Врагами не были
















Указом президента Казахстана с 1997 года 31 мая в стране вспоминают жертв политических репрессий. Казахстан стал местом депортации граждан со всего Советского Союза: Карлаг, Сеплаг, Алжир, Песчанлаг, Жесказганлаг… В лагерях, в тайге Риддера, находилось до 10 тысяч политзаключенных - в основном представители культуры, ученые и инженеры. Всего на территории страны в 11 спец лагерях содержалось почти 2 миллиона человек. Каждый пятый был спец поселенцем.
Сталинское «незаменимых людей нет» буквально истребило ведущих ученых, военных, поэтов, писателей, врачей и учителей. Аресты, лагеря, ссылки и клеймо - «враг народа» или «пособник врага народа». Это звучало, как смертный приговор. В Восточном Казахстане среди репрессированных были руководители региона - Свердлов, Юсупов, Бектасов, Куленов. Почти все служители культа, среди них - священник Борис Герасимов и мулла Жанкулов, поэты Павел Васильев и Шакарим Кудайбердиев. Репрессии обрушились на руководителей Риддреских рудников и шахт. Режим террора выкашивал целые семьи. Отец Айсипы Байжикеновой работал председателем колхоза, кто-то из завистников отправил анонимку в КГБ, что, мол, жена председателя - дочь бывшего бая. В 24 часа семью Байжикеновых выселили на крайний Север, а отца на урановые рудники. Айсипа-апай вспоминает морозы -70, невыносимо тяжелую работу.
Айсипа Байжикенова – репрессированная:
- Это нелегко сказать, языком не скажешь, просто невозможно было. И меня все время бригадир бил, это невозможно было, я дочь врага народа. А что делать, жизнь идет, жизнь продолжается. В месяц 2 раза ходили в КГБ отмечаться, если вовремя не придешь, штраф. Вот так жили и думали, навек уже в севере останемся, но при Хрущеве, если отсидел свое 10 лет, можно ехать.
Валентина Котлярова совсем недавно на могилу отца, со станции «Слюдянка», где он строил железную дорогу, привела горсть земли. В 20 лет ее отец - заведующий сельской библиотекой, по ложному доносу был осужден, как враг народа. 10 лет лагерей, потом долгие годы жизни с клеймом врага и долгожданная реабилитация.
Валентина Котлярова:
- Когда он получил справку, что он реабилитирован, вы знаете, я не вдела, чтобы он так плакал. Посадили в 20, а вышел в 30. И мне как-то пришлось проезжать через ту станцию, «Слюдянку», и я вышла посмотреть те бараки, где они жили, я собрала камешки, взяла горсть земли, привезла и положила на его могилу.
Судьба каждого репрессированного, каждой семьи- это трагедия длинною в жизнь. Их дети вспоминают, что за ними велась постоянна слежка, но теплота, гостеприимство казахстанского народа отогрела миллионы сердец.
Евгений Шумахер:
- Если бы не радушие местного населения и если бы не хорошее отношение, было бы гораздо тяжелее. Поэтому нам не надо об этом забывать и надо быть всегда благодарным тем, кто в свое время принял изгнанных.
Татьяна Кагерманова:
- Наша семья была поселена в казахскую семью, они рассказывали, что люди делились последним куском хлеба, не садились за стол, пока не сядут они покушать. И сегодня те добрые братские отношения, чувства сострадания и милосердия мы не имеем права забывать.
Усть-Каменогорский музей памяти жертв политический репрессий - словно страница истории тех лет. Все экспонаты были собраны буквально по крупицам. Это неотправленные письма, чудом сохранившиеся фотографии заключенных, железная посуда и книги, которые политические прятали и передавали из рук в руки. Дизайнеры музея постарались предать атмосферу и быт лагерей. Нары, колючая проволока и долгие годы заключения.
Реабилитация сталинских заключенных началась с 1954 года, а уже в 1991 году был принят закон о реабилитации жертв политических репрессий. Многие так и не дожили до того дня, когда были полностью оправданы. Благодаря рассекреченным архивам, историкам ВКО удалось восстановить поименно списки репрессированных, места их захоронений. И для ныне живущих потомков щемящая правда о родных открылась только сейчас. В книге «Расстрельный список» на почти 300 страницах мелким шрифтом написаны имена тех, кого репрессировали, и мы почти 100 лет считали их без вести пропавшими. И каждый год историки пополняют список новыми именами.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.