Казахстан может стать первым в Центральной Азии, где произойдет демократическая передача власти - эксперт
Парламент Казахстана в середине мая принял поправки в конституционные законы, наделяющие президента Назарбаева статусом лидера нации. Согласно поправкам, с лидером нации необходимо согласовывать вопросы передачи госорганам и должностным лицам права инициирования важных вопросов, касающихся государственного устройства и безопасности страны. Закон определяет, что лидер нации не может быть задержан, арестован, привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий президента, а после их прекращения - связанные с осуществлением своего статуса первого президента Казахстана - лидера нации.
Сам Назарбаев не стал подписывать этот закон, отметив, что предлагаемые дополнительные меры по защите чести и достоинства президента и гарантии его неприкосновенности уже предусмотрены конституцией страны, законами о Первом президенте и президенте и другими законодательными актами.
Пятнадцатого июня закон "О лидере нации", наделяющий действующего президента страны Нурсултана Назарбаева особыми полномочиями, вступил в силу, его подписали главы двух палат парламента и премьер-министр и опубликовали официальные СМИ. Это первый в Казахстане вступивший в силу закон, подписанный не главой государства, а спикерами палат и главой правительства.
"В Казахстане уже складывается политическая казахстанская нация, успешно действуют государственные политические институты. И такая фиксация, в том числе и на юридическом языке, особой роли нынешнего главы государства очень важна - и в плане преемственности и в плане дальнейшей передачи власти. Всем понятно, что целью этих поправок является не какое-то пожизненное восхваление Назарбаева, он предельно иронично относится ко всем славословиям в свой адрес. Идея состоит в том, чтобы создать возможность первого случая в истории Центральной Азии демократической передачи власти", - считает Солозобов.
По его словам, Назарбаев прекрасно понимает свою историческую задачу и ответственность и делает все возможное, "чтобы Казахстан оставался в демократическом поле и был примером для многих новых демократий Евразии".
"В том числе это может быть полезно для многих постсоветских государств. Казахстан может стать для них модельным полигоном, где успешно апробируются передовые новеллы юридического, конституционного, политического строительства, например, одновременное введение банковской, пенсионной и правовой реформы", - уверен эксперт.
Заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин высказал мнение, что в центрально-азиатских странах, особенно там, где лидеры находятся у власти с момента обретения страной независимости, существует очень серьезная проблема механизма преемственности власти.
"Я имею в виду, в первую очередь, Казахстан и Узбекистан, где людям трудно представить себе, что будет при каком-то другом лидере. Они выросли, можно сказать, при нынешних правителях, а такого механизма передачи власти, который не привел бы к внутренним потрясениям, нет. Там нет демократии западного образца, нет соответствующих политических структур, независимых от исполнительной власти, но в то же время нет и механизма китайского типа, когда в доминирующей партии выбирается лидер, и он становится лидером страны" - сказал РИА Новости эксперт.
Жарихин считает, что статус лидера нации предназначен "именно для Назарбаева и ни для кого более". "Это персональное звание, и в случае его ухода нового "Лидера нации" не будет", - полагает он.
В тоже время, Жарихин не исключил возможности применения такого же механизма для Узбекистана. "Они (в Узбекистане) тоже думают о том, как осуществить переход власти без потрясений" - пояснил он.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.