РасПЛАТА за обучение
Наша редакция решила поинтересоваться, как учится тамошним студентам, чтобы понять, насколько далеко зашвырнули наших.
Во французской стороне:
Возьмем для начала, к примеру, Францию, где образование как таковое бесплатное.
- Что касается бакалавриата, - говорит координатор по обучению во Франции французского консульства Ирина Чубарова, - студенты делают взнос в пределах 200 евро в год. Эти деньги идут на оплату записи в университет и за пользование библиотекой. Относительно магистратуры - от 400 до 600 евро в год и тоже за пользовательские услуги. Во Франции есть университеты государственные и частные. В государственных могут быть некоторые факультеты или филиалы на платной основе. Есть еще высшие школы с дизайнерскими, архитектурными уклонами, инженерными направлениями. Обучение там дорогостоящее: от 5000 евро, доходит даже до 30я000. Можно выбирать, но каждый француз имеет возможность учиться бесплатно.
- Образование во Франции с недавних пор стало бесплатным или это традиция государства?
- Оно всегда было бесплатным в государственных вузах, чтобы люди имели возможность учиться. Тамошние власти заинтересованы в том, чтобы нация была грамотной.
- Много наших студентов учится во Франции, для иностранцев обучение платное?
- Наши абитуриенты сдают экзамены в одиннадцатом классе и поступают только по результатам. Главная задача - выявление уровня языка, дополнительных экзаменов нет. Казахстанцы также оплачивают небольшую сумму за запись в университет. Ну и, конечно, покрывают свои расходы по питанию, проживанию, передвижению. А за само обучение университет с них денег не берет. До последнего времени существовала система, при которой, если студент получил приглашение, ему нужно было из Казахстана бронировать квартиру, что очень дорого. С этого года мы подписали соглашение с организацией КNOUS - это национальный центр по университетской и школьной деятельности, которая предложила нашим поступающим получить статус стипендиата. Это дает очень многое: студент обеспечивается жильем (получает комнату в общежитии, которая обходится в 120-150 евро в месяц, в то время как снять квартиру там можно за ту же цену, что и у нас - 500-600 долларов), кроме того, национальный центр занимается оформлением всех документов, страховки, а также ежемесячно информирует студентов о каких-то новшествах, решает разного рода проблемы, помогает устроиться на работу. Статус стипендиата предусматривает также скидки на посещение различных мероприятий. К примеру, если билет на оперу там стоит 20 евро, то наши студенты платят 5-7.
Ежегодно подают заявления 15-20 выпускников казахстанских школ. В прошлом году на учебу во Францию уехали семь наших соотечественников.
Никаких денег не жалко!
Система высшего образования Финляндии представлена университетами и политехниками (институтами). И те и другие имеют свои сильные стороны. Университетское образование больше ориентировано на академические знания, в то время как в политехниках упор делается на практические задачи. По окончании политехника выдается диплом о высшем образовании и присваиваются научные степени - "бакалавр" и "магистр". Обучение для иностранных студентов, как и для граждан Финляндии, является бесплатным. Студенты должны обеспечить только свое проживание и оплатить страховку. Кроме того, в большинстве вузов у каждого иностранного студента есть свой личный куратор на весь период обучения, который помогает по вопросам не только учебы, но и прав, обязанностей, визы, стажировок, работы, социальной жизни, банков, транспорта, каникул, спорта и т.д. Для студента это совершенно бесплатно и финансируется из бюджета вуза.
Финская система образования имеет еще ряд преимуществ: возможность работы во время учебы, возможность бесплатного изучения финского языка и получения вида на жительство по окончании вуза.
Система образования этой страны ставит своей целью обеспечение достаточно высокого уровня знаний, навыков и просвещенности всего населения. Принцип пожизненной учебы - возможность учиться новому в любом возрасте - охватывает все ступени с начального обучения до образования взрослых. В 1998 году доля расходов общества на образование составила 6,2 процента валового национального продукта Финляндии (в среднем по странам - участницам Организации экономического сотрудничества и развития этот показатель составляет 5,3 процента).
За учебу денег не берем
Еще одним примером для подражания в сфере образования является Чехия. С 1999 года высшее образование на чешском языке в государственных вузах республики является абсолютно бесплатным для всех, включая иностранцев. Стоимость обучения в частном чешском вузе - от 1000 евро в год.
Уровень цен в Чехии не требует больших расходов на жизнь студента. Во всяком случае, по сравнению с остальными странами Европы. Кроме того, студенты пользуются огромным количеством льгот и скидок практически на все виды товаров и услуг. Кроме того, чешское законодательство позволяет имяработать во время учебы.
Что касается качества чешского образования, то оно выше всяких похвал. Традиции высшего образования в Чехии берут свое начало вяXIV веке, когда в Праге был открыт Карлов Университет. С этого времени Чехия была одним из важнейших центров образования в Европе, оставаясь им и по сей день.
Чешское образование соответствует лучшим европейским и мировым стандартам. Оно является частью единой европейской системы, а органы Европейского союза строго следят за соблюдением всех условий качественного образования. На сегодняшний день в стране действует более 70 государственных и частных вузов, между которымиясуществует дух соревнования, поэтому условия для студентов улучшаются с каждым годом.
Дипломы чешских вузов признаются во всех странах мира. А выпускник чешского вузаяможет стать резидентом страны в упрощенном порядке. Это происходит в рамках программы привлечения в Чехию молодых трудоспособных людейядля получения высшего образования и укрепления потенциала страны. Получив высшее образование в Чехии, можно без проблем трудоустроиться в любой стране объединенной Европы.
Обогнали немцев
Или вот Германия. В январе 2005 года конституционный суд этой страны постановил, что каждый регион вправе самостоятельно решать, будет обучение платным или бесплатным. В 2007 году в вузах Германии была введена плата за обучение: сначала в пяти землях, потом и в других регионах. По данным немецкого журнала "Фокус-Кампус", плата за получение высшего образования не введена только в Берлине, а также землях Бранденбург, Шлезвиг-Голштейн и Мекленбург-Верхняя Померания. В остальных регионах стоимость обучения колеблется от 35 до 900 евро за семестр.
Однако, к примеру, в вузах федеральной земли Гессен с зимнего семестра 2008/2009 года плата была отменена (в том числе и для иностранных студентов). Гессен - один из крупнейших академических центров страны. Более 160 тыс. студентов учатся здесь в пяти университетах, двух художественных вузах и пяти высших специальных учебных заведениях. До сих пор плата за учебу составляла там 500 евро за семестр (1000 евро в год по нашим деньгам - это около 200я000 тенге). Напомню, что по западным меркам 1000 евро в год не считается неподъемной суммой.
Для сравнения: в казахстанских вузах на сегодняшний день это минимальная цена. К примеру, факультет экономики в Казахском национальном университете обходится нашим сегодняшним студентам в сумму от 399я000 до 470я000 тенге. И это еще не предел, в мае цены будут пересмотрены и, конечно, не в пользу абитуриентов:
А вот ожесточенные дебаты студенческих профсоюзов и властей Германии по поводу введения платы за обучение привели к тому, что некоторые земли ввели различные послабления и даже, как в случае с Гессен, вообще отменили плату.
В Гамбурге, например, парламентскими партиями было предложено сократить до 375 евро плату за семестр, однако эта мера не устроила общество студенческой взаимопомощи (Studentenwerke). В профсоюзе считают, что даже эта сумма остается непосильной нагрузкой для студентов из небогатых семей, и требуют полной отмены платы за обучение.
Одно радует: нашим чиновникам от образования есть куда стремиться. По ценам мы вполне можем взять курс на Америку. Агентство США по международному развитию ЮСАИД любезно предоставило нам данные по оплате за учебу в некоторых университетах страны.
Частные учебные заведения: Гарвардский университет, штат Массачусетс, город Кембридж, годовая оплата - $36173; Йельский университет, штат Коннектикут, город Нью-Хейвен - $35300; Джорджтаунский университет, Вашингтон, округ Колумбия - $38122.
Государственные университеты: Университет Калифорнии в Беркли - годовая оплата для резидентов штата - $8932, для нерезидентов - $29540, Университет Северной Каролиныя- $5396 и $22294 соответственно.
Анна ГОНЧАРОВА
Против ЕНТ , или Валдайские кочевья
Официально у нас одиннадцатилетнее образование. Но фактически дети недоучиваются и до десяти. В старших классах никакой учебы нет.
Старшеклассникам заниматься некогда и незачем. Они зубрят тесты ЕНТ, на все остальное и учителя, и родители смотрят сквозь пальцы. О каком-то творческом процессе, логическом мышлении или радости познания говорить не приходится. Все сводится к схоластическому, попугайскому заучиванию правильных ответов. Даже учебники им не нужны: несколько тонких брошюр с вопросами - вот и вся наука!
Престиж школы определяется средним баллом ЕНТ, набранным ее выпускниками. На чем основываются успехи многих учебных заведений? На том, что они возят детей в центры тестирования по два-три раза в неделю. Тут уж действительно надо быть особо тупым, чтобы не набить руку в выборе верного ответа. Но при чем тут учеба? И где тут знания?
Впрочем, не всем так везет. Сельские школьники лишены возможности ходить на тренировки. Их шансы против городских невелики. Место рождения определяет судьбу. Эдак мы и до кастового общества докатимся.
Есть и такой аспект. Единое национальное тестирование - это прежде всего тестирование нервной системы детей. В страшный день в первых числах июня их соберут в семь утра, трясущихся, невыспавшихся. Пройдет не менее трех часов, прежде чем они окажутся в аудитории. Все это проходит в атмосфере массового психоза: озабоченные учителя, сотрудники КНБ, досмотр, всеобщая подозрительность. Тяжелый стресс для детской психики. Даже хорошо учившиеся подростки могут элементарно "перегореть". Но второго шанса у них не будет.
Однако и это меркнет, когда дело доходит до самих вопросов теста. Казалось бы, ЕНТ существует уже шестой год, все вопросы должны бы быть отобраны по сорок раз, все заусеницы отполированы до блеска - но нет же!
Вопрос по биологии: назовите верховую породу лошадей. Ответ: орловский рысак. На ипподроме составители теста явно не бывали, иначе бы видели, что рысаки выступают в легкой коляске. И классифицируются соответственно: легкоупряжные.
А вот как звучит один из вопросов по истории: территория Западнотюркского каганата на севере и востоке начиналась с верхних течений Волги и Иртыша: Стоп! Волга начинается на Валдайской возвышенности, на северо-западе от Москвы. Исток Иртыша находится в покрытых снегами и ледниками хребтах Монгольского Алтая. Между этими регионами четыре тысячи километров, полторы длины Казахстана. Масштабно мыслят наши историки!
Вопрос по английскому языку: подберите синоним к слову bright (блестящий, яркий). Ответ: smart (умный, сообразительный)! А слово sad (грустный, печальный) вдруг оказалось синонимом слова dull (тупой, глупый). Неужели английский язык такой бедный? Да нет же, вместо sad вполне можно сказать cheerless, doleful, depressed, despondent, disconsolate, lugubrious, melancholy, dejected, sorrowful, mournful, downcast, regrettable, deplorable, unhappy, lamentable: Но и в самом деле, очень sad, что вопросы ЕНТ такие dull:
Вопрос по истории: по сведениям М. Кашгари, в VI веке название Сайрам носил город : Ответ: Испиджаб. Простите, но тюркский классик говорил строго наоборот - это Сайрам сначала носил название Испиджаб! И, кстати, впервые упомянут город был веком позже! Так же, как и не было в X-XI веках мавзолея Алаша хана - не родились еще тогда ни сам хан, ни даже его прапрадедушка! А ведь этот ляп кочует в тестах из года в год!
Вопрос по биологии: назовите заболевание почек. Ответ: энурез. Причинами ночного недержания мочи может быть что угодно - от органической патологии нервной системы и вплоть до психической неуравновешенности родителей ребенка. Но при чем тут почки?
Вернемся к истории. Возьмем масштабное событие - яркую, героическую страницу в истории казахского народа: победу над ойратами - "Калмак кырылган". По версии учебника "История Казахстана" для 10 класса под редакцией Толеубаева и Касымбаева, это произошло в 1727 году у озера Буланты. В учебнике под редакцией Турлыгула и Жолдасбаева дата та же, но озеро Буланты превратилось в реку. Зато уточняется, что сражение произошло в местности Карасиыр. Берем третий учебник под редакцией Жолдасбаева и узнаем, что было два сражения: в 1727 году на берегу реки Буланты и в 1728-м в местности Карасиыр. Открываем тесты ЕНТ - сражение было одно, но в 1728 году.
И как теперь быть школьнику, от которого ЕНТ требует однозначного ответа, если к единому знаменателю не пришли сами историки? Почему мы точно знаем, что Марафонская битва произошла две с половиной тысячи лет назад 12 сентября, а для битвы у водоема Буланты, случившейся менее трехсот лет назад, даже года нет?
За ЕНТ, или Плач по кормушке
Но при всем при том, что подготовка к сдаче ЕНТ губительно отражается на учебном процессе, не учит школяров мыслить логически и не дает вразумительного представления о познаниях подростков, мы вынуждены принять ее как меньшее зло. У нас просто нет другого выхода.
Что будет, если ЕНТ отменить? Ответ лежит на поверхности. Система образования по индексу восприятия коррупции и так вышла на малопочетное первое место, обогнав в трудной борьбе здравоохранение, таможню и даже дорожную полицию. Никто не питает иллюзий, что только анонимная, формализированная и компьютеризированная проверка знаний может быть хоть как-то беспристрастной.
Научный подход появляется там, где можно что-то объективно измерить. Сельский отличник, переехав в город, часто быстро скатывается на тройки. Как можно сравнить качество учебного процесса в разных регионах страны, если у организаторов системы образования не будет количественного критерия оценки знаний? Никак! А это значит, что провальные результаты деятельности нерадивых директоров будут из года в год неочевидны и бездарность в образовании станет априори неистребимой и ненаказуемой.
Вспомните былые времена. В списках абитуриентов напротив некоторых фамилий стояли малозаметные, поставленные карандашом точки. Для членов приемной комиссии это было равнозначно приказу: вытянуть бестолочь за уши любой ценой! Кто будет возражать ректору? Все понимали: ему это тоже не нравится, но и он человек подневольный. Долго ли вспомнить такую практику?
Даже сейчас, когда коды правильных ответов ЕНТ приравнены к государственным секретам, то и дело мы слышим об утечке информации. Сотрудники КНБ изымают компакт-диски с кодами, задерживают дельцов - в соответствии с частью 1 статьи 172 Уголовного кодекса РК им "светит" до пяти лет лишения свободы. А что будет, когда и эти барьеры упадут?
Просматривая список школ, показавших лучшие результаты по сдаче ЕНТ, порой диву даешься: а как вы-то оказались здесь, среди сплошных гимназий и лицеев? Откуда же такие успехи? Схожая проблема существует и в России: некоторые регионы РФ сдают ЕГЭ в 5-8 раз лучше, чем в среднем по стране (в Москве и то - лишь в 2-2,5 раза лучше). Причем в большинстве из них не найти ничего более высокотехнологичного, чем доска и мел, и преподавателей - хронический некомплект. Значит, нащупали каналы, несмотря ни на что! Но убери ЕНТ - и то, что сейчас имеет место как исключение, в отдельных случаях будет сплошь и рядом.
ЕНТ несовершенно, спора нет. Может быть, компромиссным решением проблемы могло бы быть более "мягкое" тестирование? Не одномоментное по пяти предметам сразу, а в течение пяти экзаменационных дней, предмет за предметом?
Это дало бы возможность проверять знания выпускников более тщательно - не по 25 вопросов по каждой дисциплине, а, скажем, 60 или даже 100. В таком случае ЕНТ уже не было бы лотереей, где может повезти, а может и нет.
Плюс то, что, сдавая тесты несколько дней, ученики не будут чувствовать себя как грешники на Страшном суде. Единичный психический срыв на одном из экзаменов не погубит их надежды на высшее образование. Дайте подростку еще один шанс.
Александр КАМИНСКИЙ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.