Сироты! На выезд!
Обменяю детский садик: варианты
Похоже, что двенадцатая школа, а до нее художественная были лишь первыми ласточками в начинающейся кампании по возврату детских садов к целевому назначению. На очереди - дошкольный детский дом.
- Самое удивительное, мы узнали о готовящемся переселении из... городских газет, - удивляется директор дошкольного детского дома Валентина Попова. - Никакой официальной информации не поступало. Мне коллеги принесли свежий номер, где говорилось, что наше учреждение в списке детских садов, которые нужно вернуть к целевому назначению. Я сразу связалась с управлением образования - мы подотчетны ему - начала расспрашивать. Там меня успокоили. Мол, пока причин для беспокойства нет. Приказ еще не подписан, а значит, и говорить особенно не о чем.
Успокоиться не дал начальник городского отдела образования Александр Кузнецов. Он наконец пригласил Валентину Попову для беседы. Якобы есть такая идея, хотелось бы воплотить ее в ближайшем будущем.
- Из разговора с Александром Кузнецовым у меня сложилось впечатление, что он не совсем верно представляет деятельность нашего учреждения. У нас ведь много больных детей - с физическими и умственными отклонениями. Им нужны особые условия. Кузнецов предложил соседство с дошкольным домом "Умит". Позже я узнала, что есть другой вариант - мы переедем в Семей, в местный интернат. И там, и там нас едва ли обеспечат необходимыми условиями.
Впрочем, ни один из вариантов не кажется Валентине Поповой удобным для детей.
- Я ничего не имею против программы возвращения детских садов. Но предложенные альтернативы... Детский дом "Умит" рассчитан на строго определенное число ребят. По моей информации, там нет дополнительных мест. Куда же нас подселят? У старших ребят-умитовцев свой распорядок, свои правила. Не знаю, к чему может привести столь разновозрастный коллектив. У меня в памяти трагедия в Петропавловске, где старшие ребята в интернате издевались над младшими, и вскрылось это все, только когда пятнадцатилетний "старичок" задушил в припадке ярости маленького ребенка. Тот отказывался выполнять его приказы. С переселением в "Умит" вопросов очень много, а ответов - ни одного. Будут ли учитываться нормы СЭС? Ведь сейчас там и сантехника, и инвентарь для старших ребят. Вариант с переездом в семейский детский дом я даже не рассматриваю всерьез. Здание, в котором они ютятся, построено в тридцатых годах прошлого века. Прежде чем туда заселяться, нужен капитальный ремонт.
Впрочем, руководитель отдела образования так и не рассказал Валентине Поповой, когда же для дошкольного детского дома наступит "время Х".
- Я не вижу резона переселять нас из этого здания, - объясняет Валентина Сергеевна. - В Послании Президента сказано, что возвращать необходимо здания дошкольных учреждений, которые сейчас используются не по целевому назначению. Мы используем здание по назначению. У нас тот же детский садик, если хотите. Только у наших воспитанников нет мам и пап, которые могут защитить детей от любой невзгоды. Мне объяснили, что вопрос с переселением возник еще и потому, что у нас всего 86 детей, когда здание рассчитано на 150. Кто даст гарантию, что завтра число сирот не вырастет? К тому же все помещения у нас заняты - под игровые комнаты, кабинеты.
Нужно — значит, переселим
Начальник отдела образования Усть-Каменогорска Александр Кузнецов на вопрос, будет ли переселен дошкольный детский дом, ответил следующим образом:
- Разработан план возврата детских садов, согласно которому 8 бывших детских садов, в том числе и детский сад по проспекту Сатпаева, 22а (здание дошкольного детского дома - прим. авт.), подлежат возврату под целевую деятельность в 2010 году, которые в настоящее время передаются на баланс ГУ "Отдел образования".
Господин Кузнецов проигнорировал поставленные перед ним в официальном запросе "неудобные" вопросы: "Куда планируется переселить детский дом?" и "Когда произойдет переселение?"
- Я не беспокоюсь, - резюмирует Валентина Попова. - Просто уверена, что руководство примет мудрое решение и не допустит переселения. Это просто нонсенс - решать проблему одних детей за счет других.
Как заявил на встрече с родителями 12-й гимназии заместитель акима города Аскар Нургазиев, начинать с объектов образования приходится потому, что их проще забрать. Ведь государственные структуры, расположенные в бывших детсадах, не хотят покидать насиженных мест.
- У нас готовый детский сад - заселяйся и живи, - констатирует Валентина Попова.
Что дальше?
Впрочем, судьба дошкольного детского дома - лишь начало кампании по возврату детских садов. Как она будет проходить и будут ли, наконец, "переезжать" госконторы? На наши вопросы ответил заместитель акима Усть-Каменогорска Аскар Нургазиев.
- Почему возвращения детских садов к целевому назначению началось с детских организаций?
- Вам известно, что еще в конце девяностых во время стагнации и разрухи пришлось их отдавать под приватизацию, тогда это казалось единственным выходом из бедственного положения. Из 120 детских садиков бюджетных осталось лишь 30. Остальные 65 зданий в частных руках, еще 25 принадлежат государству, но заняты различными учреждениями и конторами. Сейчас есть поручение президента - мы планируем вернуть к целевому назначению детские сады. Действительно, на первый взгляд может показаться, что мы якобы решаем проблему одних детей за счет других. Но тут важно понимать, что просто так сразу всех не переселишь. Есть организации, которые вообще практически невозможно выселить из детсадов. На Протозанова есть подразделение УВД - в здании бывшего детсада находится криминалистическая лаборатория. Там создана уникальная база для исследований, для проведения разных следственных экспериментов. Их уже просто невозможно переселить: придется огромные средства тратить на ремонт, да и на создание новой базы для криминалистов.
- Когда же госконторы начнут покидать насиженные места?
- До 1 июня должны освободиться здания детских садов, в которых сейчас расположены городской отдел по делам обороны (на Протозанова) и «Центр недвижимости ВКО» (на Бурова). Соответствующие центральные органы этих ведомств повторно уведомлены об освобождении зданий. С 1 сентября еще 4 ведомства покинут насиженные места. Уже перелился отдел занятости и соцпрограмм и занятости, а с 1 апреля переезжает горСЭС. Часть здания на Ворошилова остается за ЦОНом. Садик туда, скорее всего, не переедет.
- Под дамокловым мечом оказался и дошкольный детский дом. Вам не кажется, что организация сейчас находится на своем месте?
- Сейчас этот вопрос требует детального изучения. Предполагалось, что в детском доме "Умит" будут предоставлены все условия - к чему обособлять одних детей от других? Тем более, что руководство дошкольного детского дома сильно преувеличивает, мол, у нас много детей с физическими недугами. Их там один-два. Сейчас в дошкольном детском доме меньше 100 воспитанников. А рассчитан он на 200 детей. В "Умите" всем хватит места. Вообще от детских домов необходимо избавляться, это печальная практика. Есть ведь патронатные семьи - нужно возрождать семейные традиции.
- Велись ли переговоры с предпринимателями о возвращении детсадов государству? Занимался ли акимат рассмотрением законности проведенной еще в конце девяностых годов приватизации этих зданий?
- Да, переговоры с предпринимателями велись. Но некоторые предлагают купить за десятки миллионов тенге здания садов, которые в свое время купили за сотни тысяч тенге. В бюджете таких денег нет. Если говорить о сделках, то действительно, есть операции по купле-продаже зданий, которые могут вызвать некоторые вопросы. Но основная загвоздка в том, что садики перепродавались не раз и не два. Представьте, сколько судов нужно выиграть, чтобы вернуться к самому началу и опротестовать некоторые решения!
- Куда же предстоит переехать госконторам?
- Это проблемы самих чиновников. С 1 июня они начнут покидать здания детсадов. У меня вообще возникает масса вопросов, допустим, каким образом редакции газет "Рудный Алтай" и "Дидар" могли оказаться в здании бывших садиков? Ведь существовал Дом печати. Почему необходимо было их вселять в это здание? А схему возможного переселения контор могу описать на примере управления СЭС. Около двух месяцев назад их попросили освободить здание. Они совершенно не противились - сделали необходимые запросы, и сейчас им выделены средства из республиканского бюджета для аренды офиса. Это положительный опыт, я предлагаю ему последовать. Бывшее БТИ скромным коллективом сидит в садике на Мызы. Остальную площадь занимают какие-то совершенно непонятные организации. И когда его руководство заявляет, что мы, мол, потратили огромные деньги на ремонт, модернизацию, оно лукавит. Как будто это их кровные. Они выделялись из бюджета. Так что пусть начинают паковать чемоданы - искать места и переселяться.
***
18 марта аким Усть-Каменогорска Ислам Абишев решил поставить точку в истории с переселением.
- Сауле Жунусбекова (экс-заместитель акима - прим. авт.) из отдела занятости и соцпрограмм уже нашла, куда переехать. Изыскала средства. Хотя в деньгах они стеснены. А центр недвижимости, получая доходы, все жалуется, что им некуда переехать и не хватает средств. До первого июня этот вопрос должен быть решен. Или вы покинете свой пост за невыполнение, или я свой - за то, что не могу решить проблему, указанную президентом в Послании, - пенял аким собравшимся руководителям контор, пока занимающих детсады.
Городской глава решительной заявил: до первого июня съедут военная прокуратура, институт повышения квалификации педагогов, горСЭС, военкомат и... дошкольный детский дом. Директор Валентина Попова пробовала объяснить, что переселение на них свалилось, как снег на голову, и подготовить переезд сирот в короткие сроки вряд ли удастся. Ислам Абишев, рассмотрев сложившуюся ситуацию, предложил заняться ее детальным рассмотрением.
Вопрос с редакциями двух газет областного акимата так и не был решен. Про департамент таможенного контроля тоже пока молчат.
Евгений ФОМИНЫХ
Наша справка:
4750 усть-каменогорских детей от года до шести лет нуждаются в дошкольном воспитании.
Наша справка:
По информации пресс-службы акима города, дошкольный детский дом уже к лету должен был покинуть свое нынешнее здание. 1 сентября там планировалось торжественно открыть детский садик.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.