У войны не женское лицо
С раннего детства наша героиня знала о жизни больше других. Начать с того, что двухлетняя Настя оказалась в детском доме.
–Я держалась за юбку матери, когда ее пытали белогвардейцы. Они хотели знать, где мой отец. Но мама проявила мужество и твердила: «Не знаю!». Ее расстреляли, – рассказывает Анастасия Кулигина. – Папу посадили в тюрьму, заключенные забастовали, и их было решено перевозить на пароходе, который ходил по Иртышу – «Монгол». Там бунт продолжился, и всех расстреляли. Моего папу ранили, он притворился мертвым, сбежал и затаился в камышах. Его спасли, но в конце концов вычислили и убили.
…Ей было почти десять лет, когда в детский дом с проверкой пришел легендарный Кондратий Брусенцов – участник революции 1905 года, партизан, предводитель повстанческого движения, борец с самодержавием и кулачеством, член одного из первых Советов на Урале, обладатель Ордена Красного знамени.
– Он сказал: «Это же наша Настенька!», пришел домой, рассказал обо всем жене, и они забрали меня к себе. Стали моими воспитателями, – вспоминает Анастасия Захаровна. – Кондратий Никифорович скончался в 1936 году, не выдержало сердце.
Она была ученицей медшколы, когда началась война.
– Нас пришло десять девчонок с медицинского. В военкомате мы написали заявление уйти в добровольцы медсестрами. Полковник вышел и сказал: «На фронт хотите? Да вы еще совсем молодые. Не возьму. Хотите косы потерять?». У меня действительно была коса до пояса, – улыбается ветеран. – На следующий же день мы обстригли косы. Прическа под «мальчика». И пришли в тот же призывной пункт. Увидев нас, полковник обомлел, но подписал заявления.
На поезде нас увезли в Ашхабад, на учебную подготовку. Уже там я стала старшим сержантом, – говорит она. – Потом поехали в Красноводск. Там я увидела войну. У нее не женское лицо! Лишь взрывы, стрельба, голову поднять страшно. Я была зенитчицей-наводчицей 731-го артиллерийского полка. Вокруг беда, некогда даже раненым было помочь.
Однажды, помню, было прямое попадание в орудие. Тогда погибло четверо солдат. А нас засыпало землей. Если бы не служебные овчарки, то я не стояла бы сейчас с вами. Собаки лаяли, рвались с места, сержант спустил их. Они сразу же нашли нас под толщей земли.
После травмы она приехала на месяц в Усть-Каменогорск. Плакала от увиденного: люди голодали. Сутками стояли в очереди за краюшкой хлеба. Расступались, пропуская ветерана на костылях, расспрашивали о войне. И твердо верили в победу над фашисткой Германией. Говорили: «Все на фронт, солдатам! Все за победу!».
Потом снова вернулась на фронт. Полк отправился под Сталинград. Но Победу они встретили в Польше.
– Не было предела нашей радости. Я с 1941 по 1945 год отслужила. Наш полк под Берлином водружал знамя. Конечно, не хочу, чтобы наши потомки пережили такую войну. Много жизней она унесла.
Сейчас ее пиджак украшает рассыпь заслуженных медалей.
– Она прекрасная, нежная и ласковая бабушка, – улыбается внучка Надежда. –Еще в школе приглашала ее на уроки в класс, дети задавали ей вопросы, но больше всех спрашивала я!
У Анастасии Кулигиной сын, двое внучек и одна маленькая правнучка Виктория, ей всего три месяца, но она уже обожает бабулю.
Задору Анастасии Захаровны могут позавидовать молодые. Играет на гитаре, песни поет, да и танцует браво.
Поздравить ветерана пришли заместитель акима города Аскар Нургазиев, секретарь городского маслихата Михаил Головатюк, представители Совета ветеранов УМЗ, на котором Анастасия Кулигина проработала много лет после войны аппаратчиком.
Такие волевые женщины встречаются очень редко, и, как правило, меняют жизнь многих. Вот и она воевала за победу, чтобы небо стало мирным для всех.
Диана СУХОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.