12 Мая 2011 23:28:00

Тень защиты детей

Родители не могут получить компенсацию за погибшего в авиакатастрофе сына.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Горе в семью Калиевых пришло четырнадцать месяцев назад — 11 марта прошлого года. В этот день на окраине села Маканчи разбился вертолет Ми-8 с бортовым номером 817. Погибли восемь человек. В их числе и 16-летний Куаныш Калиев.

Из-за аномально снежной зимы дороги в село Маканчи оказались наглухо заметены - выбраться из него по земле не было никакой возможности. Поэтому, когда у Куаныша вдруг обострился аппендицит, из Усть-Каменогорска за больным подростком решили выслать вертолет с врачами. Это обычная практика — за зиму пилоты и медики делают не один десяток таких вылетов.

Но в этот раз все пошло не так. Совсем не так. Около часа дня вертолет приземлился в Маканчи. Больного подростка доставили на борт, и 817-й поднялся в небо... Сутки спустя его обломки обнаружили пограничники между селами Каратал и Коктерек.

- Чтобы вам было понятно, насколько сильно родители любили Куаныша, я скажу только одну вещь, - голос тети погибшего мальчишки, Ляйли Картанбаевой, предательски дрожит. - Первенец в семье Калиевых появился только на четырнадцатом году брака. До этого сколько ни старались, не получалось. Отцу в этот момент было уже 44 года, матери — 33. Поздний ребенок, что и говорить. Но такой долгожданный.

Куаныш рос добрым и отзывчивым мальчиком. В будущем видел себя профессиональным военным, поэтому к армии готовился серьезно — тягал дома гири, гантели. Прошло уже больше года, но «железки» Куаныша до сих пор лежат в том самом углу, где он их оставил — у родителей рука не поднимается их убрать.

О самом черном дне своей жизни Нурсагат и Айтжамал стараются не вспоминать. Слезы душат.

- У меня предчувствие было нехорошее, очень не хотела своего мальчика никуда отпускать, - говорит Айтжамал. - Хотя, конечно, понимала, что без врачебной помощи ему совсем никак. Когда его забирали в вертолет, он на меня посмотрел, будто в последний раз.

Кто-то из сельчан потом вспомнит, что слышал странные шумы при взлете борта № 817. Другие якобы видели вытекающую откуда-то из-под лопасти жидкость. Да и сам МИ-8, говорят, в воздух поднялся только со второй попытки. Эти слова очень отличаются от тех, что мы слышали от представителей авиаотряда в первые дни после трагедии: мол, незадолго до крушения вертолет вернулся с ремонта и был в полном порядке. В чьих словах лукавство, судить не станем — оставим это на совести специальной комиссии. Которая, к слову, с выводами о причинах катастрофы не спешит.

- Когда отыскали разбившийся вертолет и поняли, что выжить не удалось никому, у отца Куаныша случился сердечный приступ... - продолжает Ляйля Картанбаева. И, помолчав, уточняет: - Первый приступ.

Всего за год некогда крепкий и улыбчивый мужчина сильно сдал. Теперь даже привычная сельчанам работа — уход за скотиной, заготовка сена и дров — дается ему с огромным трудом. Жить стало настолько тяжело, что семья Калиевых сделала отчаянный шаг — пошла наперекор многовековой традиции.

- Нурлан родился на два года позже Куаныша. В казахских семьях младшего сына принято отдавать на воспитание дедушке, - рассказывает об особенностях национального воспитания Ляйля. - Когда он подрастает, то становится опорой и поддержкой для стариков.

Нурлан рос у дедушки. Но после гибели старшего сына родители решили забрать младшего к себе. Иначе, говорят они, им было просто не выжить. Не все родственники это поняли. Разругались.

- С деньгами сейчас у Калиевых очень тяжело, - сокрушается Ляйля. - Отец практически не работает. Мать тоже постоянно на больничном. Если бы не помощь областного акимата, выделившего миллион тенге на похороны, и проводить нашего мальчика в последний путь было бы не на что. Нам посоветовали собрать документы для получения страховки - вертолет ведь был застрахован. Собрали, отправили куда нужно. Но письмо, которое мы получили, удивило.

Если коротко, то суть ответа директора страховой компании «Allianz Kazakhstan» Даулета Акижанова сводится к следующему: оснований для получения страховки у семьи Калиевых... нет никаких. У других семей погибших в той же самой катастрофе есть, а у Калиевых – нет. При этом господин Акижанов ссылается на 940 статью Гражданского кодекса Республики Казахстан.

Не поленились - прочитали. Оказывается, в нашей стране рассчитывать на получение страховки в случае гибели человека могут родственники, находившиеся у него на иждивении. А еще - члены семьи, которые после его гибели ухаживают за теми самыми иждивенцами. Собственными детьми Куаныш Калиев к своим 16 годам обзавестись не успел. Кормильцем родителей в силу юного возраста опять-таки не стал. А значит, право на получение страховки его родители не имеют. Такой вот странный закон.

- Как это ни прискорбно, но формально в страховой компании «Allianz Kazakhstan» правы, - прокомментировал «МГ» этот юридический казус адвокат Николай Галяпин. - И хотя есть теоретические шансы взыскать эти деньги, скажем, с перевозчика, гарантировать что-либо сейчас я не могу.

Меньше чем через месяц страна с парадами и салютами будет отмечать День защиты детей. Нет сомнений, что мы не раз и не два услышим красивые и правильные слова об особенном положении детей в нашей стране, о том, что детство у нас находится под защитой. В том, что их сын после смерти действительно находится на особом положении, Нурсагат и Айтжамал Калиевы уже убедились — их потерю ребенка Гражданский кодекс и за потерю-то не считает. Вот и получается, что хваленая защита, о которой так любят отчитываться с высоких трибун, и не защита вовсе, а так – иллюзия, тень...


Анатолий КРИВЦОВ

Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии