Всем спасибо, все свободны
Как рассказал «&» зампредседателя Федерации профсоюзов РК Кайрат Амандыков, прогноз уровня безработицы в стране очень тревожный. По словам г-на Амандыкова, численность трудоустроенных казахстанцев снижается не по дням, а по часам. С начала года, по его информации, армию безработных пополнили 40 тыс. человек. На сегодня общий «пул» незанятых граждан составляет около 600 тыс. человек, или 7,4% от экономически активного населения.
В Федерации профсоюзов опасаются, что в ближайшее время без работы останутся еще 600 тыс. казахстанцев. «К этим 600 тыс. потенциальных безработных можно смело добавить большинство самозанятых сегодня граждан. Их в стране – 2,5 млн человек, из них 1 млн пока держится на плаву, остальные 1,5 млн находятся на грани потери источника дохода. Мы ожидаем, что пик сокращений и увольнений придется на май и июнь. Предположительно, сокращения будут продолжаться до конца года», – рассказал г-н Амандыков.
Собеседник подчеркнул, что самыми уязвимыми в вопросе безработицы являются промышленные регионы страны – это Восточно-Казахстанская, Карагандинская, Павлодарская и Актюбинская области. В числе самых бедственных в этом отношении отраслей – горная металлургия и строительство.
По данным г-на Амандыкова, в настоящее время 627 предприятий полностью или частично приостановили производство. «В этих компаниях около 83 тыс. человек вынужденно работают неполный день либо находятся в отпусках без содержания», – добавил он.
Число людей, отправленных в отпуска без сохранения зарплаты, неуклонно растет, отметил собеседник. Увеличивается, по его словам, и количество тех, кого вынудили написать заявление по собственному желанию. «Это скрытая безработица. Работодатели, чтобы не оплачивать простой, отпускные, компенсации, придумывают такие схемы. Это очень тревожно», – сетует профсоюзный лидер.
По словам г-на Амандыкова, Федерация профсоюзов намерена заострить внимание властей на проблемах безработицы. В то же время собеседник надеется на антикризисные меры государства. В частности, напоминает он, в рамках реализации прорывных проектов правительство пообещало создать примерно 350 тыс. новых рабочих мест. «Мы будем сразу направлять тех людей, что потеряли работу, в эти компании. Если эти планы осуществятся, для Казахстана все пройдет менее болезненно», – полагает он.
Больше всего от безработицы страдают люди в тех отраслях, где не заключались коллективные договоры и практически не представлены профсоюзы, считает г-н Амандыков. По его оценке, к таковым относятся сектор малого и среднего предпринимательства, представленный в основном семейным бизнесом, и банковский сектор.
По неофициальной информации, в банках Казахстана сейчас идет вторая волна массовых сокращений – как людей, так и некогда высоких зарплат финансистов. По словам источника «&» в банковских кругах, в некоторых структурах прошло уже несколько волн массовых сокращений. «В настоящий момент увольнения носят не столь массовый характер, так как в предыдущие 1,5 года штат банковских сотрудников и так значительно сжался», – рассказывает источник.
Статистику безработицы по банковскому сектору, убежден аноним, характеризует ситуация в БТА и Альянсе, основным акционером которых стало государство. «С приходом «Самрук-Казыны» в эти организации были произведены сокращения. В частности, Альянс Банк пострадал как по численности штата, так и по размеру зарплат сотрудников. Учитывая размеры этих банков, эффект был очень заметен на рынке», – подчеркивает собеседник.
По данным источника, в целом практически во всех банках закончилось время щедрой раздачи бонусов, доплат, соцпакетов и дополнительных выплат к отпуску, и эта тенденция также имеет массовый характер.
В то же время аноним отмечает новую политику сокращений в банках. «Если в прошлом году был значительно урезан штат рядовых сотрудников казахстанских финструктур, то теперь настала очередь руководителей. Причем сокращений больше в головных банках, чем в филиалах. Это и понятно, ведь в центральных отделениях зарплаты всегда были выше, так что увольнение сотрудников из головных офисов дает больший финансовый эффект», – резюмирует источник.
С этой оценкой согласен президент Конфедерации труда РК Серик Абдрахманов. «Сейчас безработными становится наиболее образованная часть нашего общества, так называемые белые воротнички. Финансовый сектор – это область, которая ранее постоянно находилась в развитии, поэтому на ней такие вопросы отражаются ост¬рее», – комментирует он «&».
Сокращение работников банковского сектора и их зарплат надо расценивать нормально, говорит «&» председатель совета Ассоциации пенсионных фондов Айдар Алибаев. «Банковский сектор всегда был самым высокооплачиваемым в Казахстане, уступая только нефтяному. Так что некоторое сокращение зарплат сейчас – это та самая положительная сторона кризиса, которая должна отрезвить людей. Еще два года назад заработки банковских работников не соответствовали трудозатратам», – считает он.
По оценке г-на Алибаева, попавшие под сокращение финансисты сумеют найти новую работу, если не будут чересчур капризными. «Люди, которых разбаловало положение отечественной банковской системы, не хотят сейчас устраиваться «куда попало». Им не нравится менее престижная работа с меньшим доходом. Такие люди предпочтут сидеть вовсе без работы и ждать лучшей доли», – полагает он.
На финансовом рынке в настоящий момент существуют две основные тенденции сокращения расходов на персонал, рассказывает «&» директор по развитию бизнеса консалтинговой компании Optimum Дина Абылхожина. Первая тенденция, по ее словам, заключается в том, что уже работающим сотрудникам зарплату не сокращают, а вот вновь нанимаемым предлагают оклады на 20-25% ниже. Вторая тенденция – перевод сотрудников на неполный рабочий день. «В этом случае зарплата урезается на 40-50%, но заодно уменьшается и количество рабочих часов. Такое сейчас практикуется во многих небольших компаниях. На наш взгляд, это правильное решение: персонал реагирует на него безболезненно, а работодатель оптимизирует расходы», – говорит консалтер.
По ее оценке, раньше уровень зарплат на финансовом рынке диктовали соискатели. Сейчас ситуация изменилась с точностью до наоборот. «Если ранее к нам приходило по 100-150 резюме в день, то сегодня – до 600. Кандидатов очень много, вот они и вынуждены снижать планку. Если ранее топ-менеджеры просили, например, $6 тыс. и не падали ни центом ниже, то сегодня они соглашаются и на $3-4 тыс. Незыблемыми остаются только антикризисные менеджеры. В целом финансовые запросы соискателей снизились на 20-30%», – заключила г-жа Абылхожина.
Айгуль Кисыкбасова
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.