31 Мая 2019 09:36:00

Тяжелый период

В Казахстане отмечают День памяти жертв политических репрессий.
57 КОММЕНТАРИЕВ

Ежегодно, начиная с 1997 года, в Казахстане отмечается День памяти жертв политических репрессий. Жертвами репрессий стали представители самых разных групп населения, всех национальностей, проживавших на территории Советского Союза, передает корреспондент МИА «Казинформ».

Начавшись сразу после окончания гражданской войны 1919-1920 годов, репрессии продолжались в течение двух десятилетий в массовом порядке, а фактически еще дольше. Как считают историки, за годы советской власти в той или иной степени подверглись репрессиям около 40 миллионов человек. В Казахстане с 1921 года по 1954 год, согласно статистике, было осуждено около 100 тысяч человек, при этом более 20 тысяч человек были расстреляны. Также тысячи были приговорены к заключению с формулировкой «без права переписки», что, по многим свидетельствам, означало ту же смертную казнь.

Для казахского народа период массовых репрессий обошелся очень дорого. До революции прослойка образованных людей из числа казахов насчитывала всего несколько тысяч человек, многие из которых стали участниками движения Алаш, которое было нацелено на создание казахской автономии для того, чтобы обеспечить развитие отсталого, в целом, народа.

Политические репрессии, начавшиеся практически сразу после гражданской войны и усилившиеся в конце 1920 годов в результате постоянных поисков «врагов народа», выкосили наиболее активных деятелей Алаш Орды, в том числе и занимавших достаточно высокие посты, имевших заслуги перед страной. Так, в конце 1928 года по ложным обвинениям были арестованы почти все активные члены партии «Алаш», которых назвали «буржуазными националистами», а также ряд других видных деятелей. Это Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Мыржакып Дулатов, Мухамеджан Тынышбаев, Магжан Жумабаев, Сакен Сейфуллин, Ильяс Жансугуров, Беимбет Майлин, Санжар Асфендияров, Султанбек Ходжанов, Турар Рыскулов, Смагул Садвакасов, Абдрахман Байдильдин и другие. Часть этих деятелей была расстреляна, другие умерли в лагерях. Многие из выживших были позднее, в 1937 году, обвинены повторно и расстреляны. Некоторых сослали в другие республики СССР.

Репрессированные обвинялись в национализме, вредительстве, саботаже и шпионаже в пользу иностранных государств. Частыми были обвинения в антисоветской агитации и пропаганде, которые нередко исходили от других граждан - соседей, сослуживцев и просто знакомых. Как выяснилось позднее, почти все эти дела были сфабрпкованы и, на самом деле, преследованиям подвергались те, кто пытался отстаивать интересы казахского народа, выступал против так называемых перегибов и злоупотреблений со стороны представителей власти, в том числе против форсированного проведения коллективизации, приведшего к гибели миллионов казахов от голода. Поэтому, после смерти Сталина был начат пересмотр таких дел, многие были освобождены из мест заключения, а те, кто был расстрелян или умер были реабилитированы посмертно. Эта работа была продолжена после обретения Казахстаном независимости.

Известно, что в те годы проводилось много открытых, показательных судебных процессов над «врагами народа». Но основная часть репрессированных осуждалась тайно.

Кроме всего этого, на территории Казахстана находилось множество учреждений системы Главного управления лагерей и мест заключения, которое сокращенно называли ГУЛаг. В числе этих мест заключения АЛЖИР - Акмолинский лагерь жен изменников Родины, где сейчас устроен музей, а также Степлаг (Степной лагерь), Карлаг (Карагандинский исправительно-трудовой лагерь) и другие.

Считается, что в казахстанские лагеря было отправлено более 5 миллионов человек. Также Казахстан стал местом для принудительного переселения множества представителей народов Кавказа, немцев, корейцев, турок, иранцев, крымских татар, поляков и других. Это было связано с обвинениями этих народов в пособничестве немецким оккупантам во время Великой Отечественной войны. Многие из этих переселенцев смогли выжить в трудное время только благодаря помощи и поддержке со стороны казахского населения. В память об этом в нашей стране учрежден День благодарности, который отмечается 1 марта.

Особую жестокость репрессии приобрели с приходом в Казахстан в качестве первого секретаря краевого комитета партии в 1925 году Филиппа Голощекина, а также Николая Ежова - в качестве заведующего организационно-инструкторского отдела Казахской крайкома партии. Эти партийные функционеры, не считаясь ни с какими местными обстоятельствами, настойчиво добивались ускоренного перевода кочевых казахов на оседлость и всеобщей коллективизации, что привело к самому страшному голоду в казахской истории, к гибели и уходу миллионов людей за пределы Казахстана.

«Уважаемые соотечественники! Сегодня мы отмечаем День памяти жертв политических репрессий. Все мы должны отчетливо понимать истоки и причины трагедии, которую пережил наш народ в XX столетии. Эволюционное развитие было прервано Октябрьским политическим переворотом, организованным в 1917 году и последовавшей Гражданской войной, разрушением традиционного уклада жизни, а также последующей ускоренной коллективизацией сельского хозяйства, проведенной советской властью, сопровождавшейся голодом и прямым насилием», - сказал Первый Президент РК - Елбасы Нурсултан Назарбаев в своем официальном обращении 31 мая прошлого года.

Народ Казахстана бережно хранит память о миллионах соотечественников, пострадавших от политических репрессий. О временах террора подробно рассказывается в учебниках истории, на эту тему издаются книги, снимаются фильмы, в городах и селах страны устанавливаются памятные стелы. Все это очень важно для того, чтобы общество осознавало ценность мирного эволюционного развития и никогда не допустило повторения подобных событий.

Источник: ИА "Казинформ"
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 09:58
Так описали будто Советская власть хуже фашистов; согласен были перегибы от неопытности или злого умысла некоторых (которых и сейчас не мало), но и были действительно враги гос-ва! Сегодня: Всемирный день без табака, Всемирный день блондинок, День российской адвокатуры, Фестиваль Розы в Болгарии.
138
1
123
31.05.2019 10:33
"Так описали будто Советская власть хуже фашистов" - А ЧТО НЕ ТАК? Мамочкино кладбище находится в 30 км от Караганды - на территории, где когда-то располагался исправительно-трудовой лагерь Карлаг для репрессированных. В 1930-1940-х годах на нем хоронили детей и узниц Карлага, умерших от истощения и болезней.«Это место - не просто кладбище, не просто чистое поле. Здесь лежат дети - невинные жертвы большого террора. Многие из них даже не успели сделать первые шаги. Мы даже не знаем, сколько их здесь похоронено. До сих пор находят останки.Скажем спасибо - "Многие из этих переселенцев смогли выжить в трудное время только благодаря помощи и поддержке со стороны казахского населения. В память об этом в нашей стране учрежден День благодарности, который отмечается 1 марта."
-26
4
42
31.05.2019 18:09
Хотите прослыть альтернативно одаренным? Гордитесь, так и есть.
-12
4
42
31.05.2019 18:39
Вообще День памяти политических репрессий, а не советского государства. Вы, похоже, отождествляете советскую власть с репрессивной и фашисткой политикой.Случаем, вы не поклонник садизма и фашизма? Хотя, если внимательно прочитать Манифест коммунистической партии и гитлеровский "майн кампф", то цели и методы идентичны. Да и знамена и атрибуты похожи - красное знамя, например, одинаково, концлагеря фашисты успешно переняли у коммунистов СССР.
-17
Р
Риддер
31.05.2019 10:18
А у нас, - праздник! (День города!) Всем, - Мира!!! 
104
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 10:42
Искренне поздравляю таких близких нам Лениногорцев! Пусть Ваш родной город с каждым днём расцветает всё ярче и лучше!
113
Ц
Цусима
31.05.2019 11:20
Радоваться памяти жертвам репресии это тоже самое что радоваться Освенцему, Холокосту, геноциду армян итд.
-26
П
Поздравляю!!!
02.06.2019 19:01
Лениногорск - город моих предков. Ливино - место, где мои бабушка и дедушка познакомились и поженились. В Усть-Каменогорске - родились мои иама и родной дядюшка. Я - коренной  Усть-Каменогорец. А Вы?
1
М
Май
31.05.2019 10:20
Будь проклят Сталин со своими ГУЛАГами!
-25
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 10:35
В 1943 году И.В.Сталин произнес: "Я знаю, что после моей смерти на мою могилу нанесут кучу мусора, но ветер истории безжалостно развеет ее!"
113
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 10:39
Изживатели коммунизма пытаются похоронить его, но они не знают, что это семена... https:goodspb.livejournal.com307501.html
80
8
888
31.05.2019 10:44
В тюрьмах США сидит больше заключенных чем в ГУЛАГе за весь период его существования, но Сталин тиран, а США оплот свободы и демократии.
134
Ц
Цусима
31.05.2019 11:01
В тюрьмах США нет такой смертности 
-25
Ц
Цусима
31.05.2019 11:04
Огромное количество людей умерло в результате доносов, репрессий и голодомора. Это черное пятно в нашей истории, обязательно нужно чтить память этих людей, отдавших свою жизнь в тюрьме народов.Нужно добиваться чтобы росссия признала факт геноцида, путём голодомора.
-25
Г
Гога
31.05.2019 11:54
Во уже и 40 000 000 репрессированных! Бред.Тем временем ни один историк не смогу опровергнуть справку, которую Хрущев зачитал на 20 съезди КПСС разоблачая Сталина. Речь идет о около 1 млн. человек.
Комментарий пользователя: Гога
24
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 12:34
Понятно что это пиндоская пропаганда, как можно верить что в репрессиях погибло значительно больше чем в ВОВ!
26
Б
Бг
31.05.2019 15:28
Объясните пожалуйста что такое пиндоская пропаганда?
-5
3
3232
31.05.2019 15:31
Блаженны нищие духом. Не будем пугать вас реальностью.
6
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 15:40
Пиндосы (пендосы, пиндосцы, пиндостанцы, пиндосранцы, пиндосрань, пиндосины, пиндосятина, пиндосня, Нация фастфуда, Разносчики дерьмократии) — типичные обитатели США. Соответственно, США в этом случае называется Пиндосия, Пиндостан или СШП (Соединенные Штаты Пиндосии). Хотят мирового господства и согласно правила "Разделяй и властвуй" действуют в разных сферах и разных гос-ах.
12
4
42
31.05.2019 18:32
Вы как раз выступаете с позиций любимой вами Пендосии. Рассуждения аналогичны и приводят к такой же реакции.
-15
Г
Гога
31.05.2019 16:03
Пиндоская пропаганда - американская пропаганда.Такие вот "деятели-историки" за американские или западные гранты рисуют вот эти мифические цифры 40 миллионов человек  с одной целью - поссорить наши народы.Одно дело когда речь идет о 1 млн. человек, что в 30-40 годы это нормально, в те времена если почитаете в Италии гораздо больше человек умерло и в других странах шли подобные кровавые деяния. Еще учтите, что голод в 30 годы был не только в СССР, а по всей планете и смертей было очень много во всем мире. А другое дело когда говорят, что погибло 40 миллионов человек при этом делая уклон, что это русские угнетали и убивали другие народы. При этом забывая хотя бы о том, что Сталин был грузин.Возможно 40 миллионов и было погибших за годы с 1917 по 1953 год, но туда включили и громадное число погибших в революционную смуту, по некоторым цифрам это около 20 млн. человек, но причем тут репрессии!И все эти цифры очень негативно влияют на наших детей в первую очередь, они вносят только ненависть между нашими народами эти громадные цифры.
26
L
Legat
31.05.2019 17:51
Главная откоряка, почему ничего у нас не вышло.
-12
L
Legat
31.05.2019 17:47
Ты идиот? Подверглось репрессиям и погибло от репрессий несколько разные вещи. Корову отобрали? Это тоже репрессия.
-8
L
Legat
31.05.2019 17:44
В 1944 году было выселено около  полумиллиона чеченцев и ингушей. Сюрприз, но это тоже репрессии. В табличке я и близко таких цифр не вижу. Где период до 1939 года? Там одних раскулаченных около 5 млн. человек. Это тоже репрессии. 
-10
4
42
31.05.2019 18:30
 С головой совсем туго? Думать не учили?
-14
Я
Я
31.05.2019 12:13
А у жены врача реанимационного отделения Астаны сегодня день рождения. Поздравляем!
20
3
3232
31.05.2019 15:29
Присоединяюсь. Всех благ.
6
Р
Роза
31.05.2019 12:55
Приведу одну из цитат Вождя мирового пролетариата В.И.Ленина,который был основателем так вами любимой Советской власти: Истинно русский человек , великоросс-шовинист,в сущности подлец и насильник.Почитайте на досуге,много чего интересного познаете. Ведь судя по вашим комментариям,он для вас также Вождь и кумир,который основал советское государство.
-24
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 13:16
Как же такие как Вы любите перенаправить всё в сторону определённых национальностей - именно такие Ваши суждения имеют чёткую параллель с фашизмом! Мы, постсоветское пространство, единый народ; не нужно нас делить по принципу пиндосов "Разделяй и властвуй", нужно объединяться и исправлять ошибки!
22
L
Legat
31.05.2019 17:56
Ты наверное поэтому топонимы с казахскими фамилиями пишешь с маленькой буквы и всячески искажаешь. В знак равенства и уважения?
-12
4
42
31.05.2019 18:42
Ваши посты не вяжутся с этим. Да и вообще вызывают отторжение, мягко говоря. Вероятно, вы хотите достичь такой реакции и отношения к русским.
-15
1
123
31.05.2019 15:50
Вы уж тогда полностью цитату приводите, а не выдергивайте из контекста:"При таких условиях очень естественно, что «свобода выхода из союза», которой мы оправдываем себя, окажется пустою бумажкой, неспособной защитить российских инородцев от нашествия того истинно русского человека, великоросса-шовиниста, в сущности, подлеца и насильника, каким является типичный русский бюрократ". Это он говорил про царских чиновников, а вы на весь народ распространили. А еще хотелось бы от вас услышать слова Абая про другой народ, но вы, скорее всего, скромно промолчите.
22
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 16:08
Да, хотя бы такие произведения Абая как "Слова Назидания", "О казахи мои! Мой бедный народ!", "Чёрное слово"!
18
Е
Евгений
31.05.2019 13:06
А что самое отвратительное,так это,что сейчас началась повальная ДЕкоммунизация,но при этом почему то все,что было плохого при коммунизме не забывают,в все хорошее, что дала КПСС бывшим республикам,намеренно стараются вытравить из памяти и забыть!
56
3
3232
31.05.2019 15:35
Декоммунизация преуспела НА Украине. Наших это похоже ничему не учит, когда половина населения страны зарабатывает или живет за её пределами.
29
9
987
31.05.2019 15:50
Чет ты загнул, от силы 10%
-25
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 16:06
Намного больше чем 10%, дорогой мой ричард рал! А сколько сменило и до сих пор меняют гражданство и уезжают...
28
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 15:51
Да, во многих сферах можно провести аналогию. Сегодня новость была - там над украинским языком https:news.mail.rusociety37467809 также почти изголяются как здесь над казахским языком.
28
4
42
31.05.2019 18:44
Чего? Наверно, вы ученик коммунистического агитпропа, научились передергивать факты.
-24
С
сима
31.05.2019 14:58
Все 30 лет Казахстан живёт за счёт того, что досталось от Советского Союза, при этом не стесняются порочить весь советский период.
55
7
70
31.05.2019 15:42
Сима прав. Вспомните как великие стройки возводились: беломорканал, днепрогэс, бам и др. стройки строили с величайшим душевным подъемом и настроением, а так же жилье, заводы, фабрики, ГОКи и др. объекты, безработицы не было всем работы хватало. Действительно только не ленись, работай, учись и у тебя все будет и было. Столько настроили, что сейчас даже многое что разрушив и разграбив, страна работает на тех мощностях которые были при советской власти. И тех темпов строительства нам уже не достигнуть никогда. Мы хаем советскую власть, а ведь им надо отдать должное они умели поднять, воодушевить и заинтересовать народ и поэтому были результаты, а при нашем строе этого и в помине нет мы только научились халтурить, воровать и языком чесать и этому нас научила власть быть приспособленцами, а страну превратили в сплошной базар по торговле китайского барахла. Если убрать перегибы с репрессиями и гулаги, то этот строй на самом деле самым эффективным и самым лучшим из всех существовавших и существующих.
48
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 16:20
Важнее даже не высокое производство было, а чувство каждого человека - его сопричастность к биению сердца Великой Страны, все граждане в едином порыве трудились на её благо (на своё благо)! Не даром один из принципов "Морального кодекса строителей коммунизма" гласит: «Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку — друг, товарищ и брат». А сейчас "человек человеку - волк" (хотя и в природной волчьей стае намного душевнее отношения).
36
6
666
31.05.2019 16:38
Прежде всего идеология, надо настроить народ так что бы он желал этого. Строительство БАМа, у меня был комсомольский возраст когда началась стройка. Не было Сталина в это время, а был клич "Успешные в труде и в учёбе достойны работать на всенародной стройке" и какие были обиды и разочарования когда не доставалось путевки на БАМ никто никого не заставлял.
33
4
42
31.05.2019 18:28
Прочитайте книгу Ивана Солоневича "Россия в концлагере", 1939 года выпуска, и вы узнаете, как строилось все вами перечисленное.
-24
4
42
31.05.2019 18:50
Вы правы, советская власть подняла и воодушевила людей, но она же и загнобила народ, убив всякую веру в лучшее будущее. Тут патриот великого отечества кликушествует, не указав, какого отечества. Если подразумевается СССР, то ошибается - великое живет в веках, а не 70 лет.
-24
Д
Дед
31.05.2019 17:52
В ссср население в то время было 170 миллионов. 40 миллионов репрессировано "как считают историки" (интересно  кто эти "историки" и где это они накопали).  Тому кто  этому верит надо дать совет- ребята включите мозги свои и постарайтесь ими подумать и почитать документы,  а не хапать ушами всякие ролики в ютюбе или слухи и статьи конъюктурных писак. Членов партии Алаш  называли "буржуазными националистами"- так они и были буржуазными националистами (без кавычек), а значит и врагами советской власти.  Говорите виноваты  Сталин, Ежов и Голощекин.  А спросить где были в это время казахи, которые были и ЦК и обкомах, райкомах и сельсоветах (которые кстати непосредственно не только все видели , но и сами руководили коллективизацией. Да была поставлена цель и проводилась политика,  но эту политику непосредственно на местах (в аулах. станицах и селах) проводил в жизнь местный актив из безграмотных коммунистов и горлопанов, охочих до чужого добра. Сколько скота проели сами колхозники, продали на базаре и угнали баи в китай. Прочтите хотя бы Шолохова "Поднятая целина". Везде были безграмотные Макары Нагульновы, которые за партию были готовы зубами грызть врага и на смерть пойти не думая, если это потребуется для партии. Если готовы судить Сталина и Голощекина  то назовите  всех от верхов до членов партячеек,  а вот этих было много и не исключено, что среди них не окажется ваших прадедов. 
46
4
42
31.05.2019 18:55
А вы хотели бы сами стать жертвой репрессий по доносу соседа или родственника? И той же судьбы для своих родственников и друзей? Можете начать - когда вас оштрафуют, требуйте того же для своей жены, и каждого из ваших детей, согласно вашим воззрениям. И добавьте всех своих родственников, чтобы они обрадовались вашей верности своим идеалам.
-25
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 19:46
Тем кто честно трудился - бояться нечего было (так в своё время Ф.Э.Дзержинский сказал про ЛубянкуНКВД), у них была хорошая репутация. А вот тех "соседей"-провокаторов ждала заслуженная учесть - как и сейчас есть статья УК "Клевета"!
20
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 19:59
Демонизируете СССР, также как и РФ сейчас западные "союзники и партнёры". Посмотрите фильм "Посольство" (2018 года), там достаточно полно и ясно рассказывается о текущей геополитической ситуации в мире.
19
Е
Ермек
31.05.2019 22:00
Назарбаев, обращаясь к нации, открыто и честно признал геноцид казахов.31 мая в Казахстане отмечается самая трагическая дата в истории казахского народа, получившая название - Дня скорби по жертвам голодомора и политических репрессий.Никогда еще за всю свою историю казахи не несли столь ужасающих людских потерь, какие пришлись на их долю в тридцатых годах XX века. По словам историков, ссылающихся на архивные документы и сохранившиеся свидетельства очевидцев, только с 1931 по 33 годы казахи потеряли в результате искусственного голодомора до семидесяти процентов от первоначальной численности казахской нации. Более двух миллионов человек. И это не в военное, а мирное время.И вот что по этому поводу говорит Первый Президент, признавая чудовищность сталинских преступлений против человечности: - Ни одна страна в мире, ни один народ не испытал на своей стране такой излом в демографической ситуации, и не стоял перед пропастью полного исчезновения как Казахстан. Мы выжили, смогли сплотиться как нация, мы не ожесточились, не озлобились, никогда никого не обвиняли в превратностях жестокой трагедии 20 века. Мы выстояли, помогли всем невинным жертвам сталинизма. - Неслучайно, одним из первых президентских указов, был указ о реабилитации жертв политических репрессий в Казахстане.И эта та память, которую мы должны передавать от отца к сыну. Ни одно из злодеяний против человечности не должно быть забыто. Тем более, чудовищный геноцид казахов, в результате которого само выживание нации оказалось под вопросом. Новости Казахстана. Алтынорда.
-24
ПВ
Патриот Великого Отечества
31.05.2019 23:29
Ну это Вы явно перегнули палку, аш до 70%! Приписываете репрессии только одной национальности, в Казахстане в то время жили многие национальности. Почему такая избирательность?
22
ПВ
Патриот Великого Отечества
01.06.2019 08:40
Тут тролли (42, легат, и т.д.) расстраиваются что я их названия улиц с маленькой буквы пишу, а Вы думаете русские (да и другие нации, прожившие в городе всегда) не расстраиваются когда в наглую переименовывают родные сердцу улицы и как в чужом городе оказываются? Когда коверкают окончания улиц, без учёта падежей (улица Астана, улица Казахстан)? Заметьте, я ничего не говорю про новые улицы - это правильно что их называют нашими общими народными героями; но я против того чтобы убивали нашу культуру и историю в угоду временщикам!
27
L
Legat
01.06.2019 12:08
Идиот. Ты можешь меня оскорбить, еще кого то, лично. Вот как я тебя. Но что тебе сделал Мухтар Ауэзов или Кабанбай батыр я не понимаю. Как бы я не относился к уважаемому в определенных кругах человеку, нации, расе у меня рука не поднимется как то искажать его имя или название. Это удел моральных уродов. 
-17
ПВ
Патриот Великого Отечества
01.06.2019 13:01
Вы точно описали себя - удод и есть, хвалю за Вашу самокритичность! Как переименовальщики-временщики относятся к истории и культуре - такой и ответ получают, закономерно и симметрично!
10
L
Legat
01.06.2019 16:05
Идиот!? Идиот! 
-7
L
Legat
01.06.2019 12:15
Улица Арбат, Маросейка твои чувства не оскорбляет.
-17
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии