Пахнет лоббированием: депутаты про новый проект закона о недрах и недропользовании
В мажилисе разработали поправки в Кодекс "О недрах и недропользовании", но коллеги разработчиков проект раскритиковали. В первую очередь потому, что в нем не достает механизмов государственного контроля за недропользователями.
Любые изменения и дополнения в закон “О недрах и недропользовании” прежде всего должны предусмотреть контроль, который будет осуществлять государство, считает депутат мажилиса Бактыкожа Измухамбетов.
“Кроме Казахстана по твердым полезным ископаемым ни у одной страны практически нет инвесторов. В России нет, в Европейских странах и Америки тоже нет. У нас (в Казахстане) работают инвесторы. Вы думаете, человек который придет (инвестор) будет думать и защищать интересы Казахстана?! Никогда в жизни. Он будет защищать интересы недропользователя” - подчеркнул депутат.
В проекте закона “пахнет лоббированием и тут есть коррупция”, продолжил депутат.
“В законопроекте не вижу контроля, которое должно быть за правительством”, - возмутился Измухамбетов.
Согласны с вами, сказал председатель Комитета по вопросам экологии и природопользованию мажилиса Едил Жаныбршин.
“Эти правила в 2017 году специально были изменены и мы должны привести их в норму”, - отметил Жанбыршин.
Презентуя проект закона, депутат мажилиса Константин Авершин пояснил, что он разработан на основе Посланий Касым-Жомарта Токаева.
По словам депутата, цель - укрепить прозрачный конкурентный порядок в сфере недропользования, поставив под запрет возможности "кулуарных решений" доступа к недрам, и законодательно закрепить Единый портал недропользования в качестве базы данных и инструмента цифровизации.
Так, механизм доступа к твердым полезным ископаемым регламентируется двумя открытыми конкурентными возможностями: принцип первой заявки с фиксацией времени поступления заявок онлайн и онлайн аукциона.
Причем, отметил Авершин, механизм аукциона будет расширен до всех случаев прекращения прав недропользования или признания их недействительными по старым запасам, контрактам на недропользование, а также по перспективным проектам, которые предоставлялись без открытого рассмотрения, вне конкурса и повышенной платы подписных бонусов, включая случаи индустриально-инновационных проектов и национальных компаний.
“Теперь после ревизии и отзыва прав на недра по таким проектам, согласно поручениям Главы государства, участки недр по ним заново будут предоставляться только через аукцион без каких-либо привилегированных особых исключений. Это позволит избежать ранее допущенные масштабные нарушения доступа к недрам, фаворитизм и рейдерство”, - заверили разработчики законопроекта.
Сам механизм проведения аукциона тоже подвергнется укреплению, исключив возможность злоупотребления со стороны ее участников. Так, уплата подписных бонусов победителями будет осуществляться до выдачи лицензии на недра, а отказавшемуся уплачивать бонус победителю и его бенефициарам будет запрещено предоставлять недра в следующие 5 лет и разрешать приобретать права на недра у третьих лиц.
“Механизм принципа "первой заявки" будет прямым через Единый портал, исключив двухэтапность и кулуарность подбора нужных блоков. Скрытая добыча твердых полезных ископаемых под предлогом опытно-промышленной добычи также будет поставлена под запрет и вести к немедленному отзыву лицензии на разведку”, - говорит Авершин.
Разработчики законопроекта отметили, что предлагаемые нормы направлены на укрепление законности, не потребуют дополнительных расходов из республиканского бюджета, а также не повлекут отрицательных социально-экономических последствий.
Законопроект разработан депутатами нижней палаты парламента Казахстана.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.