Волшебство Булата Аюханова (+фото)
3 октября на сцене ДКМ царил Булат Аюханов с «Вечером балета». Живая легенда казахстанского балета и культурный бренд Казахстана, артист, хореограф и балетмейстер мировой известности, народный артист РК, – со зрителями он общался по-простому, словно со старыми знакомыми.
Без пафоса, но с юмором, Булат Газизович представлял труппу Государственного Академического театра танца РК, которая исполняла несколько балетных композиций – от вариаций на тему казахской исторической музыки до классического балета «Жизель». Снова и снова выходя на сцену в качестве ведущего, мастера, учителя и просто друга своих зрителей, Булат Аюханов буквально «сыпал» своими афористичными фразами:
– Мне в жизни не было скучно. Хоть сын врага народа, но прожил блистательно семь десятков лет! (Б. Аюханов родился в Семипалатинске, в 1938 году, его отца, видного политического деятеля, признали врагом народа, поэтому мать была вынуждена дать мальчику свою фамилию и увезти его из города – Н. Ш.)
– Я современного искусства не понимаю, у меня старая закалка. Я не консерватор в этом плане, а академист.
– Балет без рук – это ничто! Руки выражают чувства. (Активное участие рук в балетном танце – так называемая «ленинградская школа» – классическая традиция Ленинградского хореографического училища, куда Аюханов поступил после окончания Алма-Атинского. Именно там он подружился с Рудольфом Нуреевым, который затем стал солистом Мариинского театра, а в 60-х годах прошлого века начал свою мировую карьеру в Париже. В годы учёбы Нуреева и Аюханова звали «бешеным татарином» и «сумасшедшим казахом» за их фанатичную влюблённость в выбранное искусство и безоглядную преданность сцене и танцу – Н.Ш.)
– Я люблю ставить танцы, но не репетировать: чувства нельзя отрепетировать.
Зато их можно передать каждым движением: не случайно ведь зал буквально жил, дышал вместе с героями постановки: затихал, когда умирала Жизель и аплодировал, когда виллисы исполняли особенно сложные па, создавая на сцене удивительный хореографический рисунок. Спектакль с интересом смотрели взрослые и дети.
– Мне нравится здесь, в Усть-Каменогорске. У вас очень талантливый и грамотный зритель. В столицах многим теперь подавай только шоу, а балет – это космическая сфера, бальзам для души…
Подтверждая его слова, по старенькой сцене ДКМ порхали балерины, исполняя знаменитые партии Жизели, Мирты и погибших до свадьбы невест – виллис. Каждое движение было отточенным, лёгким, изящным, сливалось с музыкой настолько, что не нужно было слов, чтобы объяснить, что происходит между героями.
– Вот вы и порадовались, помолодели на сорок лет! – шутил великий мастер казахстанского балета после окончания спектакля. Хотя, быть может, и не совсем шутил: если в начале вечера зал заполняли уставшие люди, то с представления они буквально выпархивали – окрыленные, с сияющими глазами и открытой душой, словно каждого зрителя по какому-то неведомому волшебству поднимали над землёй невидимые пуанты.
– Я не буду говорить громких слов, что не могу без балета, – сказал на прощание Булат Аюханов. – Скорее, он без меня не может…
1
2
3
4
5
6
7
Наталья Шимолина
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.