День государственных символов (+фото)
Ко Дню символов были приурочены открытие сезона отрядов «Жасыл Ел», «ССМТО» и марафон «Расцвет села - расцвет Казахстана». Студенческие отряды Усть-Каменогорска и Семея собрались на площади, чтобы, во-первых, торжественно отметить День государственных символов, а во-вторых – оторваться на дискотеке перед началом трудового сезона.
К празднику готовились основательно: на площадь торжественно внесли главные символы страны, а колонна автомашин завода «Азия Авто» и велосипедисты проехали по городу с флагами, завершив свой заезд в центре города.
Потом сделали то, ради чего, собственно, и собрались – всей площадью исполнили государственный гимн.
Приятно удивили усть-каменогорцев молодые дарования из Областной специализированной балетной школы для одаренных детей города Семея, которые подготовили красочную постановку.
Стало традицией в этот день награждать почетными грамотами заслуженных деятелей культуры, спорта, общественных работников. Отличившихся награждал заместитель акима области Тусипбек Тусипханов, он же выдавал студентам-руководителям отрядов трудовые удостоверения.
- В ваших руках – будущее независимого Казахстана, - подчеркнул при этом Тусипбек Тусипбекович. – Мы должны знать свою культуру и свои символы.
После состоялся концерт, который плавно перетек в дискотеку. Горожане гуляли, ели шашлык и мороженое и грелись под вечерним солнцем.
…Многие помнят, что изображено на гербе и флаге Казахстана. Не многие знают, что у каждого символа, у каждой детали рисунка есть свой, особое значение.
4 июня 1992 года были впервые утверждены новые государственные символы независимого Казахстана.
В соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 4 июня 2007 года «О внесении дополнения в Указ Президента Республики Казахстан от 20 января 1998 года №382 «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» 4 июня в республике празднуется День государственных символов.
16 декабря 1991 года навсегда останется в истории нашей Республики, как знаменательная дата. Этот день был объявлен Днем Независимости Республики Казахстан. Первый Президент Республики Назарбаев Н.А. на торжественном заседании объявил конкурс на создание государственных эмблем.
На разработку государственного флага было подано множество заявок. В итоге лидировали три варианта, среди которых был и вариант Шакена Ниязбекова – художника, заслуженного деятеля искусств. В итоге именно по его эскизу и был создан флаг.
Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с 32-мя лучами, под которым – парящий степной орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображения солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Отношение ширины флага к его длине: 1:2.
Голубой цвет флага символизирует небо. Далекие предки казахов - тюрки поклонялись небу, они называли его Тенгри. Считалось, что Небо породило все живое на Земле и с тех пор наблюдает за нами день и ночь. Ничто не укроется от его всевидящих глаз. Небо - символ мира и благополучия. А еще голубым цветом люди обозначают честность, чистоту и верность.
Поэтому голубой фон нашего Государственного флага символизирует чистоту и высоту помыслов нашего народа, пожелания мирного неба и благоденствия.
Золотое солнце, купающееся в своих лучах, олицетворяет счастье и богатство. Ведь солнце дарит нам тепло, рассеивает тьму, дает жизнь всему живому.
Орел - царь птиц. Он парит под самым солнцем, ощущает его горячие ладони, чувствует высоту неба. Он сильный, зоркий и всемогущий. Это гордая, вольнолюбивая птица всегда была символом независимости, чести и могучей власти. В облике степного орла на нашем знамени воплощены образ свободолюбивого народа - его сила, зоркость, стремление всегда быть на высоте.
Орнамент ученые считают магическим кодом, где наши предки зашифровали свое знание о природе и устройстве мира. Мы забыли этот удивительный язык и теперь учимся заново понимать его, а он говорит о вечной борьбе добра и зла, света и тьмы, о дне и ночи, которые сменяют друг друга. Узоры орнамента дарят нам ощущение жизни, помогают стать лучше и чище, учат бесхитростности и щедрости.
Сине-голубая одноцветность флага напоминает чистый безоблачный купол неба высоко над нами и призвана подчеркнуть чистоту и возвышенность намерений народа Казахстана в своих устремлениях к новой государственности.
Синее безоблачное небо всегда у всех народов было олицетворением мира, спокойствия и благополучия. На языке геральдики - науки, изучающей гербы, - синий цвет и его оттенки соответствуют таким человеческим качествам, как честность, верность, надежда.
Синий цвет - по казахский «көк». Так, же как русская культура восходит корнями к славянской, казахская культура опирается на традиции тюркской культуры. На древнетюркском языке, а значит на языке почти всех тюркоязычных народов, «көк» означает «небо».
Древние тюрки, населявшие в V-VШ веках огромные просторы от вершин Алтая до берегов Черного моря и Балатона, были небопоклонниками. «Вверху отец - голубое небо тюрков, внизу - мать земля. Между ними явились первые люди - тюрки», - гласит древняя надпись на могильной стеле вождя-объединителя тюрков - Кюльтегина.
Они верили, что земля держится на рогах синего быка, и рисовали его на своих боевых знаменах. И называли себя «голубыми тюрками». В этом ключе синее знамя голубых тюрков символизировало сыновью преданность Небу - отцу-прародителю. Голубой цвет нес в себе образ Отчизны, прародины первопредков голубых тюрков.
Многие правители Великой степи считали себя сынами Вечного Неба, подчеркивая тем самым свое божественное происхождение. К ним относятся и Железный Хромец Тамерлан, и Потрясатель Вселенной - Чингисхан, а китайские императоры и вовсе носили титул - «Сын Неба».
На территории Казахстана с древнейших времен была распространена вера в Тенгри - Небо, которую современные ученные так и называют тенгрианством, задолго до появления великих мировых религий - буддизма, христианства, ислама - она несла в себе идею Единобожия и не являлась языческой, как ошибочно считают некоторые исследователи религиозных воззрений степных кочевников.
Вера эта и по сей день находит свое отражение в том, что еще в начале XX века казахи над могилами святых возводили купол и окрашивали его в голубой цвет, тем самым имитируя модель мира: на четыре столба, олицетворяющих четыре стороны света, опирается купол - сферический символ неба.
В русле этих традиций синий цвет для всех тюркоязычных народов воспринимается как небесный, священный, обетованный, заветный, высший, исконно чистый.
Желтый цвет - цвет благородного драгоценного металла, и в то же время цвет Луны и Солнца, главным образом символизирует собой Свет, рассеявший тьму Хаоса, Свет, благодаря которому сотворился Первопорядок - Космос.
Желтый цвет - цвет Жизни, Первородства. Солнцепоклонниками в древности были, пожалуй, все народы земного шара.
Солнце - символ Движения, восхода и заката, жизни и смерти, востока и запада. Солнце - символ Времени.
Орел - Царь-птица, парящая выше всех живых существ, близко к Небу и Солнцу - древним божествам, а значит, тоже божественная, со знаком священности.
Подобно божеству - всевидящая, вперед смотрящая с одной стороны, с другой - карающая, несущая в себе гибель земным существам. Поэтому на старинных монетах и печатях выгравировывали орла, подразумевая под ним всесильную власть.
Орел реет в вышине в гордом одиночестве. Отсюда - понятия, связанные с образом орла, такие как величие, честь, вольнолюбие, независимость, свобода, гордость, высокие помыслы, величавость, зоркость. А значит, провидение, прозорливость, дальновидение.
Орел, распростерший крылья - всеобъемлющее, вбирающее в себе начало - опять же символ власти, державности (к примеру, орел в Персии - впоследствии был также гербом Рима; двуглавый орел Византии - впоследствии заимствованный Россией).
Орел, мирно парящий над родными просторами, символизирует широту души степного народа, готового раскрыть свои объятья всем дружелюбным народам и нациям, уважающих гордый, вольнолюбивый дух нашего многонационального суверенного государства.
Степной орел на государственном флаге Республики Казахстан олицетворяет собой щедрость и зоркость, высоту помыслов казахстанцев.
Поднимая свое знамя, мы хотим, чтобы над нами было всегда высокое синее небо, подобно которому нас должны объединять высокие, миролюбивые и чистые помыслы!
Герб создали Жандарбек Малибеков и Шота Валиханов. Государственный герб Республики Казахстан представляет собой изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры) в обрамлении крыльев мифических коней. В нижней части герба – надпись «Казақстан». В цветном изображении Государственный герб Республики Казахстан – двух цветов: золотого и сине-голубого.
Слово «герб» происходит от немецкого «егве» - «наследство» и польского «негв» - «эмблема» и обозначает: наследственный отличительный знак - сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение, выражающее исторические традиции владельца.
Создание герба начинается с выбора его геометрических очертаний. В геральдической практике применяются разные формы - прямоугольник, квадрат и т.д. Все детали герба Республики Казахстан размещены внутри одного полного круга и в сочетании с изображением главного элемента атрибутики - шанырака с уыками в виде солнечных лучей создают как бы космос мира, Вселенной. Именно с таким восприятием связана ассоциация мыслей о жизни (символическое значение круга) в общем доме всех казахстанцев, - с чувством общей Родины.
Шанырак (восходит к санскр. «чакра») - колесо Солнца, по сути дела является степными часами - показателем скорости движения Солнца. По меткам на шаныраке казахи определяли солнечное время дня.
Появление шанырака в культурном наследии кочевников тесно связано с их восприятием окружающей среды. Шанырак по форме напоминает небесный купол. Шанырак особо почитается в народе. Он - символ космоса, ему поклонялись тюрки как тотему.
Шанырак объединяет не только семью, но и народ. Вот почему образ шанырака в государственном гербе республики - это образ общего дома, общей Родины всех людей, проживающих в Казахстане.
Шанырак - купол юрты - по сути своей для тюрка-кочевника то же, что и фундамент для европейца, то есть олицетворение дома, семьи, рода.
Шанырак является основой Государственного герба Республики Казахстан. Он - сердце герба. Олицетворяет собой очаг, целостность мира. Венчает герб путеводная звезда — символ высокой цели поставленной государством.
По краям герба расположены головы крылатых коней - единорогов. Для казаха, обитателя Великой степи, конь был его второй половиной. Без него он как без ног. А лучшим из лучших считался тулпар - быстроногий скакун, который мчится, будто летит. Наши предки изображали тулпаров крылатыми и поклонялись им как божествам.
Тулпар - степной Пегас, конь, о котором мечтает каждый джигит - быстрый как ветер, олицетворяющий собой волю к победе, преданность и, в то же время, стремление к независимости, свободе.
В нашем контексте тулпар - символ сохранения строя суверенного Казахстана.
Крылатый тулпар - самый популярный образ в казахской поэзии. Он - олицетворение крылатой мечты, полета творческой фантазии, неутоленного желания, стремления к лучшему. Поэтому мы вправе связывать этот символ с молодой порослью, юным поколением, с которым всегда связаны светлые надежды.
Летящий тулпар объединяет в себе Время и Пространство. Он - образ бессмертия и призван олицетворять на нашем гербе бесконечное развитие, духовное богатство и многообразие наций и народностей, проживающих в Казахстане под одним шаныраком.
Почитались в древности и рога животных. Сказочного рогатого коня наши предки придумали потому, что верили в чудо и мечтали о нем. Рогатый конь считался священным животным, а по-другому - тотемом. Он пришел из глубокой древности и сегодня, красуясь на гербе страны, олицетворяет собой нераскрытые таланты и животворную силу молодого государства. Крылатые скакуны, обнимающие на гербе шанырак, как бы возносят его в небо, выражая тем самым веру нашего народа в светлое будущее.
Изображение коней с незапамятных времен несет свое символическое значение. За этим знаком закрепились такие понятия как храбрость льва, зрение орла и сила воли.
Конь - спутник жизни номадов. Кочевник и конь неразделимы и неразлучны. Конь всегда с ним - в играх, на охоте или в битве. Вся жизнь кочевника связана с конем. Конь для казаха не просто средство передвижения. Если конина и кумыс являются основой казахской кухни, то специально обработанная шкура коня - материал для изготовления разных видов одежды. Из конских волос делают струны для музыкальных инструментов. С конем связано развитие военного искусства и традиционных видов спортивных игр ("кәкпар", "бәйге", "құс салу", "қызқуу" и т.д.).
Конь - самое близкое существо для казаха. Он в мироощущении кочевника человекоподобен. Все остальные животные только служат человеку, конь же - друг джигита. Он готов поделиться с конем своими самыми сокровенными мыслями, и считает, что конь, хотя и не может говорить по-человечески, но все поймет, даже утешит и поддержит.
Многие понятия связанные с жизнью человека на казахском языке передаются с помощью слов: ат - конь, құлынтлак, - жеребенок, жылкы — лошадь. Традиционный ритуал, связанный с началом его ходьбы по земле, называется "тұсау кесер" (буквально - разрезание пут).
Все стихии жизни в мировоззрении казахов так или иначе связаны с образом коня. Эта важное доказательство неслучайности его появления в символике страны.
На гербе изображен не просто конь, а конь с крыльями и рогами. Это связано с тем, что в изображении коня заложена определенная идея. С символическими крыльями связана мечта нашего многонационального народа о построении сильного и процветающего государства. Это символизирует чистоту помыслов и стремлений на пути к совершенствованию.
Рога также имеют символическое значение. С применением слова "мүйіз" - рога - в казахском языке выражаются такие понятия как сила, мужество, храбрость. Рога также издавна являлись символом небесной благодати, плодородия и удачи.
Таким образом, кажущийся на первый взгляд странным, образ крылатого необычайного коня с рогами, является исторической эмблемой, которая имеет глубокие корни. В Государственном гербе республики изображены два мифических коня, и они как бы оберегают шанырак с двух сторон. Они также выражают идею служения нашему общему дому - Казахстану.
Авторами слов государственного гимна стали Жумекен Нажимеденов (1956г.), Нурсултан Назарбаев (2005г.). Автор музыки – Шамша Калдаяков.
С 7 января 2006 года гимном Республики Казахстан стала популярная песня, написанная ещё в 1956 году «Мой Казахстан» («Менiң Қазақстаным») с внесенными изменениями, приводящими песню в соответствие со статусом государственного гимна. Поправки в текст вносились Президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, он указывается как соавтор текста.
Существуют определенные правила прослушивания Государственного гимна.
Государственный гимн Республики Казахстан может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном исполнении. При этом могут использоваться средства звукозаписи.
В случаях вокального и вокально-инструментального исполнения Государственный гимн Республики Казахстан исполняется полностью, а в случаях инструментального исполнения допускается частичное исполнение Гимна - проигрывается запев и припев один раз.
Государственный гимн Республики Казахстан должен исполняться в точном соответствии с текстом и музыкальной редакцией Гимна.
При публичном исполнении Государственного гимна Республики Казахстан присутствующие выслушивают Гимн стоя, прикладывая ладонь правой руки к левой стороне груди.
При проведении органами и организациями Республики Казахстан мероприятий на территории иностранных государств Государственный гимн Республики Казахстан исполняется в соответствии с правилами, устанавливаемыми Министерством иностранных дел Республики Казахстан, с учетом практики страны пребывания и местных обычаев.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.