Сегодняшние школьные учебники порождают массовую неуспеваемость школьников - депутат мажилиса
"Ситуация со школьными учебниками продолжает вызывать обоснованную обеспокоенность как профессионального сообщества, так и общества в целом и настоятельно требует своего разрешения", - заявила Р. Полищук.
"Сегодняшние "модерновые" учебники порождают серьезную образовательную проблему, которую испытывают все образовательные учреждения - массовую неуспеваемость школьников со всеми вытекающими отсюда последствиями", - считает депутат.
По ее словам, разработку учебников в Казахстане ведут частные издательства. Министерство образования и науки РК выступает как методический центр, разрабатывающий стандарты образования, учебные планы, осуществляющий экспертизу и апробацию создаваемых учебников и учебно-методических комплексов. "Но, к сожалению, в деятельности этого механизма постоянно возникают проблемы, препятствующие появлению качественной учебной литературы", - отметила она.
По мнению депутата, одна из этих проблем - формирование издательством авторского коллектива для разработки учебника. "Поскольку у нас сегодня в этой области катастрофически не хватает специалистов, то учебники пишут те, кто когда-то сталкивался с педагогической деятельностью в той или иной степени, но никогда не раскрывал учебник педагогики, не знающие школьной практики и не подозревающие о существовании как общей теории педагогических систем, так и теории учебника", - сообщила Р. Полищук.
"Сегодня назрела острая необходимость организации в ВУЗах страны специальной подготовки авторов школьных учебников, а, возможно, и создания научно-методического производства, где по специально разработанной психолого-педагогической технологии содержание учебника будут отрабатывать специалист по предмету, психолог, методист, учитель. Только в таком случае можно надеяться, что в школу придут полноценные учебники", - считает депутат.
Другой важнейшей проблемой является отсутствие серьезной научной экспертизы представляемых работ, механизмов контроля за соблюдением обязательных стандартов образования, понимания важности и необходимости формирования экспертного педагогического сообщества, привлечения на постоянной основе к процессам совершенствования учебной литературы интеллектуально-профессионального потенциала лучших учителей страны, определения путей и направлений этой работы в соответствии с современными требованиями и проблемами, выявленными в практике применения учебной литературы.
"Тот факт, что только в прошлом году из учебного процесса было изъято 2 тыс. учебников и учебно-методических комплексов, большая часть которых отправлена на доработку, говорит в этом плане сам за себя", - отметила Р. Полищук.
"Наши учебники грешат ошибками грамматического, методического и смыслового характера, поскольку построены с нарушением всех принципов и критериев их конструирования, с отсутствием мотивационного компонента образовательного процесса... Но самое главное, все учебники перегружены информацией, и ступень абстракции ее изложения не согласована ни со способностями учащихся по ее усвоению, ни с их подготовленностью по ее восприятию", - сказала депутат.
В связи с этим депутат спрашивает Ж. Туймебаева о мерах, которые принимает Министерство образования и науки по усилению контроля за порядком разработки, организации экспертизы и издания учебников, учебно-методических комплексов и пособий для организаций образования всех уровней. Также депутата интересует, кто понес ответственность за появление некачественной учебной литературы и нанесение тем самым непоправимого вреда тысячам учащихся нашей страны.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.