С места в карьер
И вряд ли эти амбициозные планы воспринимались кем-то серьезно, если бы не темпы, которые набирает предприятие. Всего пару месяцев назад на месте бывшего завода по выпуску стройматериалов стоял лишь бетонный каркас. Сегодня здесь делают кирпичи, качество которых признано в мире.
Причем саму идею построения кирпичного завода Куаныш Саттыбаев вынашивал давно: были у предпринимателя свои толковые специалисты, имелось и сырье, но вот кредиты на покупку современного оборудования казались неподъемными. Свою лепту внес и нагрянувший мировой финансовый кризис. Но рук «Саттыбаев со товарищи» не опустили: сели за чертежи и сами … изобрели станки.
– Первый опыт в этом деле был очень давно, – вспоминает Куаныш Саттыбаев, – когда начала строиться Астана. Стали и мы развивать строительный бизнес. Мы тогда соорудили оборудование из 10 процентов трактора МТЗ-80. Поставили электродвигатели, начертили все, как должно быть, и на машиностроительном заводе заказали матрицу и прессы. Стали прессовать кирпич. Уже первый кирпич получился неплохой. Мы получили на него сертификат качества марки А-75. Он прошел все испытания на морозостойкость и влагостойкость, из этой марки кирпича, для примера, 3-4 этажа можно строить спокойно.
Но времена были тяжелые, надо было выживать, кормить семью. Куаныш решился нарушить все законы менеджмента, которые строго рекомендуют заниматься одним видом бизнеса и не отвлекаться на второстепенные и сопутствующие.
– Признаться, жизнь заставила экспериментировать, – сегодня говорит он. – Сначала я, бывший учитель физкультуры, ушел из школы, начал возить напитки-конфеты из-за границы. Но черная полоса прошла, бросил я это дело. Устроился в банк охранником. Всю эту систему валютного дела изучил. Одним из первых открыл сеть обменных валютных пунктов. Интересно было заниматься и ценными бумагами. Ой, если вспомнить!…. И налоговики, и бандиты были. На разборки ездили. Когда в стране порядок навели, конечно, стало работать легче. Я, продав квартиру и машину, купил два КамАЗа. Семья переехала на съемную квартиру, я купил бензовозы, стал заниматься перевозкой бензина. Потом построил первую АЗС, а затем – первую нефтебазу. Это затягивает, приходилось заниматься самообразованием. Потому что, когда инженер нефтебазы прислушивается к твоим советам – уже неплохо. Затем небольшая строительная компания появилась, сами построили базу отдыха. Пришло время вернуться к кирпичам и кирпичному заводу.
И планы, как всегда, были амбициозные: решил шемонаихинский бизнесмен привлечь к производству местного кирпича известный итальянский завод компании «Инкерам». Причем главный – самый затратный и трудоемкий этап – подготовительный уже прошел.
– На подготовку к строительству завода мы очень много денег истратили – свыше 60 тысяч долларов, – рассказывает Куаныш. – Отправили в Верону полтонны глины на испытания. Съездили в Москву, встретились с французами, австрийцами, итальянцами, испанцами. Приоритет отдали итальянцам: у них на сегодня линия по производству кирпича более современная. Решили строить завод в Шемонаихе, потому что там мы уже взяли карьер, выиграв тендер. Оформляем госакт на земли и в этом году уже начнем добычу глины – хотя бы для того кирпичного завода, который мы к этому времени уже собрали.
Кстати, еще раз об особенностях завода. Такого, как заверяет Куаныш, нет больше нигде. Помимо лицевого кирпича здесь будут выпускать еще и паратон – это большой кирпич, который сразу идет как опалубка: собирается, но разбирать его уже не надо, в отличие от опалубки. Что-то вроде большого глиняного кирпича. В одном паратоне – около 30 условных кирпичей.
Потом был заключен контракт с итальянской фирмой, и отправлена на пробу глина. Итальянцы сделали кирпич из этой глины и дали ему очень высокую оценку. Геометрия кирпичей – идеальная прочность – мирового стандарта качества. Ответ зарубежных каменщиков окрылил шемонаихинских мастеров. Но не надолго. Жизненная реальность поставила в тупик.
Все дело в том, что собственных денег не хватало. Стали искать банк с подходящими условиями. И нашли такой – опять же в Италии. «Медиа-банк» согласился финансировать идею, выделив 20 миллионов долларов под 3,5 процента годовых. Плюс к этому 1 процент накручивает итальянская страховая компания. Любой предприниматель подтвердит, что вполне приемлемые условия. Но у зарубежных инвесторов было одно условие: гарантом должен выступить казахстанский банк.
– Два наших банка «накрутили» 400 (!) процентов в год – это разорительные ставки! – говорит Куаныш Саттыбаев. – Пришлось отказаться, хотя у нас все готово, и заморозить проект.
Правда, Куаныш надеется, что это временная мера.
Кстати, настрой на работу есть и у шемонаихинцев. Завод – это первая ласточка областной программы реанимации предприятий, вот только кирпичный завод в Шемонаихе пока больше наших соседей из России. Шемонаиха находится на границе с Алтайским краем, а потому крестьянские хозяйства и предприятия Барнаула и Новосибирска уже выразили желание покупать этот кирпич: цена приемлемая, качество отличное, расстояние небольшое, да и сотрудничество с сопредельным государством приветствуется.
Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.