Статус "не застрахован"
Казахстанцы в соцсетях обсуждают, почему в системе обязательного социального медстрахования некоторые из них оказались не застрахованы, значит лишились возможности получить медицинскую помощь.
Почему может возникнуть такая ситуация, даже если гражданин исправно вносил взносы, разъяснили в Фонде медицинского страхования.
"Согласно статье 5 закона "О системе обязательного социального медицинского страхования", взносы в систему ОСМС должны производиться ежемесячно, без образования задолженностей. При этом оплата в Фонд социального медицинского страхования поступает через госкорпорацию "Правительство для граждан", а не напрямую. Платеж проходит ряд проверок", - говорится в сообщении ФСМС.
В случае обнаружения задолженности статус застрахованности не присваивается, пояснили в Фонде. Кроме того, проверку проходит Единый совокупный платеж.
- При поступлении в информационную систему "Saqtandyrý" данных о платеже из госкорпорации, определяется тип этого платежа – ЕСП или не ЕСП.
- Затем производится сверка на наличие задолженности у потребителя за 12 предыдущих периодов (но не ранее 1 января 2020 года). В случае имеющейся задолженности, статус застрахованности не присваивается (это касается любой категории плательщика).
- Если задолженности нет, и тип платежа – не ЕСП (то есть, взнос от ИП, наемного работника, самостоятельного плательщика), то статус застрахованности присваивается на три последующих месяца. Однако, во избежание задолженностей, необходимо продолжать платить взносы за ОСМС и в последующие месяцы.
- В случае, если задолженности нет, и тип платежа – ЕСП, то проводится проверка наличия платежей ЕСП за два предыдущих месяца. При их наличии, статус застрахованности присваивается до конца текущего месяца. При их отсутствии – статус застрахованности не присваивается.
- При каждом поступлении платежа, система "Saqtandyrý" производит перерасчет статуса застрахованности всех взносов плательщика за период 12 месяцев.
Если гражданин выявил статус "не застрахованный" и у него есть задолженность, необходимо обратиться в "Правительство для граждан", управление администрирования системы медицинского социального страхования (по вопросам ОСМС): 8 (7172) 55 21 00, вн.10-537, 10-452, 10-292, 10-437.
Информацию о наличии, либо отсутствии платежей, а также об осуществленных возвратах за 12 календарных месяцев, можно узнать заказав электронную государственную услугу "Выдача информации об участии в качестве потребителя медицинских услуг и о перечисленных суммах отчислений и (или) взносов в системе обязательного социального медицинского страхования" на портале "Электронного правительства".
Также, проверить свои платежи при наличии статуса "не застрахован" можно через SaqtandyryBot в Telegram.
Система ОСМС в полную силу заработала в Казахстане с 1 января. Отчисления работодателей в Фонд медицинского страхования начались в июле 2017 года с 1% от размера начисленного дохода каждого работника за счет собственных средств.
В 2019 году работодатели отчисляют 1,5%, в 2020 году - 2% и в 2022 году – 3% за каждого работника. Это касается также владельцев ИП и КХ, имеющих наемных работников.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.