Рецидивная болезнь
Сразу же уточним: начальника областного управления здравоохранения Кайрата Иманбаева члены совета вновь не лицезрели. Кайрат Мусинович предпочел послать вместо себя своего заместителя. Видимо, очень уж не хотелось ему услышать весьма неудобные вопросы, которых накопилось великое множество.
В первую очередь, это, конечно же, скандал, связанный с сотрудником облздрава, пойманным сотрудниками ДКНБ при получении вознаграждения в… несколько миллионов тенге! На этом фоне просто меркнут сельские акимы, берущие мзду в «какие-то» 10–20 тысяч. Только юридически выходит, что преступление – не коррупционное, поскольку сотрудник в штате облздрава не состоял, а работал по договору. Следовательно, госслужащим не являлся.
Схема, надо сказать, любопытная. Для особо «щекотливых» и денежных дел некоторые руководители стали содержать сотрудников, выведенных за рамки штата. Хотя тем приходится решать далеко не безобидные вопросы. Молодой человек Р. Хусаинов, уличенный в получении многомиллионной суммы, числился оператором отдела строительства и обеспечения медицинским оборудованием ГУ «Управление здравоохранения ВКО». В Усть-Каменогорск прибыл из Астаны следом за Кайратом Мусиновичем. Что заставило его покинуть столицу? Уж явно не зарплата в сотню с небольшим долларов и отсутствие перспективы карьерного роста.
Меж тем здравоохранение области стали сотрясать скандал за скандалом. Несколько строительных фирм в прошлом году обратилось в инспекцию финансового контроля. И та выявила целый ряд существенных нарушений. По 20 лотам на сумму более 745,6 миллиона тенге конкурс прошел с нарушением закона о госзакупках. Деньги сэкономлены не были. И хотя об этом в открытую говорили на заседании областного акимата, правоохранительные органы сделали вид, что этого не слышали. Многие связывают этот скандал с именем заместителя акима области Махата Садыкова, тоже десантированного из Астаны и курировавшего здравоохранение. Это он запретил местным журналистам публиковать какие-либо критические материалы об отрасли: «Если в Америке в редакцию позвонят из Белого дома и попросят снять критическую статью – ее снимут». Шум вышел за пределы области, сакраментальная фраза даже была процитирована международными правозащитниками. Садыкова тихо убрали, но порядка больше не стало.
Нынче весьма возмутилось РГП «Енбек Семей». Это государственное предприятие, обслуживающее тюремные колонии, по закону вправе было заключать договора на ремонт больниц без каких-либо конкурсов. Да вот загвоздка – дать «откат» оно не могло, поскольку именно государственное. Так что облздрав конкурс все-таки провел, и победили в нем далеко не представители РГП «Енбек». Один из крупных лотов в 160 миллионов достался фирме, которая вообще не имела опыта работы в строительстве.
Итоги можно предвидеть. Вот строки из письма медиков акиму области по результатам прошлых тендеров: «Работы по «Дорожной карте» проведены плохо. Прошло всего два месяца, а штукатурка потрескалась, краска поблекла, линолеум вздулся, в некоторых кабинетах вообще не менялся, замки в дверях с места на место перекидывались старые. Замененные окна пропускают воздух, запотевают, покрываются льдом. Кое-где раковины не заменялись. В кабинетах стало холодно, все материалы дешевые, низкого качества».
Громким оказался скандал, связанный с областным наркологическим диспансером. Тут и безлицензионная деятельность, и присвоение денежных средств, и даже нахождение сотрудников на работе в нетрезвом состоянии.
А 26 марта на шестом этаже в помещении туалета управления облздрава, переоборудованном под архив, по сообщению ЧС, «произошло загорание документов, складируемых на стеллажах, общей площадью 4 квадратных метра». Странный пожар, не правда ли? Уничтожены огнем документы с конкурсной документацией. Сразу же через несколько дней после инцидента с вознаграждением в миллионы тенге.
Члены общественного совета по борьбе с коррупцией при областном филиале НДП «Нур Отан» с тревогой говорили о нездоровой обстановке в здравоохранении. Но общественный совет – орган лишь рекомендательный. И он дал рекомендации. Хотя, если подходить к вопросу более глубже, то без хирургической операции облздрав уже, наверное, не вылечить. Слишком запущенная форма болезни.
Правда, сами медики говорят, что наверняка снова кого-либо пришлют из Астаны. Каким окажется новый «десантник» – предугадать трудно. Местных Минздрав до руля не допускает. Меж тем рецидив осложняет острая нехватка медицинских кадров. Уже сегодня не хватает 500 врачей. Через пару лет эта цифра достигнет 1100. Неутешительная статистика…
Илья КУЛЕВ
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.