13 Мая 2022 11:38:06

Создать публичный реестр коррупционеров хотят в Казахстане

Агентство по противодействию разработало консультативный документ регуляторной политики к проекту закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях по вопросам противодействия коррупции".
6 КОММЕНТАРИЕВ

Основанием для разработки документа является Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 – 2026 годы.

Согласно плану действий по реализации Концепции требуется разработка законопроекта, направленного на реализацию следующих антикоррупционных инициатив:

  1. введение публичного реестра коррупционеров в систему мер противодействия коррупции с определением четких механизмов включения и исключения из него лиц;
  2. регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и в квазигосударственном секторе;
  3. наделение уполномоченного органа по противодействию коррупции компетенцией по утверждению Методики по разработке антикоррупционных стандартов;
  4. внедрение института финансового расследования по принципу «следуй за деньгами» («follow the money»);
  5. введение уголовной ответственности за обещание или предложение взятки;
  6. совершенствование работы по выявлению преступлений, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения работником государственного органа, государственной и негосударственной организации;
  7. совершенствование правовых механизмов ответственности за непринятие мер по противодействию коррупции;
  8. внедрение и развитие системы мониторинга и оценки эффективности антикоррупционных мер;
  9. регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с уполномоченным органом по противодействию коррупции.

Как отмечают в Агентстве, сейчас в законодательстве нет нормы права, позволяющей введение публичного реестра коррупционеров, и четких механизмов включения и исключения из него лиц.

Данный реестр позволит наглядно оценить реальные результаты по искоренению коррупции и недопущению повторного трудоустройства наказанных за коррупцию на соответствующую службу. Он создаст в обществе атмосферу нетерпимости к коррупции – когда осуждение станет публичным и постыдным деянием.Антикор

Как считают в Агентстве, функционирование публичного реестра также позволит решить проблему нарушений при отборе на госслужбу и снизить риски повторных коррупционных преступлений, связанных с сокрытием коррупционного прошлого.

Внесение лица в реестр повлечет следующие последствия:

  • Политические и репутационные риски.
  • Препятствие для служебной карьеры – наряду с запретом трудоустройства на госслужбу и в организации квазигосударственного сектора, у коррупционера сужаются возможности для карьерного роста в организациях частной формы собственности.
  • Проблемы с трудоустройством – благодаря реестру частные организации могут избежать трудоустройства коррупционера в целом, а также на позиции, связанные с управленческой и финансово-хозяйственной деятельностью.
  • Сложности при ведении бизнеса: наличие должностных лиц частных организаций в реестре позволит иным контрагентам избежать взаиморасчетов с недоброжелательными организациями, в которых работают коррупционеры.

Данные реестра могут быть применены для формирования статистической отчетности, использование которой позволит наглядно показать результаты работ по противодействию коррупции, а также сформировать видение по дальнейшем мерам.  

На первоначальном этапе внедрения следует предусмотреть следующие основания для включения лиц в реестр:

  1. Вступивший в законную силу приговор суда о признании лица виновным;
  2. Принятое постановление о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

В качестве оснований для исключения из реестра наряду с завершением отбывания наказания следует учитывать требования статьи 80 УК, регламентирующей сроки погашения судимости. Указанные требования также могут быть применены в отношении лиц, включенных в реестр на основании постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям.

Помимо этого, решение суда об отмене приговора, вынесение оправдательного приговора, постановление об отмене постановления о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям также необходимо предусмотреть в качестве оснований для исключения из реестра, считают в Антикоре. 

При внедрении реестра предлагается предусмотреть его взаимосвязь с базой правовой статистики и специальных учетов уполномоченного государственного органа, осуществляющего в пределах своей компетенции статистическую деятельность в области правовой статистики и специальных учетов. Данная связь позволит осуществлять сверку данных.  

С целью исключения человеческого фактора при формировании реестра, следовательно, возможных коррупционных рисков, предлагается предусмотреть автоматическую выгрузку данных о коррупционерах из базы правовой статистики и специальных учетов. 

Полный текст документа размещен на сайте Открытые НПА для публичного обсуждения до 3 июня.

Источник: zakon.kz
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
iskinasvift
iskinasvift
13.05.2022 12:44
Так в этот реестр без разборов нужно записывать всех государственных служащих, которые имеют функции принятия решения, функции выписывания штрафов и наложения арестов
18
Гога
Гога
13.05.2022 12:56
Не верю. Тут справку о судимости то хотят запретить (или уже запретили), чтобы бывшем уголовникам жизнь тяжелой не была. А они реестр хотят сделать -не верю!
21
Kiborg2001
Kiborg2001
13.05.2022 13:37
Так реестр, чтобы обращаться проще было, всё во благо. Будешь нести, и знать, что не откажется.
16
МясНИК
МясНИК
13.05.2022 16:09
Ну и среднюю сумму укажите сразу на против каждой фамилии, упростите договорные тёрки.
14
маклер
маклер
13.05.2022 20:35
Этот документ должен называться не "Реестр", а расстрельный список.
4
КТК
КТК
14.05.2022 07:09
Ведение уголовной ответственности за обещание или предложение взятки. Под эту статью можно любого подвести при необходимости. Вывод один, пустая болтовня вместо реальной борьбы с коррупцией
2
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии