном драматическом театре им. Жамбыла состоялась премьера спектакля «Очень простая история» Марии Ладо в постановке Сергея Астраханцева.
0 КОММЕНТАРИЕВ

История не так проста, как кажется на первый взгляд. Во-первых, основными действующими лицами здесь являются животные. Они наивны, чисты, любознательны, преданны своим хозяевам. Они не понимают, что такое деньги, и зачем убивать не родившегося младенца...

Сюжет не новый. В раннем постмодернизме философские притчи о животных были довольно распространенными. Джордж Оруэлл использовал животных как аллегорический прием в своей антиутопии. Джулиан Барнс готов был спорить даже с богом о том, есть ли у них душа. Прием очеловечивания - довольно спорный фактор. Без него не обойтись, ведь как еще донести переживания и мысли животных, если не таким способом? Но с другой стороны, зачем им придавать человеческие черты, если именно эти черты мы и пытаемся в себе изменить? Драматург Мария Ладо в своей пьесе пошла по другому пути: она «высветила», сосредоточила все положительные человеческие качества в мирных обитателях сарая и безжалостно сравнила их со всеми «обыкновенными» качествами людей. Выигрыш, к сожалению, не в пользу человечества.

И чем никчемней отношения между хозяевами, тем на их фоне виднее искреннее удивление животных зверствам и несправедливости, творящимся в маленьком мире. Одна из ярких ролей в этом спектакле принадлежит Н. Коровиной, сыгравшей Свинью, преданную и любящую сурового Хозяина (М. Горбанев). Вообще, персонаж свиньи противоречив в литературе. Ссылаясь на Оруэлловский «Скотный двор», можно утверждать, что свиньи — олицетворение хамства, честолюбия и наглости. Но там мы видели аллегорию на людей, здесь же — противопоставление. Попытка переосмыслить для людей абсолютно обычные вещи с точки зрения существ более чистых и праведных. После смерти от рук любимого Хозяина, Свинья становится ангелом. Да-да, вопреки библейским заветам, утверждающим, что животные не имеют души.

А не пора ли тогда нам осуществить переоценку ценностей? Может быть, только они достойны быть в раю? И нам стоит задуматься над некоторыми вещами, которые мы ежедневно совершаем без особой цели или с привычной жестокостью, переступаем через дорогих людей ради денег или личной неприязни... Как, например, Хозяин и его Сосед (В. Муравицкий) — нелепый пьяница, ворующий самогон все в том же сарае. Их вялая вражда похожа на драку лежащих рядом нерп, у которых нет естественных врагов, и они хлещут друг друга короткими плавниками. Вроде как и в детстве вместе играли, а сейчас стали важнее принципы материальные. Или Хозяйка (М.Соколова) отправляющая дочку Дашу (Н.Снегирева) на аборт. Или бессмысленная ненависть отца к жениху Даши Алексею (В.Ястребов). Глупые предрассудки, проблемы на пустом месте и на другой чаше весов - маленькая жизнь.

Абсурд... И с этим не поспоришь. Но смерть Соседа — жертва будущей внучке — говорит о том, что он не был настолько никчемным человеком. И вновь расхождение с библией — самоубийца становится ангелом. Но пьеса не претендует на новый завет для человечества, она затрагивает те струны души, которые уже начинают ржаветь и вот-вот перестанут звучать...

Таким камертоном, настраивающим души на нужный лад, стала сцена, где каждое животное предлагает отдать свою жизнь взамен человеческой, чтобы стать ангелом-хранителем будущей жизни. Бескорыстная преданность людям заставляет молодого Пса (А. Латфи), старую Лошадь (И. Красикова / В. Пак), беременную Корову (С. Степанова) идти на столь отчаянный шаг. Немного истеричный Петух (А. Егоров) смешно и жалко пытается восстановить справедливость. Старая Лошадь — символ безграничного смирения и опять же преданности. И еще раз преданности! А взамен получается почему-то предательство. Отдал бы кто-то из нас жизнь за маленького Теленка (которого сыграли юные В.Степанова и В.Коровина)?.. Аналогия прослеживается сразу: человек и Корова — обе беременны. Но одна готова делать аборт, а вторая искренне не понимает его смысла. Логическое завершение спектакля единением и восстановленной справедливостью под лубочную музыку (музыкальное оформление — Е.Мищенко) выглядит правильно. Так хочется сказать, но возникает вопрос: что же происходит в жизни? В итоге на сцене возникает два так называемых «человечества»: хорошее и не очень. Первое испытывает жалость ко второму. (Так обычно делают более сильные и развитые существа.) Режиссерская задумка удивительна: показать зрителю нас же самих, только лучше в образе зверей. Не зря же костюмы животных совершенно человеческие, сама история рассказана Лошадью, а сарай объединяет два вида живых существ (художник-постановщик— В.Лукьянов). Здесь началась жизнь Теленка и младенца. Здесь Сосед увидел настоящую преданность в глазах Лошади, когда она готова была умереть и смог разговаривать с животными. Только отличие этих существ в том, что одни преданны, а другие предают. Как сказал модный нынче писатель Януш Вишневский: «Господи, дай мне сил стать таким, каким считает меня моя собака!»

Такие спектакли хотелось бы видеть на сцене театра почаще. А то вдруг мы скоро начнем путать, что такое преданность и что такое предательство?..


Анна Маципуло

Источник: yk.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии