Путь из кризиса в Европу: главные события в Казахстане в уходящем году
Сразу оговоримся: мы не выстраиваем события по ранжиру. И это – нет! - не рейтинг с расстановкой мест. Мы лишь акцентируем внимание на событиях, которые, с нашей точки зрения, обязательно так или иначе отразятся в жизни, судьбах казахстанцев - если не в следующем году, то наверняка - в обозримой перспективе.
И начнем мы свой обзор в русле ключевого принципа руководящей "Ак Орды": сначала экономика, а политика – за ней. Хотя, не спорим, еще надо доказать, что первично на этом свете...
Мы и антикризис
Уходящий год прошел под знаком все более четкого восприятия кризиса и в то же время - его отрицания.
Казахстан первым из всех стран СНГ ощутил на себе веяние кризисных явлений с самого их зарождения – с лета 2007 года. Однако тогда было некое негласное табу на использование термина "кризис". Государственные мужи в то время уверяли, что в стране не может быть кризиса, так как в республике сформирована мощная "подушка безопасности", накоплены значительные резервы и т.д., и т.п.
Между тем нарастание негативных явлений, проявившихся в падении котировок на мировых фондовых рынках, в значительном снижении цен на сырье, привело к тому, что уже к августу этого года кризис стал, наконец, признаваем и в Казахстане.
Иначе с чего бы правительство в спешном порядке стало готовить антикризисную программу...
По мнению премьер-министра Карима Масимова, рожденный правительством совместно с Нацбанком, госфиннадзором (АФН), с привлечением госфонда национального благосостояния "Самрук-Казына" и холдинга "КазАгро" план антикризисных действий "фактически отвечает на все вопросы, которые сегодня стоят перед обществом и нами: что нужно делать с финансовой системой, малым и средним бизнесом, жилищным строительством, самым больным вопросом - ипотекой, сельским хозяйством и инновационно-индустриальной инфраструктурной составляющей".
Всего на реализацию данного плана только из средств Национального фонда будет направлено 1,2 трлн тенге, или порядка $10 млрд. Эти средства выделяются дополнительно к уже запланированным в трехлетнем бюджете 2009-2011 годов расходам и будут распределены по пяти известным направлениям.
А всего на реализацию мероприятий в рамках данного плана запланировано направить не менее 2,2 трлн тенге (что составляет порядка 20% ВВП страны!) государственных и других средств.
После этого многие экономисты заговорили о национализации, большей частью отнеся это к банкам. В свою очередь банкиры предпочитают не употреблять этот термин.
Государство решилось на дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков – "Альянс Банка", "БТА Банка", "Казкоммерцбанка" и "Народного банка". Это произойдет через приобретение простых и привилегированных акций, а также предоставление субординированных займов.
Общая сумма дополнительной капитализации банков, согласно правительственным заявлениям, составит не менее $4 млрд, из них $1 млрд (120 млрд тенге) будет предоставлен в качестве приобретения простых акций данных банков, а $3 млрд (360 млрд тенге) будет предоставлено в форме субординированного долга и через покупку привилегированных акций указанных банков, не дающих права голоса.
Предоставленные средства, по мнению правительства, позволят банкам сформировать адекватный уровень резервов и расширят возможности по предоставлению кредитов казахстанским заемщикам.
При этом правительство уверяет, что не намерено приобретать контрольные пакеты акций банков, банкиры же и общество в ответ – "Жизнь покажет!".
Еще одной мерой по стабилизации финансового сектора страны, как заверило правительство, должно стать создание фонда стрессовых активов, задачей которого станет улучшение кредитных портфелей отечественных банков за счет выкупа сомнительных активов и последующего управления ими. В качестве таких активов рассматриваются только те, которые под воздействием макроэкономических, рыночных и других факторов подвержены рискам обесценения. В частности, это займы, предоставленные банками под залог недвижимости и земли.
Конечно же, "государством также будут предоставлены дополнительные источники в целях своевременного обслуживания обязательств в целях обеспечения...", "Национальным банком будет расширен перечень инструментов, принимаемых в качестве обеспечения...".
Но главное – в другом: привлекая средства НПФ, государство обещает предпринять меры, обеспечивающие в нынешних условиях эффективность накопительной пенсионной системы.
Большая победа в споре за большую нефть
И как тут, на фоне вселенского кризиса, не вспомнить крупную победу казахстанского правительства над иностранными инвесторами консорциума Agip KCO в пересмотре условий соглашений о разделе продукции (СРП), заключенных в 1990-е годы. Примечательно, что она одержана на фоне успешной национализации Россией одного из крупнейших в мире проектов - "Сахалин-2".
В конце октября Минэнерго Казахстана и все компании-партнеры Agip KCO (Eni, ExxonMobil, Total, ConocoPhillips, Shell и Inpex, а также, заметим, "КазМунайГаз") достигли окончательного соглашения по новому плану развития проекта "Кашаган".
До этого момента Казахстан неоднократно выражал недовольство работой оператора проекта и в результате добился своего: в январе 2009 года функции оператора проекта "Кашаган" должны быть переданы от Agip KCO новой операционной компании North Caspian Operating Company (NCOC), а промышленная разработка месторождения Кашаган на шельфе Каспия должна быть начата не позже 2013 года.
В состав новой совместной операционной компании в рамках СРП по Северному Каспию вошли все нынешние акционеры консорциума Agip KCO в соответствии с их долями участия в проекте. NCOC принимает на себя все обязательства и функции Agip KCO.
Кроме того, Казахстан добился для своей нацкомпании увеличения ее доли в проекте. Так, доля участия "КазМунайГаза" увеличивается с 8,33% до 16,81%, при этом доли участия остальных акционеров СРП по Северному Каспию распределились примерно следующим образом: Eni - 16,81%, ExxonMobil - 16,81%, Shell - 16,81%, Total - 16,81%, ConocoPhillips - 8,4%, Inpex - 7,56%.
Согласно договоренностям, Eni сохраняет за собой ответственность за реализацию программы опытно-промышленной разработки (этап 1) месторождения Кашаган.
На втором этапе распределение ответственности между акционерами за управление проектом определено следующим образом: компания Shell - морской комплекс, Eni - наземный завод, ExxonMobil – бурение скважин.
После начала первого этапа руководство производственными операциями будет возложено на Shell при постепенном усилении роли "КазМунайГаза".
Для выполнения возложенных обязанностей компании Eni, Shell и ExxonMobil наделяются соответствующими полномочиями в таких вопросах, как подбор персонала, закупки, операционные процедуры с применением собственных систем управления данных компаний.
Между тем роль "КазМунайГаза" в проекте будет увеличиваться, и компания будет задействована на всех этапах его реализации.
Извлекаемые запасы нефти Кашагана оцениваются как минимум в 7-9 млрд баррелей, а общие геологические запасы нефти этой нефтеносной структуры - в 38 млрд баррелей. Кашаганское месторождение является пятым крупнейшим нефтяным месторождением в мире.
Налогом - по сверхдоходам
В течение года не утихали страсти по поводу нового Налогового кодекса. И это, заметим, на фоне кризиса. Были как противники, так и сторонники изменения налогового законодательства. Но все обсуждения были "скомканы" осенью этого года под агрессией кризиса, правительство решилось на форсирование процесса принятия документа, и парламент его принял.
В итоге с 1 января следующего года вступает в силу новый Налоговый кодекс, который предусматривает значительное снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики и в то же время ее повышение - на недропользователей в целях максимального изъятия природной ренты от использования природных ресурсов.
Корпоративный подоходный налог будет поэтапно снижен с 30% до 20% уже в следующем году, до 17,5% - в 2010-м и до 15% - в 2011 году.
Ставка НДС со следующего года будет снижена с 13 до 12%.
В два раза - до 38 млн тенге - увеличивается минимальный объем оборота, не облагаемый НДС. Это делается в первую очередь для малого и среднего бизнеса.
Единая ставка в 11% заменит регрессивную шкалу социального налога.
Налоговые льготы на осуществление инвестиций предусмотрены для предприятий всех отраслей экономики.
Отменяется требование об уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса. Для них также предусмотрен перенос сроков убытков с 3 до 10 лет.
В целом снижение налоговой нагрузки, по оценке правительства, позволит предприятиям только в 2009 году высвободить около 500 млрд тенге и направить их на развитие несырьевого сектора экономики.
Фискальные инструменты будут использованы для контроля за ценообразованием на внутреннем рынке горюче-смазочных материалов. Так, в соответствии с новым Налоговым кодексом, ставка налога на добычу полезных ископаемых на сырую нефть, реализуемую на внутренний рынок, ниже в 2 раза, чем в случае ее продажи на экспорт.
Документом предусматриваются и другие льготы и послабления, в частности, сокращение форм налоговой отчетности; упрощение порядка получения инвестиционных налоговых преференций; ликвидация обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса; введение положения о возврате превышения суммы НДС, уплаченной поставщиками, над суммой НДС, уплаченной покупателями, - так называемого "дебетового" сальдо; сокращение объекта налогообложения со всего имущества (основных средств и нематериальных активов) до недвижимости; повышение ставки налога на дорогостоящее имущество.
Кроме того, изменения также коснутся и налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. В частности, для стимулирования эффективного использования сельскохозяйственных площадей вводится прогрессивная шкала ставок единого земельного налога от 0,1% до 0,5% в зависимости от площади земельных участков и территории. При этом будут сохранены другие режимы для производителей сельскохозяйственной продукции: уменьшение налогов на 70% для юридических лиц, уменьшение на 70% НДС для переработчиков сельхозпродукции.
Вместе с тем новым Налоговым кодексом вводится замена платежа роялти налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Исчисление НДПИ будет производиться от стоимости объема добываемых недропользователем полезных ископаемых, рассчитанных по мировым ценам. При этом для недропользователей, разрабатывающих низкорентабельные, малодебетные месторождения, будут введены льготные ставки.
При этом будет упразднен контракт на недропользование в виде соглашения о разделе продукции (СРП), кроме заключенных ранее, до введения кодекса.
Исключено также положение о "стабильности" налогового режима контрактов для всех недропользователей, кроме контракта Казахстана с СП "Тенгизшевройл" и действующих СРП.
Трехлетний бюджет: от большего - к меньшему
В уходящем году в Казахстане впервые принят республиканский бюджет сразу на три года: 2009-2011 годы. И суждено же было ему "вписаться" в кризис!
Поэтому вполне объяснимо, что принятый документ более консервативен в отличие от первоначально представленного проекта.
В частности, среди основных изменений - снижение прогноза цены на нефть на мировом рынке с $60 до $40 за баррель на 2009 год, и цена в $50 - на 2010-2011 годы.
В результате, естественно, стали скромнее и расходные, и доходные части бюджетов на указанные годы, а прогнозный показатель роста ВВП, который пока еще базируется в Казахстане на экспорте углеводородных ресурсов, снижен на 2009-2011 годы с 5-7% в год (с объемом 18 трлн тенге в 2009 году, 20,8 трлн тенге - в 2010-м и 24,1 трлн тенге - в 2011 году) в первоначальном проекте документа до 2,7-4,1% в год в утвержденном варианте.
Однако при всем при этом, заявили власти Казахстана, все запланированные на 2009-2011 годы социальные расходы государства изменениям не подвергнутся.
Так, в бюджете сохранены планы по увеличению размера базовой пенсионной выплаты с нынешних 4210 тенге (без учета введенной с 1 июля этого года ежемесячной надбавки в 1200 тенге) до 5388 тенге в 2009 году и ростом до 7820 тенге в 2011 году. При этом минимальный размер пенсии, который сейчас составляет 7900 тенге, согласно бюджету, будет увеличен до 9875 тенге в 2009 году и до 16047 тенге - в 2011 году.
Месячный расчетный показатель (МРП) в бюджете увеличен с нынешних 1168 тенге до 1273 тенге в 2009 году и до 1478 тенге - в 2011 году.
В целом, как сообщал ранее глава казахстанского правительства К.Масимов, расходы республиканского бюджета только на выплату пенсий и пособий вырастут с 555 млрд тенге в текущем году до 1 трлн тенге в 2011 году.
При этом в рамках трехлетнего бюджета ежегодно будут увеличиваться на 9% размеры государственных социальных пособий и специальных госпособий. С 2010 года также запланировано увеличение до 50 МРП размеров единовременных пособий на рождение четвертого и более ребенка и в 2,5 раза - ежемесячных пособий по уходу за ребенком по достижении им одного года.
Кроме того, в бюджете сохранены планы по введению в 2010 году специального пособия родителям, опекунам, воспитывающим детей-инвалидов, размер которого в 2010 году составит 14548 тенге, в 2011 году - 15639 тенге.
В сфере здравоохранения предусмотрены расходы на обеспечение и расширение гарантированного объема бесплатной медицинской помощи: в 2009 году - 34 млрд тенге, в 2011 году - 47 млрд тенге, в 2011 году - 54 млрд тенге.
Но!
Но кризис наступает, и в конце года премьер распорядился проработать возможность секвестирования бюджета на 2009-2011 годы из расчета базовой цены на нефть в $25 за баррель.
По прогнозу Минэкономики, при длительном сохранении мировой цены на нефть в $25 за баррель бюджет страны может недополучить более 150 млрд тенге.
"Поживем – увидим"?
Наш паровоз вперед бежит...
На фоне глобальных экономических процессов и проектов как-то поблекли конкретные национальные проекты республики. Но это только на первый взгляд!
Факт: 11 декабря в Восточно-Казахстанской области по новой железной дороге Шар (Чарск) - Усть-Каменогорск протяженностью 151 км пущены первые пассажирские поезда. Два пассажирских состава отправились одновременно с промежуточной станции Шалабай в направлении Шара и Усть-Каменогорска и успешно достигли станций назначения.
Это значит, что теперь время проезда по железной дороге от станции Защита (близ Усть-Каменогорска) до станции Шар составит всего 4 часа 4 минуты, тогда как до строительства новой линии поезда следовали через станцию Локоть в РФ, дважды пересекали госграницу, а время в пути составляло 26 часов 37 минут. Следовательно, у пассажиров, следующих из Восточного Казахстана в другие регионы республики и обратно, отпадает необходимость дважды проходить таможенный и пограничный контроль.
Полностью строительство указанной железной дороги было завершено в начале октября 2008 года. Тогда же по новому железнодорожному пути были пропущены первые грузовые поезда.
Линия Шар - Усть-Каменогорск напрямую связала восток Казахстана с его центром, минуя 82-км транзит по территории России, и сократила ныне действующий маршрут между этими станциями на 311 км.
Ввод в эксплуатацию новой железнодорожной ветки позволяет сократить расстояние и сроки транспортировки грузов от промышленных предприятий Рудного Алтая до других областей Казахстана, а также снизить транспортные расходы для грузоотправителей и увеличить объемы пассажирских перевозок и туристических услуг.
В настоящее время составляется график движения поездов по железной дороге Шар - Усть-Каменогорск. Как ожидается, уже в 2009 году объем годового пассажирооборота по этой дороге превысит 700 тыс. человек.
Дорога Шар - Усть-Каменогорск – один из проектов по созданию Казахстаном собственной, независимой от соседних государств, национальной железнодорожной сети.
Между тем железнодорожная линия Защита-Локоть забыта не будет, ее будут использовать крупные предприятия Усть-Каменогорска.
Но на "паро"-возе в Европу не попасть
Пути-дороги бывают разные.
Официальная Астана, например, хочет пробить Казахстану "Путь в Европу", в связи с чем принята специальная госпрограмма, которая так и называется. В условиях, когда республику уже ровно год как наделили полномочиями председательствовать в ОБСЕ в 2010 году, такой "Путь..." необходим, как кислород для всего живого.
И начнется этот путь не с заявлений Астаны в ООН для всего мирового сообщества или с высокой трибуны ОБСЕ. Начнется он с модернизации политической системы. Впрочем, процесс уже пошел.
Ведь для Казахстана даже заявления о либерализации политической системы – уже процесс! Сколько ответной реакции у оппозиции вызвали выступление президента страны Нурсултана Назарбаева в сентябре на открытии нынешней сессии парламента и представленный в ноябре правительством пакет поправок в законы о выборах, о партии, о СМИ, о местном самоуправлении!..
И страшно интересно только представить (!), какие будут дискуссии, когда нормы неизбежно принятых в будущем соответствующих законов начнут воплощаться в жизнь.
Ну, посудите сами, когда такое было в Казахстане?!
В частности, согласно предлагаемым поправкам в законодательство о выборах, формирование мажилиса парламента на однопартийной основе впредь будет исключено! В законопроекте предусмотрено, что парламент будет формироваться из не менее двух партий. При этом прохождение второй партии в парламент гарантируется, даже если она не наберет 7% голосов избирателей.
Как известно, депутатский корпус мажилиса парламента республики составляют 107 человек, 98 из которых в нынешнем составе этой палаты - члены победившей на выборах 18 августа 2007 года правящей партии "Нур Отан". Хотя в выборах тогда принимали участие шесть партий, только "Нур Отан", лидером которой является Н.Назарбаев, смогла преодолеть 7%-ный барьер и пройти в мажилис. Еще девятерых депутатов делегировала в мажилис ассамблея народа Казахстана.
Поправками в закон о СМИ предлагается отменить для электронных СМИ требование о постановке на учет; исключить из основания для переучета СМИ смену главного редактора и адреса редакции; исключить требование о получении журналистами согласия интервьюируемого лица на использование аудио- или видеозаписывающей техники; усовершенствовать норму о праве обжалования отказа в предоставлении запрашиваемых сведений и другое.
В свою очередь поправки в законодательство о партийной системе упрощают регистрацию новоявленных парторганизаций в органах юстиции. При этом предлагается сократить минимально требуемое для регистрации партии количество ее членов с 50 тыс. до 40 тыс.
В Казахстане с населением более 15,7 млн человек 10 партий, половина из которых позиционирует себя как оппозиционные.
Между тем главная "закавыка" поправок в законодательные акты по вопросам местного самоуправления в том, что самоуправление в регионах будет опираться на проверенные временем государственные институты управления: на акимов и маслихаты. Судя по всему, окончательно отвергнуты идеи по формированию народных органов власти: кенесов, советов биев (баев) и т.д.
Кроме того, законопроектом повышается роль ревизионных комиссий маслихатов.
Когда эти поправки вступят в силу, надо полагать, одного политического "пара", спускаемого сегодня периодически политтехнологами "Ак Орды", маловато будет.
И на одном лишь "паро"-возе, каким бы он ни был современным и супер-технологичным, в Европу, увы, не въехать.
Это очень хорошо, как лакмусовая бумага, продемонстрировал судебный процесс над бывшим главным железнодорожником страны Жаксыбеком Кулекеевым – пусть хоть, как говорят знающие, политикой там и не пахло. Но ведь это было в контексте беспощадной борьбы с коррупцией!
Казалось бы, для финполиции все было проще простого: объявлена война на просторах страны коррупционерам; вот он, взяточник, попался с поличным; вот так и всех других "врагов народа, любителей наживы" - за решетку!.. Ан - нет, не так все просто обернулось в итоге. Суд оправдал экс-главу нацкомпании "Казахстан темир жолы" по главному обвинению: не брал он взятки. И даже последовавшая вскоре после этого суда смена главы госфинполиции - это еще далеко не точка в "деле Кулекеева".
Или вот взять другое громкое дело – против Рахата Алиева. Осужден он так основательно (в совокупности аж на 40 лет тюрьмы) – как говорится, врагу не пожелаешь. Но он-то - на свободе, а судьба похищенных им и его со-товарищами двух банкиров по истечении почти двух лет после драматических событий так и не прояснилась... От оглашенных Комитетом нацбезопасности республики преступных деяний Р.Алиева (http://www.interfax.kz/?lang=rus&int_id=13&page=2) стынет кровь в жилах. А сколько судеб тех, кто работал и служил с Р.Алиевым все то время, пока он совершал свое восхождение к заветному властному Олимпу, осталось покалеченным... И это тоже, заметим, путь, кем-то выстроенный.
Впрочем, не только проблемами и вопросами отметился и запомнится уходящий високосный год.
10-летие Астаны – яркое, красочное событие (кстати, достойно организованное не в последнюю очередь благодаря усилиям незадолго до праздника назначенного акимом столицы Имангали Тасмагамбетова), триумф Н.Назарбаева за смелость и неординарность решения по переносу столицы из обжитой, сытой Алматы в обдуваемый всеми мыслимыми и немыслимыми ветрами советский провинциальный городок Целиноград (затем – Акмола) в центре Казахстана.
Критиков ТОГО поступка главы республики и сегодня предостаточно, но кто будет сегодня отрицать, что молодая столица состоялась?!
А первый зарубежный визит нового президента РФ Дмитрия Медведева именно в Казахстан – чем не событие мирового масштаба?! Напомним, после Астаны Д.Медведев проследовал в соседний могущественный Китай. И никто бы не стал пенять Астане, если бы Д.Медведев прибыл в Казахстан из Поднебесной.
"На дипломатическом языке, когда вновь избранный президент выбирает страну своего первого визита, это говорит о том, что он отдает приоритет и придает большое значение сотрудничеству с этим государством. Поэтому я очень благодарен Дмитрию Анатольевичу за то, что он первый свой визит совершил в Казахстан", - отметил Н.Назарбаев в интервью "Интерфаксу" не далее, как в ноябре этого года.
"Кстати, это было и раньше, - продолжил президент Казахстана. - Если не ошибаюсь, первый визит Владимира Владимировича Путина также был к нам, и затем у нас были очень частые встречи, на которых мы решали все вопросы".
"... у нас (России и Казахстана) нет никаких - ни экономических, ни политических проблем. Все вопросы, а они возникают, поскольку мы соседние государства - есть экономика, есть интересы, - решаются переговорным путем. Мы всегда достигаем соглашения через консенсус, через договоренности", - подчеркнул Н.Назарбаев.
И на этом можно поставить точку, вспоминая уходящий год.
Но лучше – согласны! – продолжить.
Пусть всегда будет праздник!
Поистине золотой марафон в турнирах "Вуэльта" и "Джиро д'Италия-2008" велогонщиков команды "Астана", прославившей Казахстан на весь мир. Благополучное возвращение из Ирака казахстанских миротворцев, с честью выполнивших свой долг. Пекинская Олимпиада, порадовавшая казахстанцев не только медалями отечественных спортсменов, но и организацией не просто Игр, а по-настоящему спортивного праздника.
И этот список побед и удач можно продолжить – уверены, в доме каждого из нас в этом, пусть и високосном году, был праздник!
Так пусть будут новые праздники!
В Путь!
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.