Сильная, как голос (+фото)
В южной столице и Астане, где она ежегодно берёт первые места на конкурсе вокалистов «Әншi балапан» и в других творческих состязаниях. В Москве, куда ее в прошлом году – единственного ребенка из Казахстана! – приглашали на Кремлёвскую ёлку. И вот теперь за рубежом: после выступления летом на международном фестивале «Легенда Средиземноморья» в испанском городе Lloret de Mar 14-летнюю жительницу Усть-Каменогорска пригласили в Испанию снова: для участия в январском фестивале «Поющая Коста-Брава». Оттуда Руфина привезла главную победу в своей номинации – «Эстрадный вокал».
…Не знают её только в родном городе. Широкому зрителю имя Руфины Карибаевой неизвестно.
– Мы бы не оказались в Испании, если бы нам не помогли, - говорит бабушка певицы Менкебану Жакиянова. – Летний визит состоялся благодаря секретарю городского маслихата Владимиру Головатюку и областному управлению культуры и развития языков.
С последней испанской поездкой нам помог Ислам Абишев и Николай Кузьмин. Когда мы вернулись с кубком и грамотой, бывший аким города так тепло встретил, обнял, порадовался! Только всё спрашивал – почему я не слышал, как поёт эта девочка? Разве она нигде не выступает? А ответ прост: детский блок на крупных праздниках никогда не ставят на официальную часть, и к тому времени, как на сцене появляются дети, руководители уже уходят. И, знаете, практически никогда представители власти не бывают на отчетных концертах ребятишек, не видят, как растут таланты. А ведь ими теперь может гордиться не только город, но и вся страна!
Бабушке, которую полным именем называют лишь в присутственных местах, а среди знакомых она уже много лет известна как Миля Булатовна, не случайно так близка эта тема. Ведь именно она воспитывает Руфину с двух лет, являясь и главным слушателем и ценителем таланта внучки, и ее продюсером, и спонсором. Заметив, что ребёнок начал петь раньше, чем говорить, Миля Булатовна записала её в студию вокала на год раньше, чем в школу – с пяти лет.
Все эти годы Руфина занимается в студии «Надежда» у Тамары Савиной, называя её лучшим преподавателем в городе. Ученики Тамары Ивановны еще ни разу не возвращались с конкурсов без призовых мест. Наставница показывает потрепанные музыкальные альбомы Руфины, которые хранит с самого первого урока:
– Вот песенки про белочку, Деда Мороза, а вот – про бабушку… Сколько их было за это время!
Теперь на их занятиях звучит самая разная речь: Руфина поёт ещё и на казахском, татарском, немецком, английском и испанском языках. Казахский знает отлично, а родному – татарскому – ее учит бабушка и татарский национальный культурный центр. Английский и немецкий – в школе, уровня вполне хватило, чтобы завести зарубежных друзей во время поездки. С испанским пришлось повозиться: чтобы правильно произносить специфические звуки, искали преподавателя, консультировались. О том, как великолепно потрудились и певица, и её наставница, говорит статуэтка испанской танцовщицы, которую девочка привезла в подарок учителю из Средиземноморья.
Ещё Руфина и сама сочиняет песни – про природу, экологию, чувства, есть и про Усть-Каменогорск. Как-то, услышав диск с ее записями, организаторы одного из конкурсов не поверили. Пригласили девочку приехать, чтобы убедиться, что это – не хитрая компьютерная обработка. Было это в городе Арысь в Южном Казахстане. А когда убедились, чуть ли не на руках носили.
– Там хороший приз был, денежный, - вспоминает Миля Булатовна. – А то иногда вручат какой-нибудь плеер, который через неделю сломается…
Это с её стороны – вовсе не снобизм. Бабушке в ее 74, имеющей инвалидность – за годы работы с рентген-аппаратом она получила большую дозу излучения – приходится быть ещё и виртуозным экономом. Чтобы Руфине хватало и на занятия вокалом (а это 6 тысяч тенге в месяц), и на поездки, и на особый рацион питания: внучке необходимы всегда только свежие и полезные продукты, много фруктов и молочных изделий. Несколько лет назад девочке тоже поставили инвалидность: сахарный диабет.
Всё началось настолько случайно, что даже Миля Булатовна, медик по образованию, не заподозрила страшного диагноза: ребёнку просто внезапно сделалось очень плохо. Даже в реанимации не сразу поставили диабет. Когда хватились, у девочки уровень сахара был 70 при норме 5. А потом были три дня комы, больше месяца – больничная палата, и отныне – инсулин. Четырежды в день Руфина сама себе ставит уколы – в руки, ноги или живот. Шприц-ручка у неё всегда с собой. Говорит, что это практически не больно. Чтобы провести процедуру в школе, садится на «камчатке»…
Благо класс, в котором она учится, небольшой – 19 человек. По нормативам, он и не может быть больше 20 в школе для одаренных в музыке детей, где она учится в 8 классе. Пару лет назад здесь же, в этой школе, она окончила курс фортепиано, теперь продолжает обучение по специальности плюс общеобразовательные предметы. А вокал отказывается называть хобби, говорит – это вторая специальность!
– Руфина действительно одарена, – говорит директор областной музыкальной школы Анатолий Тютюньков. – У нее талант и к игре на фортепиано, и вообще к учебе. Она много ездит по конкурсам, но всегда успевает всё выучить и сдать.
– У нас самая лучшая школа! – уверена Руфина. – И самый веселый класс!
Это веселье приходится унимать классному руководителю - Сауле Бакишевой, по признанию ребят, очень строгой, но в тоже время доброй и всегда понимающей. - Они же особенные, талантливые, все звезды, - улыбается Сауле Омарбековна. - Да, бывает сложновато, но работать с ними - одно удовольствие.
На уроках здесь из каждого кабинета раздаются звуки – где-то поют, где-то играют на инструментах. А на переменах кажется, что это обычные школьники – пока не узнаешь, что чуть ли не каждый из них – лауреат какого-нибудь конкурса.
Кстати, Руфину Карибаеву приглашают на очередные международные конкурсы. В мае в израильском городе Эйлат пройдет творческий фестиваль «Улыбки Красного моря». Об этом бабушка и внучка рассказали на встрече с акимом города Сериком Таукебаевым.
– Мы будем поддерживать таких талантливых детей! – уверенно заявил глава города, поговорив с Руфиной о её учёбе и планах на будущее. – Насчёт этой поездки не сомневайтесь, поможем, – и тут же отдал распоряжение, чтобы были выделены средства на поездку. Билеты в Израиль нужно покупать уже сейчас…
А ещё талантливую девочку из Усть-Каменогорска хотели бы видеть на сцене в Париже – там тоже будет международный конкурс вокалистов, в июне. Но об этом гостьи почему-то акиму не сказали – наверное, застеснялись.
– Хотя я верю в чудо, – призналась тихо девочка. – Когда-то в детстве я загадала, что в 15 лет окажусь в Париже. Через неделю, 1 марта, мне исполнится 15, и такая возможность теоретически есть. Даже это меня уже делает счастливой!
…А ещё счастьем могла бы стать запись песен в исполнении Руфины в профессиональной студии. О такой возможности Миля Булатовна тоже спросила акима - ведь городской акимат в прошлом году громогласно заявил о покупке такой студии, специально осуществлённой для поддержки местных устькаменогорских талантов. А то стыдно сказать - и продемонстрировать-то нечего! Разве что живые выступления Руфины почти на каждом городском празднике или на концертах в Доме дружбы. Такие выступления, кстати, бабушка тоже считает большой удачей: когда на них приглашают, то обычно платят за выступление около 3-5 тысяч тенге. Это хорошее подспорье бабушке и внучке, живущим на пенсию 40 тысяч тенге. К слову, аким также обещал помочь с записью. Начальник городского отдела культуры и развития языков Айдын Шаймарданов готов предоставить девочке студию, но чуть позже, когда в ней запишут выступления для ближайших городских мероприятий. Руфине, по его словам, нужно только определить несколько песен.
…Из Испании Руфина привезла благодарственные письма с иностранными печатями и подписями организаторов фестиваля. Лично – каждому из тех, кто помог с поездкой: спонсорам, акиму города, директору музыкальной школы, и, конечно же, своей наставнице.
– Оказывается, она учит нас на международном уровне! – говорит девочка. – В Испании для нас проводили мастер-класс по технике вокала преподаватели из консерватории. И выяснилось, что всё это мне уже известно из уроков Тамары Ивановны – и про распевку, и про постановку дыхания, и про диафрагму. Её лучшие певцы учатся в академии. И я мечтаю о высшем музыкальном образовании.
– Помнят ведь там о таких «мелочах»! – удивляется грамоте со своим именем Тамара Савина. – Приятно, что где-то на другом краю земли наш труд отмечен…
Семейная история Мили Булатовны покруче мексиканских сериалов: её отец, Темирбулат, в 13 лет ушёл из родного дома, обидевшись на своего отца за то что тот, профессиональный коневод, не дал сыну самому объездить дикого скакуна. 30 лет он скитался по казахским степям и селеньям, подрабатывая где придется, пока наконец не оказался в Зайсане. Устроился там батраком к приказчику. А у того 18-летняя дочь на выданье. Нравы такие строгие были, что за единственный раз, когда девушка выскочила во двор, не прикрыв лицо, отец ее выпорол до синяков. Но для того чтобы 44-летний батрак в неё влюбился, и единственного раза хватило... Когда красавицу-дочь пришли сватать от богатого жениха, она отказалась наотрез, пригрозив наложить на себя руки, если не выйдет за любимого. Строгий отец, узнав в дочке свой истинно татарский характер, всё же смирился с её выбором. Та же сила духа передалась и Менке-апай, и её скромной, но мужественной внучке.
Миля Булатовна называет Руфину своим живым костыльком: по лестнице она может передвигаться только с помощью внучки. Но никто и никогда не упрекнет дочь Темирбулата в немощности: многие, кто ее знает в городе, уверены, что ее пробивные качества и безграничная любовь к внучке крепче любых костылей!
Наталья Шимолина
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.