12 Октября 2009 12:53:00

Кто нам дороже премьер-министра?

Около полутора миллионов тенге в месяц. Именно столько в начале этого года получали за труды праведные топ-менеджеры национальных компаний, в которых государство имеет контрольный пакет. На фоне доходов среднестатистического казахстанца эти цифры выглядят точно так же вульгарно, как жрица платной любви в церкви у алтаря.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Никак не могу понять, почему заведующий отделением, врач высшей категории с пятнадцатилетним стажем и с четырьмя ночными дежурствами получает 60-70 тысяч тенге в месяц, тогда как работа секретаря в какой-нибудь госкомпании оценивается в 120 тысяч тенге, а водителя - в 150 тысяч. Чем работа водителя «бастыка» сложнее работы водителя «Скорой помощи», у которого кое-как набегает 80 тысяч в месяц? А теперь представьте, что только в одном только ФНБ «Самрук-Казына» 400 дочерних организаций, в которых тысячи «бастычков» с высокооплачиваемой челядью исправно получают зарплату, премиальные. Проедая народные деньги, они уже который год кормят нас обещаниями о прорыве, об инновациях и очень больших перспективах. Эх, если бы парламент принял закон, по которому они хотя бы три месяца в году сами себя кормили! Представляете, какая экономия бы была, сколько новых школ мы могли бы построить!

И снесла птичка золотое яичко

Подробно рассказывать о том, какие несметные богатства собраны под шатром фонда национального благосостояния «СамрукКазына», не имеет смысла – народ и так знает, кто есть кто в этом бизнесе под государственной крышей, не зря же даже анекдоты слагает про «золотые казаны». Но знание есть сила лишь в том случае, если оно направлено на осознание своей ответственности теми, кого это знание касается. У нас же даже за руку лихих топ-менеджеров хватали, и в принудительном порядке ставили кольца на желудки, чтобы не так часто залазили своей большой ложкой в народный казан, ан - нет. Они тихо продолжают делать свое дело. Что ж, теперь в принципе понятно, почему госхолдинг в свое время назвали именем сказочной птицы Самрук, снесшей на древе жизни – Байтереке золотое яйцо благополучия. Благополучие под его крышей, действительно, процветает, но касается оно лишь избранных…

Около полутора миллионов тенге в месяц. Именно столько в начале этого года получали за труды праведные топ-менеджеры национальных компаний, в которых государство имеет контрольный пакет. На фоне доходов среднестатистического казахстанца эти цифры выглядят точно так же вульгарно, как жрица платной любви в церкви у алтаря. Но что самое удивительное, до поры до времени буквально всех, включая правительство, устраивало такое положение дел, хотя зарплата, например, министров (по данным на 2007 год) была, как минимум, в 4 раза ниже и равнялась 370,2 тысячи тенге, их первых заместителей – 283,2 тысячи, просто вице-министров - 261 тысяче.. Председатели агентств, не входящих в состав правительства, получали по 283,2 тысячи, а акимы областей и двух столиц – по 296,4 тысячи тенге.

Вопросы стали возникать лишь тогда, когда кризис отправил в нокдаун содержимое казны. Ах, да, был еще экс-руководитель АО «Казахтелеком» Хайрат Карибжанов с окладом в 365 тысяч американских долларов в месяц… Но для наших пенатов этот прецедент все равно, что полет Гагарина в космос для советского народа, – просто чудо. А к чуду обычно относятся трепетно и бережно. Не верите? Даже наши депутаты в момент взрыва этой бомбы в конце 2006 года так и заявили: «Нам национальные компании не по зубам. Единственное, что мы можем сделать, - это придать гласности то, чем они занимаются». Заметьте, эти слова принадлежат бывшему мажилисмену Серику Абдрахманову, которого уж чем в чем, а в трусости точно нельзя обвинить. Вот и получилось «обыкновенное чудо». Карибжанова просто сместили с доходного места, и дело закрыли. Что касается судьбы других фигурантов самого скандального заседания Совбеза - Камбара Шалгымбаева, тогдашнего президента «Банка развития Казахстана», получавшего 100 тысяч долларов в месяц, и его заместителей, оклады которых равнялись 40 тысячам долларов в месяц, руководства фонда «Самрук», куда вошли чиновники высшего эшелона, получавшие за «подработку» в среднем 34 тысячи долларов в месяц, то и она сложилась вполне предсказуемо – господа просто ушли в тень, и привлекать их к ответственности никто даже не собирался. Правда, может, потому, что они накормили кого надо громкими обещаниями?

28 сентября 2006 года Кайрат Нематович Келимбетов, тогда еще руководитель ФУР «Казына», во всеуслышание заявил, что руководство АО "Банк развития Казахстана" (БРК) намерено вернуть государству ранее полученные в неадекватном размере бонусы, и бесхитростно добавил, что, скорее всего, руководство БРК, получавшее неадекватные бонусы, наверное, будет работать в других подразделениях "Казыны".

Видимо, чтобы ни у кого не оставалось сомнений в решительности его намерений, Кайрат Нематович сообщил: «Руководством АО «Фонд устойчивого развития «Казына» принято решение об ограничении собственной зарплаты до суммы, не превышающей $5 тыс. в месяц». Это решение, по словам главы фонда, распространится и на руководство всех институтов развития Казахстана, управление которыми было делегировано АО «Казына», и найдет отражение в соответствующих нормативных документах».

Безусловно, мы не сомневаемся, что соответствующие нормативные документы увидели свет, но размеры окладов если и похудели, то незначительно. Об этом стало известно в самом начале 2009 года.

Золотое семечко «СамрукКазыны»

В январе текущего года Кайрат Келимбетов, сменив высокое кресло руководителя администрации президента на кресло председателя совета директоров «Самрук-Казыны», вовсе не стал довольствоваться 5 тысячами долларов в месяц. Управляющий директор фонда Кайрат Айтекенов бесхитростно сообщил, что ежемесячные оклады председателя и членов правления ФНБ не превышают 1,3 миллиона тенге. Если быть точнее, по официальным сообщениям, его зарплата достигала 1,2 миллиона тенге – по курсу на начало года это 10 тысяч долларов… Может, потому, что он взвалил на себя двойную нагрузку, курируя как институты развития, так и нацкомпании?

Однако вернемся к 10 тысячам долларов, которые возмутили не только рядовых обывателей, но и сенатора Толегена Мухамеджанова. Последний даже решил организовать «марш несогласных» против высокооплачиваемых руководителей нацкомпаний. Но руководство «СамрукКазыны» и входящих в его структуру государственных холдингов устояло. Тогдашний и.о. министра экономики и бюджетного планирования Марат Кусаинов дал понять, что не депутатское это дело заглядывать в кошелек таких уважаемых людей. Правда, сообщил, что в связи с кризисом оклады топ-менеджмента государственных компаний будут скорректированы. Возможно, и на этот раз скандал удалось бы замять. Но в дело вмешался сам премьер-министр Карим Какимжанович Масимов.

10 февраля этого года он принял поистине соломоново решение - определил верхнюю планку заработной платы первых руководителей госхолдингов. «Для госкомпаний - Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», «КазАгро», СПК и т.д. верхняя планка зарплаты первых руководителей, топ-менеджеров не должна превышать заработной платы премьер-министра», - заявил глава правительства. Это же поручение касалось и топ-менеджмента банков, в которые вошло государство. В феврале премьерский оклад составлял 700 тысяч тенге, то бишь 4,5 тысячи долларов.

Истории неизвестно, как на такую новость отреагировали управленцы высшего звена. По крайней мере, заявления о «предпринятых дополнительных мерах по сокращению расходов», «отмене выплаты годовых бонусов» и «политике «нулевого роста» все же прозвучали, и массового исхода гениальных менеджеров из государственных компаний зафиксировано не было. Но, может, потому, что по информации, поступившей в нашу редакцию, на поручение премьер-министра топ-менеджеры, мягко говоря, начхали и продолжают жить припеваючи?

Так ли это на самом деле, мы и решили выяснить. Ладно, «Банк развития Казахстана» не исполняет поручения премьер-министра, но чтобы десятки, а может быть, даже сотни высокопоставленных чиновников проигнорировали указание Карима Кажимкановича, кажется маловероятным. Однако факты - упрямая вещь.

Дабы расставить точки над i в этом вопросе, мы обратились с официальным запросом к министру экономики и бюджетного планирования Бахыту Султанову. Скоро мы поймем, плотно ли перекрыт краник финансового благополучия для избранных, или же кое-где да подтекает.


Арман Даутов

Источник: Central Asia Monitor
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии