ШОС и Индия: вызовы современного подхода к региональной безопасности
На встрече министров обороны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), прошедшей в Циндао в июне 2025 года, Индия отказалась подписывать совместное заявление. Решение министра обороны Раджната Сингха вскрыло фундаментальную проблему: ШОС осуждает терроризм избирательно — исходя из политической выгоды, а не принципов. Индия выразила протест, поскольку в заявлении не упоминалась террористическая атака 22 апреля в Пахалгаме (Джамму и Кашмир), в результате которой стали жертвами 26 мирных жителей. Жертвами, в основном туристами, стали люди, которых выбрали из-за их религиозной принадлежности. Ответственность за нападение взяло на себя «Фронт сопротивления» (TRF) — прокси-группа «Лашкар-е-Тайба».
В проекте заявления содержались упоминания о вооружённой активности в Белуджистане, однако полностью игнорировался терроризм, исходящий с территории Пакистана. Такой выборочный подход совпадает с пакистанским нарративом и игнорирует задокументированные атаки на Индию. Такой подход, по всей видимости, связан с текущими приоритетами и партнерствами внутри организации, включая отношения Китая и Пакистана.
Региональная антитеррористическая структура (РАТС), созданная в 2004 году в Ташкенте, является механизмом ШОС по борьбе с терроризмом. По заявлению РАТС, в период с 2011 по 2015 годы структура предотвратила более 600 терактов и ликвидировала 440 тренировочных лагерей. Однако за этими цифрами скрываются глубокие проблемы.
Для признания организации террористической в рамках РАТС требуется единогласное согласие. Этот механизм консенсуса позволяет Пакистану блокировать действия против поддерживаемых им группировок. В то время как Китай, Индия и Россия признают «Джаиш-е-Мохаммед» террористической организацией, противодействие со стороны Пакистана не позволяет ШОС предпринять официальные шаги. Аналогично, Китай блокировал попытки Совета Безопасности ООН признать Масуда Азхара, основателя JeM, глобальным террористом.
Это ставит под сомнение устойчивость и объективность подходов к определению терроризма в рамках РАТС. Россия, например, воспользовалась механизмами РАТС для включения Фонда борьбы с коррупцией в список экстремистских организаций. Китай трактует меры в Синьцзян-Уйгурском автономном районе как борьбу с терроризмом, в то время как ряд международных организаций и наблюдателей выражают обеспокоенность в связи с положением мусульманского населения. В условиях столь разного толкования терминов, подход к борьбе с терроризмом может утрачивать последовательность и вызывать сомнения в своей объективности.
Избирательный подход ШОС к терроризму объясняется пакистано-китайским союзом. Это партнёрство формирует подход организации к вопросам безопасности. Поддержка Пакистаном террористических групп хорошо задокументирована. Ещё в 2008 году Институт Брукингса назвал Пакистан «возможно, самым активным в мире спонсором террористических групп». Многие государства считают, что Пакистан служит безопасным убежищем для террористов — местом, где они могут планировать, собирать средства, вербовать, обучать и действовать с относительной безнаказанностью.
Китай рассматривает Пакистан как стратегического партнёра, в том числе в контексте баланса сил в регионе и диалога с мусульманским миром. Кроме того, Пекин сохраняет настороженность в отношении возможной дестабилизации Пакистана, которая, по оценкам китайской стороны, могла бы усилить активность таких организаций, как Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM), представляющих угрозу для стабильности в Синьцзяне. Эти факторы во многом объясняют позицию Китая на международных площадках, где он стремится минимизировать давление на Исламабад.
Организация осуждает одни акты насилия и закрывает глаза на другие. Исключение атаки в Пахалгаме из совместного заявления — это не упущение, а проявление политической предвзятости. Когда терроризм затрагивает определённых членов, ШОС молчит. Когда это выгодно ведущим игрокам, появляются громкие осуждения.
Избирательный подход ШОС подрывает усилия мирового сообщества по борьбе с терроризмом. Прикрывая государства, поддерживающие террористические группы, организация фактически легитимизирует террор как инструмент внешней политики. Это создаёт условия для работы террористов и делает невозможной международную координацию. Такой подход разрушает авторитет ШОС. Организация, претендующая на лидерство в борьбе с терроризмом, теряет легитимность, если не способна признавать атаки на собственных членов. Допуская, чтобы одни государства пользовались терроризмом, а другие подвергались осуждению, ШОС лишь усугубляет нестабильность, с которой якобы борется.
Реформа необходима и должна быть глубокой. ШОС должна применять объективные критерии в определении терроризма. РАТС должна работать на основе квалифицированного большинства, а не консенсуса. Необходимы механизмы привлечения к ответственности стран-членов, поддерживающих террористов. Борьба с терроризмом должна быть отделена от геополитических игр.