19 Января 2009 13:57:00

Шито белыми нитками

Уникальному опыту организации собственного производства, внедренного в Усть-Каменогорске женщинами-инвалидами, хотели бы научиться многие в республике. Потому что это реальный шанс для каждой почувствовать себя не «человеком с ограниченными возможностями», зависящим от мизерного пособия по инвалидности, а женщиной сильной и уверенной в своем завтрашнем дне.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Вот только сами они сегодня находятся в подвешенном состоянии, поскольку судьба здания, где разместился их швейный цех, решена и, к сожалению, не в пользу инвалидов.

Ситуация просто парадоксальная. Потому что они не просят денег, не просят дать им работу, уже не просят и помощи, поскольку не надеются на нее. Они просто хотят, чтобы им не мешали. Не мешали спокойно работать и зарабатывать себе на жизнь. Потому что у каждой дети, которых нужно кормить, одевать, учить. Причем чаще всего в одиночку, ведь представители сильной половины человечества обычно бросают своих жен, узнав, что те стали инвалидами. И им пришлось научиться выживать.

Восточно-Казахстанский филиал общественного объединения «Республиканское общество женщин-инвалидов, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей» «Биби-Ана», существует уже 11 лет. Проверенные временем и общими проблемами, женщины только больше сплотились, поняв, что их организация – не просто место для общения и даже взаимопомощи, но и возможность подправить свое материальное положение.

- Я сама инвалид второй группы, - рассказывает председатель общества Кульзипа Куниярова. - Когда-то работала главным бухгалтером на предприятии, имею высшее образование. Но когда поставили инвалидность, все как-то сразу от меня отвернулись: родственники стали избегать, на работе сократили, хотя я одна воспитывала дочь. Казалось, жизнь закончилась. Даже пойти душу излить некому было. Ну кому нужны были мои слезы? А тут в газете случайно прочитала маленькую заметку, что есть такое общество женщин-инвалидов «Биби-Ана», пришла сюда.

Было это 11 лет назад. Тогда, во времена экономической неразберихи и развала, небольшое помещение, выделенное городскими властями женщинам-инвалидам, стало той отдушиной, которой каждой из них так не хватало в жизни. За чашкой чая они делились новостями, своими проблемами и радостями. Но период полной безмятежности очень быстро прошел.

- Стали к нам счета приходить: за воду 100 тысяч, за отопление 50, за свет тоже много – мы просто в ужас пришли! – сейчас уже со смехом вспоминает Кульзипа Куниярова. – Мы-то думали, раз у нас денег нет, то за нас кто-то все уже оплатил. А потом нам объяснили: либо платите, либо уходите. Спасибо американцам, что в тепловых сетях тогда были, они пошли нам навстречу. Нет, долги за тепло они, конечно, не списали, но вот рукавицы, которые женщины стали шить, в счет долга приобрели.

- Те наши первые рукавицы я до сих пор вспоминаю! – говорит Кульзипа Куниярова. – Каждая свое старое драповое пальто принесла – учились на них. С каждой стороны по человеку держат, чтобы ткань не передвигалась, пятая лекало прикладывает, а шестая мелом обводит. А у одной рука не шевелится, другая стоять не может, третья вообще глухонемая! Но когда у нас эти первые 20 рукавиц в КСК взяли в счет долга, радости предела не было! Потом осмелели – в тепловые сети пошли, там уже партию побольше предложили, так долги и закрыли. Первые деньги были с Казцинка. Тогда мы им партию рукавиц, как сейчас помню, по 60 тенге сдали. Представляете 240 тысяч тенге! Мы же эти деньги снимать втроем ходили – с охраной, чтоб никто не утащил. Сразу же ткань новую купили, на зарплату себе немного выделили.

И дело пошло. Именно тогда от канадского фонда были получены швейные машинки, стали осваивать пошив постельного белья, портянок, пеленок, мешков. Разнообразия-то особого предложить не могли, поскольку шить инвалидам проще по прямой линии, но появились свои – постоянные заказчики, кто ценил качество и надежность в работе. В первые же годы удалось обществу и гранд выиграть. Появились деньги, даже возможность отремонтировать помещение. Работа кипела: брали ткань в долг, отдавали продукцию под реализацию, налаживали свои связи с предприятиями, заключали договоры, но средств все равно катастрофически не хватало. Тогда и было решено сдать часть помещения в аренду под пивбар. А в 2002 году вдруг оказалось, что владелец заведения выкупил помещение пивбара. Кульзипа Куниярова до сих пор удивляется, как это могло произойти, ведь в 1997 году их обществу помещение было отдано на правах безвозмездного пользования. Другими словами, они им «владели», пока существовало их общество, продать вот только не могли. В случае же, если общество распадалось, то помещение должно было отойти вновь государству. У «Биби-Аны» из 150 квадратных метров осталось только 100, что, впрочем, тоже было неплохо. Так и уживались по соседству – пивбар и швейный цех женщин-инвалидов.

Настоящие же проблемы начались в прошлом году, как раз в канун 10-летнего юбилея общества, когда совершенно случайно женщины узнали, что их помещение … продается. Якобы даже формальности соблюдены – объявления о продаже были размещены в газетах. Видимо, местные власти решили, что этого достаточно и даже не предупредили женщин. Наверное, уверены они были и в том, что инвалиды в состоянии участвовать и в торгах на общих условиях.

- Нет, конечно, мы не участвовали, - рассказывает о торгах председатель. – Если бы вдруг выиграли, где бы взяли деньги, у нас нет ничего. Помещение продано магазину. Правда, его владелица – бывший член нашего общества, она пообещала, что еще три года мы можем здесь находиться, причем бесплатно, но что будет дальше – неизвестно.

Сейчас швейный цех женщин-инвалидов, а еще склад ткани и продукции, административная часть умещаются на 50 квадратных метрах в трех малюсеньких комнатенках. В таких условиях проблематично даже брать большой заказ – некуда складывать ни ткань, ни готовые изделия. Не говоря о людях, которым тоже надо где-то размещаться, шить, кроить.

- Конечно, мы обращались за помощью, но нам отвечают, что у них для садиков помещений нет, а тут мы еще…- говорит Кульзипа Куниярова. – Но три года пролетят – не заметишь, а вдруг уже завтра собственник решит продать помещение, словам ведь тоже особой веры нет, что будет с нами?

А ведь были планы и на дальнейшее развитие. Хотелось сделать ремонт, оборудовать склад готовой продукции, мечтали и о собственном магазине готовой продукции, выставках. К тому же это помещение - единственное, где женщины-инвалиды могут просто собраться и пообщаться. Оно расположено в центре, на первом этаже, рядом с остановками, что очень важно для людей с ограниченными возможностями. Неужели лишаться и этого?

- Мы поддерживаем отношения с нашими филиалами в других областях, все интересуются нашим опытом, - говорит Кульзипа Куниярова. – Потому что таких примеров – единицы. Чаще всего все занимаются только тем, что ищут спонсорскую помощь. Знаете, они живут намного лучше, чем мы, которые бьемся за каждую копейку, вернее, за возможность ее заработать. Странно, правда?

Юлия ЧЕРНЯВСКАЯ, Восточно-Казахстанская область

Источник: Газета "Мегаполис"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии