Псевдорелигиозные течения: опасно для жизни
Наиболее характерной чертой является агрессивный, тоталитарный стиль их деятельности. В их сети попадает в основном молодежь, которая за короткое время пребывания в секте (2—4 месяца) резко меняет свой образ жизни и поведение: оставляет учебу, работу, нередко уходит из семьи, враждебно относится к родителям, утрачивает прежние интересы, полностью отдаваясь затворнической сектантской жизни. Происходит поразительное изменение личности в сторону аскетизма, погруженности в замкнутый, иллюзорный, отрешенный от окружающего реального мира мир мистики и мифа. Российский ученый профессор Ю.Полищук, предлагает выделить несколько причин и условий этого опасного явления:
- во-первых, к нему предрасполагает образование за последние годы духовного и мировоззренческого вакуума в сознании молодежи после разрушения коммунистических идеалов;
- во-вторых, определенную роль играет активная пропаганда и насаждение религии, религиозного сознания, нетрадиционных религиозных представлений и верований с помощью зарубежных миссионеров и проповедников;
- в-третьих, широкая популяризация средствами массовой информации мистических, мифических, оккультных и иных иррациональных идей и представлений (НЛО, полтергейст, экстрасенсорика, биоэнергетика, астрология, ясновидение, телепатия, загробная жизнь и др.); - в-четвертых, растущая тенденция к психологическому отчуждению человека от общества и других людей наряду с ростом потребности найти в чем-то смысл жизни или утешение перед лицом трудностей современной жизни (угроза безработицы, растущая преступность, деградация культуры, задержки зарплаты и пенсий).
Как отмечают ученые, человеческое сознание никогда не было одинокой крепостью, оно всегда было частью группового укрепления. Сознание отдельного человека пока еще очень слабо перед натиском любого группового образования, достаточно организованного и целенаправленного.
Псевдорелигиозные учения интенсивно используют данное обстоятельство, стремясь сразу заполучить потенциальных адептов на свои коллективные мероприятия: семинары, собрания, службы и т.п.
На сегодняшний день существует множество практик воздействия на нервную систему и мозг человека, то есть на человеческую психику.
Для того, чтобы вычислить псевдорелигиозное учение, необходимо выделить признаки тоталитарности. Проще всего это сделать, сравнивая методы деятельности секты с методами деятельности основных конфессий.
Можно выделить ряд признаков, деятельности псевдорелигиозных организаций, позволяющие назвать их тоталитарными. Но особое внимание необходимо уделить обрядовой и проповеднической деятельности.
Тоталитарные секты – это группы, в которых применяются комплекс специальных психологических приемов, именуемый манипуляцией сознанием (контролем сознания), с целью подавления воли человека и контролирования его мыслей, чувств и поведения. Члены секты превращаются в рабов, лишенных как финансовых, так и личных и общественных ресурсов, необходимых для выхода из группы. (Далее будем говорить именно о тоталитарных сектах). Методики манипуляции сознанием приводят к разрушению личности в физическом плане (неполноценное питание, недостаточный сон, напряженная работа), в психическом (искажение личности, поведения и способности критического суждения), в умственном (обеднение всех областей знания, не имеющих отношения к секте) и социальном плане (подавление способности к общению, враждебность по отношению к обществу).
Действия по вовлечению в секту можно условно поделить на четыре этапа, на каждом этапе – свои задачи:
1. Человек окунается в теплую сердечную атмосферу группы, его окружают заботой и вниманием. Ему искренне радуются. Он ощущает свою значимость: «ты красив, умен, ты нужен нам для великой миссии». Ему предлагаются простые, доступные и привлекательные ответы на сложные вопросы существования (жизнь, смерть, болезнь...). Как будущему члену секты ему гарантируют счастье, свободу, знание. На этом этапе человеку показывают контраст между жестоким, эгоистичным, холодным окружающим миром в котором царят хаос и смятение (и то ли еще будет!), где он «никому не нужен», и дружественной, заботливой группой, где его знают, ценят и любят. Этот момент принято считать первым этапом соблазнения и обольщения.
2. Будущему адепту объясняют, что для достижения обещанных ранее благ ему необходимо выполнять ряд «духовных» и физических упражнений. Ему не оставляют свободного времени: изматывающий долгий рабочий день, лекции, хождение по домам или общественным местам (с целью вербовки новых членов), продолжительные медитации, скандирование молитв, сбор средств (попрошайничество), обучение доктрине секты следуют друг за другом и в сочетании со скудным питанием и недосыпанием препятствуют члену секты остановиться и подумать, что он делает или как живет, отбивают желание критически осмысливать происходящее. Медитации, монотонное пение и повторяющиеся действия при интенсивном их использовании приводят к торможению мыслительных процессов и создают (индуцируют) состояние высокой внушаемости. В результате он должен полностью отречься от своего прежнего образа жизни, характера, привычек и от свободы принимать самостоятельные решения. Эта лукавая техника серьезно затрудняет сообщение сектанта с миром (с родственниками и друзьями) и фактически обедняет до ничтожества его мысль.
3. На этом этапе усилия секты направляются на разрыв с семьей, с друзьями, с обществом. Человека побуждают бросить учебу (работу), сменить место жительства (другой город или даже отъезд за границу для продолжения сектантского образования). Любая исходящая извне информация объявляется подозрительной. Все, кто критикует секту, представляются негативно, как опасные, выступающие против прогресса человечества. Настойчиво советуется более не встречаться с ними, клеветать на них, или, если возможно, подавать на них в суд. Иногда семья объявляется ответственной за все трудности, с которыми сталкивается или сталкивался ранее член секты. Членам группы разъясняют, что «общество сопротивляется, у него есть свои привычки, свои интересы, вам не поверят, вас будут преследовать. И это доказательство, что вы - в истине. Не так ли было с большинством праведников?». Это ловкая аргументация - чем большее сопротивление встречает член секты, тем более глубоко он вовлекается в группу.
4. На последнем этапе человек становится целиком зависимым от секты. У него нет личного дохода, социальной поддержки, существенного профессионального опыта. Частые перемены мест не позволяют ему устанавливать устойчивые связи с внешним по отношению к группе миром, которые могли бы облегчить возвращение. Старых друзей больше нет, семейные узы или оборваны или напряжены до конфликта. Часто используется тактика брака внутри группы – невозможно уйти одному, надо, чтобы одновременно этого захотели двое.
При помощи жесткой дисциплины, явных и завуалированных угроз, чередованием наказаний и наград, постоянного доносительства навязываются и постоянно поддерживаются чувства вины и страха. Сформированные комплексы страха перед внешним миром и личной вины перед группой, чувство собственной беспомощности заставляют сектантов даже в случае разочарований решать, что легче остаться, плыть по течению.
Счастье, свобода, богатство личности или знание обещаются на каждом этапе, если член секты соглашается терпеть страдания еще большие, чем он уже перенес, поэтому каждый раз он говорит себе, что было бы глупо отступать, когда стоишь так близко к цели, что все его страдания (а часто и деньги) пропали впустую. Чем более член секты страдал, тем более он готов страдать еще больше.
Обрядовые практики псевдорелигиозных сект бывают различными от коллективных чтений мантр (медитаций, чтения зикра и т.д.) до избиения друг друга физически адептами псевдорелигиозного учения.
По данным Ассоциации центров по работе с жертвами деструктивных сект в Республике Казахстан, в месяц до 50 пострадавших от деструктивных религиозных культов обращаются за помощью.
Одним из таких культов является «Ак Жол». По информации Ассоциации, территория распространения данной религиозной деструктивных секты весьма масштабна. Недавно спецслужбы Минска признали самой опасной сектой секту «Ак жол», которая зародилась у нас в Казахстане в поселке Чунжа и разрослась до масштабов СНГ.
В 1990 г. житель посёлка Чунджа Уйгурского района Алматинской области, колхозный шофер Фархат Абдуллаев, взяв псевдоним Фархат ата, объявил себя создателем всего сущего. По мнению его последователей, Фархат ата лечит от всех недугов, для чего достаточно произнести формулу, состоящую из отдельных слов и цифр, придуманных им, смотреть на солнце, пить чай с молоком и солью, а также читать журнал «Звезда вселенной».
Однако проведенное казахстанскими учеными исследование показало, что такая методика использует психотехнологию, способную изменить сознание человека. Она вырабатывает повышенную внушаемость у вовлекаемых в ряды движения последователей. «Врачи также считают, что воздействие солнечных лучей на глаза может вызвать патологическое расстройство функции органов зрения», - отметил заместитель прокурора области.
В январе 2008 года 48-летняя жительница костанайского пригородного поселка Альжанка Римма Байгабылова выпила уксус. Умерла она 24 января, промучившись двое суток, так и не позволив родным вызвать «скорую». Без матери остались четыре дочери. Семья заявляет: "Причиной самоубийства стала секта «Ата жолы». Незадолго до трагедии мы заметили на теле мамы множественные синяки. Это были следы от ударов камчой, так в секте изгоняют из тела "плохую ауру". Мы иногда тоже ездили с мамой в Орду и сами видели, как изгоняют болезни, но то были легкие удары. Как получилось, что кожа у мамы была вся синяя, - этого мы не знаем».
«Ак жол» ныне также имеет ответвление «Ата жол». Люди, и прежде всего это молодежь – зачастую уходят оттуда запуганными и подавленными, говорят психологи. Некоторым членам организации ее руководители даже предлагают выплатить своеобразные откупные, а для этого, к примеру, советуют продать квартиру или избавиться от другой собственности.
В результате исследований многочисленных негативных последствий для здоровья и психики человека в Казахстане была запрещена деятельность Ата жол (Аль-ата, Ак жол).
По данным, опубликованных на официальном сайте Департамента Юстиций Актюбинской области приведена примерная схема вербовки сектантами граждан: «Когда люди едут по святым местам, они встречают там неких женщин, которые якобы могут разговаривать с духами святых мест и передавать их слова простым людям. Эти женщины подходят и говорят, что у вас есть целительские и пророческие способности, об этом, дескать, им сказали духи. Говорят, что вы непременно должны развить в себе эти способности, вам дается время на размышление, но с предупреждением: если не решитесь, то заболеете, а ваши близкие пострадают. Так люди и становятся «целителями».
В случае отказа вступить в организацию и стать целителем человеку нужно что-то отдать: разговор заходит даже о продаже квартиры – деньги нужны, чтобы тебя отмолить.
При зомбировании человека проповедники такого рода организаций нередко используют прием нейролингвистического контроля, который применяют в психологии. Эта методика позволяет программировать мышление и поведение человека с помощью специально составленных фраз. Но в психологии ее используют для улучшения психического здоровья и решения сложных ситуаций, программирование выбирается с помощью самого клиента, с учетом его пожеланий. Здесь же программирование используется без предупреждения. Идеолог и вдохновитель духовно-культурного центра «Ак жол» считает себя очередным пророком, которая через аудио- и видеосвязь черпает информацию из Космоса.
Ее последователи верят во все ею сказанное беспрекословно. В нескольких газетных публикациях и отдельных брошюрах основательница организации прямо утверждает, что имеет непосредственный контакт с параллельным миром, вхожа в царство мертвых, рай, чистилище, встречалась с их обитателями, может предсказывать будущее.
О том, что подобные заявления – чистой воды ложь и никогда не подтверждаются на деле, говорит огромное количество материалов, убеждающих, что никому пока еще не удалось показать ничего паранормального, а научные лаборатории, пытавшиеся найти хоть что-то в этом плане, закрываются после десятилетний безуспешных поисков.
Что же это за организация?
Это авторитарная организация, главный смысл существования которой – власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками – религии, психологии, культурологи, педагогики, политики и так далее, распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроль сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера.
Манипулирование – это психологические насилие. А что делают в Ата Жол? Манипулируют сознанием людей. Навязывают жизненные ценности и поступки. А это – нарушение прав человека! В каждой псевдорелигиозной организации используются приемы НЛП (нейролингвистическое программирование) – в Ата Жол их с избытком. Смерть двух женщин, покончивших свою жизнь самоубийством – страшное подтверждение опасности этой мистически-оккультной религиозной организации.
Методы воздействия на человека в этой организации тщательно проработаны, ориентированы на установление полного и постоянного контроля, подавление личности и отличаются жестокостью мистической направленностью.
Таким образом, рассмотрев основные методы и последствия вербовки в секты, необходимо сделать вывод, что казахстанское население является плодотворной аудиторией для деструктивных сект. Для предотвращения деятельности таких организаций необходимо поднимать религиозную грамотность населения, решить экономические и социальные проблемы граждан, привлекать представителей традиционных религий, авторитет которых может помочь в борьбе с деятельностью сект.