03 Августа 2023 09:29:51

"Это нужно США, но выгодно и нам" - политологи о поправке в отношении Казахстана

Политологи рассказали, зачем в США снова предлагают отменить ограничивающую торговлю поправку Джексона-Вэника для стран Центральной Азии и какие выгоды из этого может извлечь Казахстан.
49 КОММЕНТАРИЕВ

Ведущий эксперт отдела европейских и американских исследований КИСИ Мирас Жиенбаев прокомментировал, зачем в США вообще хотят отменить поправку для стран Центральной Азии. По его словам, статья американского сенатора Криса Мерфи о возможной отмене поправки Джексона-Вэника в отношении Казахстана является важным шагом в публичных дебатах по американской политике в отношении нашего региона. Сенатор предлагает США перебалансировать свои подходы и видение Центральной Азии, передает корреспондент Tengrinews.kz.

Как отметил эксперт, несмотря на то, что фактически действие поправки, принятой США в отношении СССР в 1974 году, ограничивается мораторием в правоприменении еще с 1989 года, смена общественного дискурса и потребность в новых решениях - важный сигнал США государствам Центральной Азии и прежде всего - Казахстану.

Причем для США такая смена отношения к нашему региону важнее даже больше для внутренней политики.

"Представители Демократической партии столкнулись с сокращением своей представленности в Палате представителей по итогам выборов ноября 2022 года, сохранив контроль над Сенатом США в период грядущей президентской кампании 2024 года. В этих условиях демократам необходимо предложить своему базовому электорату достаточный пакет инициатив, который при этом способствовал бы расширению их электоральной базы за счет центристов. И в этом контексте дебаты вокруг поправки Генри Джексона и Чарльза Вэника - представителей Демократической партии - достаточно интересный элемент американской политики, демонстрирующий гражданам США способность публичной рефлексии демократов в отношении политического наследия их партии", - отметил Мирас Жиенбаев.

Эксперт КИСИ добавил, что в США разгорается дискурс об отмене пережитков "холодной войны" и сейчас он перерос в конкретные политические шаги, что указывает на готовность американских политиков избавиться от инерции в центральноазиатском векторе внешней политики США.

"Тем не менее предоставление постоянных торговых отношений Казахстану, Узбекистану и Таджикистану наряду с отменой поправки Джексона-Вэника в их отношении, по мнению Сенатора Мерфи, призвано создать дополнительные стимулы для расширения присутствия американского бизнеса в регионе. И, прежде всего, более активного наращивания импорта из Центральной Азии в США - от минеральных ресурсов и редкоземельных металлов до продукции более высокой переработки. Так, американские политики стремятся восполнить возникший в последнее десятилетие определенный вакуум своей активности в Центральной Азии, что требует качественно новой повестки, и значительно укрепить основы своего взаимодействия с государствами региона, используя позитивные эффекты от экономического сотрудничества для более тесного политического сближения", - рассказал эксперт.

По его мнению, изменения отношений со странами Центральной Азии важно для самих США в противовес Китаю и России. Такое положение дел создает значительный коридор возможностей для Казахстана и других государств Центральной Азии. Прежде всего, за счет неконфронтационной мирной внешней, региональной и внутренней политики, что позволяет государствам Центральной Азии выстраивать сбалансированные и прагматичные отношения как с сопредельными региону государствами (той же Россией), так и крупнейшими западными и восточными партнерами.

Казахстанский политолог, приглашенный профессор университета Бинали Йылдырым в Турции Айнур Ногаева рассмотрела возможную отмену поправки с точки зрения Казахстана. По ее словам, такие призывы озвучивались и раньше, а 25 мая в Конгрессе представили пакет таких поправок. Законопроект может стать основой для установления нормальных торговых отношений с Казахстаном. По отношению к Казахстану поправка Джексона-Вэника давно устарела, так как наша страна не препятствует свободной иммиграции (поводом для введения поправки в 70-е стали препятствия для иммиграции евреев из СССР). К тому же эта поправка уже была отменена в отношении целого ряда бывших советских стран - Кыргызстана и Грузии в 2000 году, затем Армении и Украины, и в 2012 году - Молдовы и России.

Казахстанский политолог отметила, что, по ее мнению, возможная отмена поправки должна повлиять на экономические взаимоотношения наших стран.

"Сенатор упомянул о важности природных ресурсов региона: углеводородов и редкоземельных минералов. В настоящее время Центральная Азия важна для США с точки зрения геополитических конкурентов, в частности России и Китая. По словам сенатора, это позволит США расширить доступ американских предприятий к рынкам региона, продвигать торговлю и инвестиции. А с другой стороны, это позволит странам Центральной Азии диверсифицировать свою экономику и снизить свою зависимость от России и Китая. Такая вот обоюдно выгодная сделка, как он пытается убедить американский истеблишмент", - рассказала Айнур Ногаева.

Эксперт считает, что отмена данной поправки позволит укрепить двусторонние отношения, расширить торговлю и инвестиции между странами.

"Стоит добавить, российские должностные лица сразу отреагировали на это. Вице-спикер совета федерации Константин Косачев отметил в частности, что статья, опубликованная сенатором США в "Дипломат", носит корыстный интерес, вернее, прагматический, со стороны США. Еще бы я обратила внимание читателей на августовскую обложку "Дипломата": "Центральная Азия выходит из российской тени". Здесь, по словам редакторов, в этом месяце в этой статье на обложке "подробно рассказывается о новой волне интереса к восстановлению местной идентичности и избавлению от наследия русского и советского колониализма в Центральной Азии". Таким образом, можно резюмировать, что в данной новости больше геополитики, нежели экономики", - добавила Айнур Ногаева.

Напомним, что в мае в Конгрессе США представили законопроект, нацеленный на налаживание постоянных нормальных торговых отношений с Казахстаном. Документ предусматривает отмену так называемой поправки Джексона-Вэника.

Источник: tengrinews.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Dmitry
Dmitry
03.08.2023 09:51
Сенатор упомянул о важности природных ресурсов региона: углеводородов и редкоземельных минералов. В настоящее время Центральная Азия важна для США с точки зрения геополитических конкурентов, в частности России и Китая. - Им нужна 2я украина, чтобы быть ближе к РФ, как же мы этому рады, быть прилатком природных ресурсов и пушечным мясом США, здорово!
214
796
796
03.08.2023 11:35
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
796
796
03.08.2023 12:24
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
люба
люба
03.08.2023 13:26
Ты же прекрасно знаешь, что от голосования ничего не зависит, так зачем пишешь об этом. Выборы - это формальное мероприятие, чтобы соблюсти правило. Результат будет такой, какой нужен правящей элите. Всё заранее предрешено. Так что, ходи или
88
Nick55
Nick55
03.08.2023 13:26
Интересно, с чего вы взяли, что люди, которые пишут тут комментарии, ходили голосовать? Здесь все анонимно или вы кого то лично знаете, видели на этом голосовании? Так же мы можем сказать, что и вы голосовали и чему то там радуетесь. К чему какие то голословные высказывания? Я лично ни на одно голосование не ходил, потому что не вижу в этом смысла при ныне существующем формате голосования, но ,тем не менее, согласен полностью с Dmitry,Дмитрий ALA,Братка и многими другими.
35
Дмитрий ALA
Дмитрий ALA
03.08.2023 09:59
"Сенатор упомянул о важности природных ресурсов региона: углеводородов и редкоземельных минералов. В настоящее время Центральная Азия важна для США с точки зрения геополитических конкурентов, в частности России и Китая." - открытым текстом говорят, что хотят использовать РК, как инструмент.
163
0904
0904
03.08.2023 10:01
Ну неужели, глядя на то что творится в мире, при помощи и участии США, еще не понятно, что от этой страны надо держаться как можно дальше. Что Вам стран мало, с кем можно сотрудничать?
166
Братка
Братка
03.08.2023 10:14
Зачем эксперт говорит о том, что нам выгодно продавать сырье, вместо того что бы его самим перерабатывать? Президент указал поднять долю переработки сырья.
137
Добрый агашка
Добрый агашка
03.08.2023 10:25
Иксперд явно ангажирован, или простимулирован
80
Мокс Фалдер
Мокс Фалдер
03.08.2023 10:21
Мда уж, колониазм. Посмотрите на Европейские колонии в Африке - где люди живут на доллар в день, и никакой инфраструктуры, света нет много где, постоянные локальные войны, СПИД и т.д.Посмотрите на Казахстан - в наследие от советской эпохи достались заводы, тэцы, города, гэсы, школы, больницы, дороги и т.д.Но нацголовые все равно будут кричать, вай, кАлОнИя, гОлАдамОр, пЛАхоЙ СталЕн...
165
Подпись неразборчива
Подпись неразборчива
03.08.2023 10:32
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
745
745
03.08.2023 10:54
Что такое"вата? Вас как называть,"баранья шерсть"или "войлок"или еще как?Постоянно оскорбляете тех,кто имеет мнение отличное от вашего.Издержки воспитания?
144
Все ук.кз.... под акиматом......
Все ук.кз.... под акиматом......
03.08.2023 11:16
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
Ден
Ден
03.08.2023 11:51
Сирожа ты то куда?
39
Все ук.кз.... под акиматом......
Все ук.кз.... под акиматом......
03.08.2023 11:17
Комментарий скрыт т.к. получил много негативных отзывов
Братка
Братка
03.08.2023 12:47
Вся разница между вами и ватниккми в том, что вы хотите по быстрому денег срубить и свалить от сюда (продать недра, казнокрадство, распил бюджета, для вас благо коррупция и анархия). Вас не интересует будущее вашей страны и вашего города. А ватники, как вы говорите, не хотят жить за чужой счёт (как в Украине), не хотят войны, не хотят что бы их грабили, хотят что бы условия жизни и заработок был достойные. Почему у нас фирма забугорная, англосаксы, платит шахтёрам в десятки раз меньше чем своим забугорным специалистам, и в 2-3 раза меньше чем в шахтах России? Ты вопросом этим задавался?
102
рабочий
рабочий
03.08.2023 20:17
А что такое "ватник" трындишь тут, оскорбляешь кого то. Ватник это ЗК заключённый? Колхозник, или шахтер или рабочий, одетый в зимнюю одежду? Или что то другое нам неведомое. "ВАТНИК"- я полагаю это утеплённая одежда рабочего стало быть ТЫ оскорбляешь работников физического труда. Ты то откуда выпал умник?
18
745
745
03.08.2023 11:00
Наша страна постоянно живет с шорами на глазах.Тут и дураку понятно,что нужно США от нас,только сырье.Другое ее не интересует,выкачивание сырья.Кто еще живет иллюзиями,что она хочет нам добра?Все зло,все болезни,все войны,от них.
147
796
796
03.08.2023 11:39
-50
Добрый агашка
Добрый агашка
03.08.2023 12:37
Странно, что минусы ставят. Всё же правда, от первого, до последнего слова. Не любят люди правду(
-21
Добрый агашка
Добрый агашка
03.08.2023 13:17
Просто для интереса, вопросы минусаторам, что производит Казахстан? Какие имеет собственные востребованные технологии? Какие есть производства, выпускающие выокотехнологичную продукцию? Какой вес имеет на политической арене? Есть ли у КЗ международное уважение? Считаются ли с его мнением в мире? Или, кроме ресурсов у нас ничего нет? Ответьте, пожалуйста. Ну, и минусы, не забудьте))
50
Nick55
Nick55
03.08.2023 13:35
Отвечаю- Казахстан почти ничего своего не производит и уважения на международной арене не имеет. Но это не значит, что мы должны быть в восторге от внимания США к нашему региону, потому что не ожидаем от этого внимания ничего кроме проблем . Претензии наши- к правительству, которое довело Казахстан до того, что вы описали и продолжает раздавать оставшееся почти задаром( за бусы). Знаю, что сейчас вы ответите- "вы голосовали за это правительство, сидите на диванах и возмущаетесь и ничего не делаете, не нравится- валите отсюда". Не голосовал. Да, возмущаюсь, как и вы, думаю, не радуетесь происходящему в стране, не делаю ничего- не хочу войны, а без войны и революции ничего не изменить.
46
дуб
дуб
03.08.2023 15:19
Насчет войны и революции(то бишь переворота. это ты не подумавши написал), вот к примеру на Украине в 2014 году "случилась" революция или переворот(кому как нравится), а сейчас идет война, и что хорошего эти два события принесли украинцам? Что касается отсутствия отечественных технологий, то здесь все не так плохо, вот к примеру, на Западе сейчас энергетический кризис(не хватает угля, газа, нефти, дров, уничтожены атомные АЕС), но пока еще есть кизяк, но только у нас есть запатентованная технология его брикетирования, но ее нужно продвигать и зарабатывать на этом. Я уверен, если хорошо подумать можно найти еще массу полезных изобретений отечественных ученых.
7
Nick55
Nick55
03.08.2023 15:45
Очень хочется верить, что вы окажетесь правы!
3
рабочий
рабочий
03.08.2023 13:59
В этом ты прав. Но ложится под пиндосов западло. Выглядеть мировой проституткой это не в кайф. Вместо того что бы поносить нашу Родину (РК) лучше помоги ей. Своими делами, типа я открыл бизнес...., у мня на производстве .... не хватает рабочих рук, Я выиграл тендер на разработку месторождения... т.д.
19
Добрый агашка
Добрый агашка
03.08.2023 15:10
Странно, я нигде не писал про "ложиться под пиндосов" посыл был такой - что от нашей страны, заинтересованные лица, получат всё, что нужно. взамен похлопают по плечу. Ибо нечем Казахстану ответить и возразить. Бизнес у меня есть, маленький, но есть... Не знаю, есть ли только с него польза Казахстану... Ну, какие-то налоги, несколько рабочих мест, и всё. А хочется, чтоб открывали производства переработки и выпускали готовые изделия.
19
Прохожий
Прохожий
03.08.2023 19:58
Какие технологии? Какие производства? Единственная цель США это подобраться к России через Среднюю Азию, т.е. со спины. Торговля, инвестиции - всё это красивые слова, а дальше начнут покупать наших чиновников.... Почему они в Монголию не лезут? Да потому, что там нет такой коррупции, хотя полезных ископаемых достаточно.
22
Все ук.кз.... под акиматом......
Все ук.кз.... под акиматом......
03.08.2023 14:09
-62
Centurion
Centurion
03.08.2023 11:49
https://smart-lab.ru/blog/794123.php вот ты умник у них поинтересуйся как они кипятком писают от радости после появления там США
17
Ден
Ден
03.08.2023 11:51
А вот и ципсота подоспела со своими высерами.
35
Centurion
Centurion
03.08.2023 11:52
https://201day.wordpress.com/2017/06/08/перечень-войн-развязанных-сша-за-свою/или у этих спроси умник как они рады вмешательству сша
33
Niksan
Niksan
03.08.2023 11:19
Все металлы добытые в КЗ прогоняются через Лондонскую биржу, кто больше заплатит тот и получит, получается джонсаны-веники хотят и лондон подвинуть?
11
Qwert
Qwert
03.08.2023 11:30
Когда то, "элита" крымских татар, решила, что им будет перспективнее с немецкими фашистами, и можно почитать, за какие деяния их выслали из Крыма. Шарль Мори́с де Талейра́н-Периго́р "Вовремя предать — это значит предвидеть. В политике нет убеждений, есть обстоятельства". И объяснять многим людям то, что это предательство, бесполезно!
58
Кет
Кет
03.08.2023 14:46
-51
Mein Land
Mein Land
03.08.2023 15:02
-36
Подпись неразборчива
Подпись неразборчива
03.08.2023 15:53
Mein Land, верно подмечено!
-32
Шурави
Шурави
03.08.2023 16:02
О каком бессилии ты тут кудахчешь? Вся казахстанская нефть (основная статья пополнения бюджета) идет в гейропу по российскому нефтепроводу; подавляющая доля товаров на полках КЗ либо сделана в России, либо привезена через ее территорию; продукция, которую хоть как-то производят казахстанские комбинаты идет на экспорт так же через территорию России. Так что думай прежде, чем писать очередную чушь.
44
Кет
Кет
03.08.2023 16:23
-39
Шурави
Шурави
04.08.2023 09:21
Ты попробуй подумать еще разок- ответ на поверхности.
8
Мокс Фалдер
Мокс Фалдер
03.08.2023 16:43
Посмотрим, как ты завоешь и будешь переобуваться в ближайшем будущем)))
19
Кет
Кет
03.08.2023 18:00
С чего-бы это?!
-18
Добрый агашка
Добрый агашка
04.08.2023 08:18
Этож флюгеры... Куда ветер подует, туда и смотрят. Если, вдруг, в США произойдет смена вектора по отношению к РФ , так они будут петь и восхвалять и это))) тут же все ясно давно: сейчас задача обгадить РФ, вот они и испаражняются в меру сил. Возможно это всего лишь 1 или 2 человека, под разными никами))) Вообще рекомендуется не обращать на их вы*еры внимание, ибо им это в радость. У них даже пальцы ломаются правильно написать название страны.... Никто же не пишет Казахстан как Кизякстан? а им можно)))
12
123
123
04.08.2023 12:59
Саксаулы специально что ли друг за дружкой комменты пишут, или из одной комнаты - по работе?
3
Валера
Валера
03.08.2023 16:19
Народу Казахстана ни какой выгоды не будет, выгодно будет только чиновником. А казахстану выгодно было бы вести дела с Китаем и Россией, а не на оборот. Так как если Китай и Россия отвернуттся от Казахстана ни какой запад или США не помогут в кризисе тем более бесплатно. Им в принципе плевать на нашу страну
38
дуб
дуб
03.08.2023 19:57
Ты прав, Афганистан не даст соврать!
8
I am from East Kazakhstan
I am from East Kazakhstan
03.08.2023 17:34
-37
дуб
дуб
03.08.2023 20:00
А где бы ты сейчас был, не подоспей "ватники" своевременно!?
17
Братка
Братка
03.08.2023 21:45
А интегрироваться будут по воздуху или под землёй? В детстве наверное головой сильно ударился.
13
Шурави
Шурави
04.08.2023 09:50
Интегрироваться они будут по морю-океану))
5
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии