Убей в себе маму
Мегареалистичные куклы-дети (как правило, реборны копируют малышей лет до трех, хотя встречаются экземпляры и постарше) – это фактически эпизод из фантастического фильма, воплотившийся в нашей реальности.
Техническое совершенство материалов и волшебство рук мастера делают эти игрушки едва ли не живыми – от крохотных пальчиков до пушка на макушке, капель молока у ротика крохи и диатеза на щечках. Неопытному человеку и не отличить с первого взгляда настоящего спящего младенца от кукольной подделки: реборн и кожей, и температурой, и весом, даже дыханием и биением сердца идентичен натуральному малышу. Собирая его «по запчастям», расписывая красками и запекая в печи, мастер не делает куклу – он творит человека. Отношение – бережнее, чем к младенцу: у куклы не сертификат, а свидетельство о рождении; ее не продают, а усыновляют, и мастер может отказать в сделке, если жилищные условия семьи не удовлетворят потребностям винилового чада.
Вокруг реборнов в мире – истерия. Одни восторженно визжат, таща домой сороковую кроху, при этом уверяя всех вокруг, что это хобби, с материнским инстинктом ничего общего не имеющее. И, несмотря на то что средний реборн от малоизвестного мастера стоит около двух тысяч у.е. (не считая расходов на детские аксессуары), утверждают, что свои дети у них уже выросли, а содержание приемных, но живых детей им не по карману. Другие покупают реборна как модный аксессуар, который заменил современных светских львиц – подмышечных собак. Третьи оттачивают на кукле азы материнства, не осмеливаясь родить реального ребенка, который не только умиляет, но и выматывает. Четвертые (наверное, есть и такие, иначе история потеряет всякий флер романтики) проецируют на виниловое чадо нерастраченную или трагически оборванную родительскую любовь. А пятые всех предыдущих громко ненавидят, обзывают сумасшедшими, обвиняют в черствости к настоящим детям и видят в реборнах корень зла, подтачивающий устои общественной морали.
Как бы то ни было, реборны держат своими крохотными виниловыми пальчиками за живое всех вышеперечисленных. И взрослые люди объединяются в едва ли не тайные сообщества, где могут смело обсудить и похвастаться, как купали, одевали, укачивали и выгуливали своих пупсов. Любимые шутки в этом кругу – реакция окружающих на игрушечного ребенка. «Родители» реборнов рассказывают, как шокировали продавцов в магазине детской одежды, как обманывали мамочек на детской площадке, как прохожие осуждали их за наряд малыша не по погоде. Иногда «кукловоды» в шутку публикуют фотографии своих «малышей» на платформах, где общаются и обмениваются снимками родители реальных детей…
В игру уходят с головой целыми семьями. Разве что мужчины «нянчат» реборнов за закрытыми дверями, не афишируя своих симпатий. А вот детям реборнов, как правило, не покупают. Лишь единожды на форуме любителей виниловых чад случайная прохожая спросила, поможет ли реборн старшему ребенку привыкнуть к мысли о появлении в семействе еще одного малыша.
Рожденный как одно из проявлений популярного сегодня doll-арта реборн быстро вырос из «ползунков» простой коллекционной куклы с полки. Милая крошка умудрилась забрать сердца сотен тысяч современников по всему свету.
– Поклонников реборнов не везде воспринимают как нормальных людей, – комментирует главный редактор российского журнала «Кукольный мир», организатор выставки «Время кукол» в Санкт-Петербурге и член правления фонда «Куклы мира» Ольга Лахина. – На Западе и в Европе, да уже и в России на эту тему буквально дебаты развернулись. В Казахстан повальное увлечение реборнами пока не пришло, но определенный интерес имеется. С нашими мастерами выходят на контакт, просят поделиться тонкостями производства, интересуются ценой. Эти практически живые воплощения младенцев уже не раз обманывали полицейских, которые пытались «спасти» детей из салонов машин. Хотя был и случай, когда куклы помогли вычислить интернет-мошенницу, которая, выдавая реборна за умирающего младенца, пыталась нажиться на пожертвованиях. Как показывает практика, приобретают кукол-реборн, как правило, женщины старше 30 лет. Психологи объясняют это просто: в среднем женщина рожает не более двух раз в жизни. Однако не все устают от роли матери младенца, многим очень нравится чувствовать себя единым целым с малышом, нянчиться с ним, пока он еще пребывает в младенческом возрасте.
Цвет кожи, волос, разрез глаз, форма губ, ушей, носа – тысячи мастеров из разных стран мира усиленно скупают оригинальные «запчасти» для создания реборна (молды) и готовы предложить своим клиентам поразительное богатство выбора. Потенциальные «родители» могут выбирать из уже созданных малышей или позволить разгуляться фантазии. И не исключено, что в самом ближайшем времени реборны станут рождаться и в Казахстане. По крайней мере, число соотечественниц, штурмующих страницы российских кукольников с просьбой рассчитать цену создания и доставки крохи в Казахстан, впечатляет. Правда, невозможно без содрогания представить себе картину, когда бабушка, не дождавшаяся внуков от своих настроенных на карьеру и развлечения детей получит в качестве тренажера такой вот плод глобализации…
Право, глядя с этой колокольни, уже трудно представить, что всего с десяток лет назад казахстанцы с недоверием относились к такой привычной и распространенной сегодня процедуре, как экстракорпоральное оплодотворение. Отношение к родителям «из пробирки» и врачам, помогающим им появиться на свет, было очень негативным.
– Мы с гордостью отмечаем, что настала пора, когда у казахстанцев отпала надобность лечиться за границей, наоборот, к нам, в алматинский центр ЭКО, приезжают на лечение пациенты как из ближнего, так и дальнего зарубежья, – отмечает директор Института репродуктивной медицины Тамара Джусубалиева. По всей республике уже примерно 6 тыс. детей родилось благодаря ЭКО – это целый аул.
Наши специалисты могут все: от выявления возможных генетических отклонений в эмбрионах до их внедрения в матку. Широко используется программа «Донорство клетки», дающая возможность женщинам, у которых в яичниках нет яйцеклеток и при высоком риске наследственных болезней у плода, выносить и родить здорового ребенка. В этом случае для ЭКО используются яйцеклетки здоровой женщины-донора. Программа суррогатного материнства дает возможность иметь генетически родного ребенка в случаях, когда женщина не может выносить ребенка – эмбрионы такой супружеской пары, полученные с помощью ЭКО, вынашивает суррогатная мать. Стоит отметить, что в новом отечественном Кодексе о браке и семье целая глава посвящена суррогатному материнству, где защищены права генетических родителей, суррогатной матери и родившегося ребенка. Достаточно результативно применяются современные методики лечения мужского бесплодия. Только по данным нашего центра, в 40 процентах бесплодным оказывается мужчина. Результаты врачебной практики центра показывают, что это заболевание успешно лечится и в этих семьях может родиться генетический наследник.
«Младенец, который не вырастет!», «Ребенок без проблем!», «У него не будет колик, он не разбудит ночью, не заболеет и не умрет» – у «своей» аудитории выгодный реборн-ребенок легко обходит в популярности живого человеческого детеныша. Что ж, в какой-то степени это гораздо гуманнее, чем взять в семью ребенка из детского дома и, наигравшись живой игрушкой, бросить ребенка во второй раз. Однако кукла, что бы о ней ни думали создатели и хозяева, так и останется куклой, не способной ответить любовью на любовь.
Юлия ЗЕНГ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.