11 Января 2011 10:17:00

Казахстан намерен сократить число "карликовых" университетов

Казахстан ужесточает требования к вузам и намерен сократить число «карликовых» университетов, заявил министр образования и науки страны Бакытжан Жумагулов в интервью газете «Казахстанская правда».
0 КОММЕНТАРИЕВ

«Требования к вузам повысятся. Вы знаете, что Казахстан пошел на существенную диверсификацию высшего образования, на равных открыв дорогу негосударственному сектору. Это положительно оценено мировым сообществом», - сказал Жумагулов. «Но выявились и негативные последствия – безудержный рост числа вузов, часто за счет снижения качества обучения и ограничений только «модными» специальностями – юристов, экономистов... Число вузов резко увеличилось с 60 – в 1992 году до 185 – в 2005 году. При этом «карликовые» вузы показали свою практически полную неэффективность. К нынешнему времени удалось сократить их количество до 148. И это не предел», - продолжил он. «Как показали проверки, часть этих заведений, носящих гордое имя университета, фактически не соответствуют уровню, принятому в мировой практике», - констатировал министр.

Поэтому, подчеркнул он, «на основе новой классификации будем повышать требования к вузам – не только частным, но и государственным». По его словам, уже с 2012 года их аккредитацию будут проводить некоммерческие неправительственные аккредитационные агентства. В результате система высшей школы оздоровится, и Казахстан станет еще ближе к мировому качеству образования.

«В частности, доли вузов, прошедших независимую национальную институциональную и специализированную аккредитацию по международным стандартам, будут доведены до 65 и 30 процентов соответственно. То есть качество высшего образования существенно возрастет. Это также окажет влияние на содержание обучения в высшей школе. Соответственно изменится и классификация вузов», - рассказал министр. Он уточнил, что предусмотрено шесть градаций: национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты.

«Также принципиальным стало введение понятия «исследовательские университеты» в новый законопроект «О науке», в настоящее время одобренный мажилисом парламента», - отметил Жумагулов. Он считает, что реализация данного положения поставит воссоединение науки с учебным процессом на реальные рельсы. Произойдет и соответствующее изменение содержания обучения – объединение его теоретической и практической составляющих. «Сначала в нескольких ведущих университетах, а по мере накопления опыта – и в других вузах страны. Это придаст новый импульс интеграции Казахстана в мировое научно-образовательное пространство», - убежден глава Минобразования.

Еще одно важное нововведение, по его словам, это предоставление вузам академической свободы. «Ее основной смысл – в образовательных программах увеличится компонент по выбору: в бакалавриате – до 70%, в магистратуре – до 80%, в докторантуре – до 90–95%», - пояснил министр. «Впервые в нашей стране поставлен и вопрос автономии вузов. В соответствии с принципами Болонского процесса им будет предоставлена самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, финансовой, международной и иной деятельности. По данному пути уже идет «Назарбаев Университет», отработанные в нем механизмы поэтапно распространятся и на другие высшие учебные заведения. Государственные вузы станут автономными некоммерческими организациями – такой подход широко используется в мире», - отметил он.

Источник: ИА "Новости-Казахстан"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии