21 Марта 2015 12:03:00

Нужно пригласить Кыдыр-ата

Минкультуры Казахстана предлагает осовременить весенний праздник Наурыз и изменить формат празднования.
52 КОММЕНТАРИЯ

Праздник «Наурыз» не должен ограничиваться лишь театрализованными представлениями и пышными застольями. Минкультуры Казахстана предлагает осовременить весенний праздник и изменить формат празднования. Чиновники разработали новую концепцию проведения «Наурыза». Авторы идеи предлагают отныне встречать этот праздник с главным героем по аналогии с новогодними традициями. Им по замыслу должен стать Кыдыр-ата.

Галымжан Мельдешов, советник Министра культуры и спорта РК:

Эти карнавалы, подарки, которые раздают Деды морозы, Санта Клаусы, да. А почему бы и нам в Наурыз это не организовать. Дети должны брать все хорошее и у Кыдыр-ата. Почему бы Кыдыр-ата тоже не участвовать в детских хороводах, в детских играх. Пусть он раздает эти подарки. Дети же они любят такое светлое, такое хорошее.

Что же будет в подарочных мешках Кыдыр-ата, и как сегодня отмечают «Наурыз» тюркоязычные народы. Смотрите в программе «20:30. Избранное за неделю» уже в это воскресенье.


Жанар БАРЛЫБАЕВА

Источник: телеканал "Астана"
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Г
Говард
21.03.2015 12:41
Давайте призовем ктулху
42
Г
гыгы
21.03.2015 13:03
ктулху фтанг! даешь!!!!
-4
Г
Гражданин
21.03.2015 13:21
А кто такой Кыдыр-ата? Первый раз слышу про него. Просветите пожалуйста меня.
0
3
32
21.03.2015 13:41
Это казахский национальный персонаж. В чей дом зайдёт он, тому дому будет счастье. Ещё он всегда читает БАТА - пожелание всем собравшимся. И в этот момент все держат руки кверху ладошками - "принимают бата". Я это много раз наблюдала на праздниках. 
23
Г
Гражданин
21.03.2015 19:45
Благодарю! Я правда не знал. По-моему хорошее предложение. Главное чтобы осуществление задуманного не подкачало.Тут многие призывают к толерантности. Я убеждён, что это неправильное слово. Толерантность это терпимость. Это значит, что тебе что-то очень не нравится, но ты это должен терпеть. Дружба народов - вот правильное понятие! Вы же не злитесь на людей, что они кто-то из них толстые, худые, высокие, низкие, рыжие или смуглые. Вы их принимаете такими какие они есть. Вот и другие народы, их традиции и праздники нужно принимать и вместе праздновать!Это всё иностранные слова запутывают смыслы и образы. Нужно отказаться от иностранщины и англицизмов в речи. Когда вещи называешь своими именами многое становится понятным и становится на свои места!
68
С
стелла
21.03.2015 20:58
А неплохо! Пусть подарки детям приносит! Пусть дети учатся добру, радуются подаркам! И еще, Новый год не всегда в СССР праздновали. Одно время он даже был запрещен.
2
Т
тажик
25.03.2015 18:29
Кыдыр ата, о котором Вы спрашиваете, это – Хизр.  В Коране не упоминается имя Хизр (Хыдыр, Хызыр), однако согласно хадисам, человеком, обладавшим сокровенными знаниями, с которым встретился Пророк Муса, мир ему, является Хизр. В отношения Хизра между учеными существует множество разногласий. Некоторое считают, что Хизр был Пророком, но большинство считают, что он был праведным рабом Аллаха, которого Всевышний наделил особой, милостью даровав ему знания. Часть ученых придерживается мнения, что он жив и сокрыт от взоров людей, однако другие считают, что он мертв.Следует отметить, что явных достоверных свидетельств из Корана и Сунны о том, что Хизр жив по сей день, не имеется.История Пророка Мусы и Хизра повествуется в суре «Пещера» в аятах 60-82. Некоторые люди считают Хизра святым – оберегающим от бед и в своих мольбах произносят: «Қыдыр ата қолдасын» (Да поможет Кыдыр (Хызыр) ата). Такое действие является неправильным, и обращение к умершим, даже если при жизни они были авлия (праведниками), может рассматриваться как ширк, как- то так.так-что к нам казахам он имеет меньшее отношение чем к евреям.Пророк Муса это Моисей.погуглите и будет вам щасте.Счастье хе-хе дело техники.
0
T
Thor
21.03.2015 13:46
не не не раз разрабытывают чинуши то будет так этот самый ата будет одет в жолполовскую форму будет ходить по площади и всех штрафовать
20
А
Артём
21.03.2015 14:15
Давайте-давайте и не будет у нас скоро такого праздника как Новый Год!!!
-24
Е
ержан
22.03.2015 18:30
Наурыз кутты болсын
2
П
Предложение
21.03.2015 14:37
Создать в Министерстве культуры Департамент по осовремениванию Наурыза. Дополнить штатное расписание министерства и соответствующих департаментов в областях должностями "ведущий специалист-осовременитель", "главный специалист-форматоизменитель" и "аналитик-наурызовед-кыдырсист" с выделением соответствующих финансовых ассигнований, офисных помещений и льгот, обусловленных повышенной сложностью выполняемой работы.
39
1
111
21.03.2015 18:14
а вот увидите, так и будет ))
0
Г
Гражданин
21.03.2015 19:25
Да там и так одни Санта-Клаусы и эльфы!
0
5
555
21.03.2015 19:31
создать минестерство по празднованию наурыза с министром, 10 замами, 50 консультантами которые будут ездить по заграницам и перенимать опыт, ввести новую образовательную еденицу курс - наурызоыведение, проводить наурыз 5 раз в год, каждый год ридумывать новый фолрмат и пофигу все традиции, выдкеляить на проведение 20 процентов ВВП, и главное! - кто не придет на площадь - штраф!
-1
Н
Напас
22.03.2015 06:45
Что за поток сознания???
1
G
gad
21.03.2015 14:41
лучше бы Алдара Косе!хотя пусть будет и Кыдыр-ата!а кто не поверит и праздновать не будет - тому штрафффф 500 000 МРП!!!
1
Я
я
21.03.2015 14:48
а я уж думал Кадырова с чечни приглашат...хотя ему сейчас не до нас
2
Н
Напас
22.03.2015 06:46
Так он и не "ата", молод еще.
0
2
235
21.03.2015 15:29
И перенесем празднование Нового года с 1 января - на 22 марта. Обалдели.
-9
4
458
21.03.2015 15:33
Средства массовой информации в т.ч и российские трындят что "Наурыз" мусульманский праздник. Когда зародился праздник ни мусульман ни христиан не было праздник языческий. Читайте историю«Международный день Наурыз — праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Наурыз является национальной традицией, не имеющей прямого отношения к исламским обычаям.Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества. Официальный статус он приобрел в Ахеменидской Империи, как религиозный праздник зороастризма. Продолжает повсеместно отмечаться и после исламских завоеваний, вплоть до настоящего времени. В современное время отмечается в дни, на которые приходится весеннее равноденствие.Следует отметить, что на территории Ближнего Востока Наурыз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Соответственно, Наурыз, например, не празднуется арабами. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Наурыза было запрещено. В Сирии празднование Наурыза запрещено до сих пор.В 1926 году Наурыз  был запрещен советской властью как религиозный мусульманский праздник. На самом же деле это не так. Ведь мусульмане на территории средней Азии и Казахстана распространились только в 7 веке, а наши предки Новый год праздновали задолго до этого ( более 2000 лет назад). После запрета Наурыз вернулся в Казахстан лишь в 1988 году.»
28
8
886
22.03.2015 19:19
Это еще что. Вот на майле вчера прочитал, что "в Казахстане отмечают праздник "Наурыз мейрамы", что в переводе примерно как "в Казахстане отмечают праздник праздника Наурыза. Я хоть и русский и казахский плохо знаю, но глаз режет.
2
НБ
Наурыз баба
21.03.2015 15:39
Простите друзья, но такое ощущение что здесь собрались одни нацисты. Почему приветствуются только русские праздники и персонажи, а как только речь заходит о казахских персонажах так сразу они представляются архаичными и ненужными. Қыдыр ата персонаж приходящий по поверью в ночь с 21 на 22 марта, когда нужно в полночь открыть форточку или окно (на юге) и наполнить все чаши и посуду в доме водой, злаками (чем возможно). И тогда по поверью, будет у вам дом целый год, полной чашей. Он все это освятит. А дети привязывали к веткам плодоносных деревьев тюбетейки с желаниями, утром они находили в них подарки от дедушки Қыдыр ата (в Узбекистане - Турахон баба). Если это не ваша история, то не надо отказывать в ней другим народам. Комментарии просто откровенно издевательские. Не все плохо, что предлагает правительство. Нужно я считаю быть объективными. Это то чего не хватает в нашем мире - объективности и профессионализма.
45
D
dsc
21.03.2015 15:43
а что у вас в юртах форточки с окнами были?
7
НБ
Наурыз баба
21.03.2015 15:49
Юрта или киіз үй - это переносное летнее жилище используется при отгонном (сезонном животноводстве), а зимние стоянки состояли из глинобитных домов (азиатских) с покатой крышей и ОКНАМИ. А по вашему ехидному вопросу сужу о вашей безграмотности или желанию ущипнуть побольнее. Кстати шатровое перекрытие использованное в конструкции храма Покрова (Василия Блаженного) заимствовано у восточных архитекторов. К слову. А то вы договоритесь до того что мы и строить без вас ничего не умели. Не надо обижать свою нацию своей же безграмотностью.
32
D
dsc
21.03.2015 16:02
ну ка поподробнее,что вы там построили?Хоть одну ссылку на древнюю мечеть или какой нибудь памятник,Был в Узбекистане (Самарканд, Бухара)вот там да древние постройки ,мечети красотища!!! А вам что досталось от СССР тем и живёте и то всё по развалили, 
-2
НБ
Наурыз баба
21.03.2015 16:12
Мне жаль Вас, вы мало читаете, а это чревато. Существовали города Средней Азии такие как Отырар, Сауран, Сығнақ, Шымкент, Баласагун, Туркестан. Шедевры зодчества Мавзолей Айша биби, Қарахана до сих пор можете лицезреть в окресностях Тараза. В городе Отырар была богатейшая библиотека уничтоженная к сожалению во время нашествия монголов. А жемчужина металлургического мастерства - Тай қазан - был вывезен в город Ленинград (ученые так и не смогли определить как был выполнен сплав металлов по таблице Менделеева несовместимых), сейчас возвращен на родину и хранится в мавзолее Ходжа Ахмеда Яссауи. А еще я знаю что строители Храма Василия Блаженного были ослеплены по приказу Грозного, дабы не смогли построить что либо подобное. И что есть Кижи - уникальный город из дерева построенный без единого гвоздя русскими зодчими. Я сим фактом восхищаюсь, но ни в коей мере не умаляю достоинств собственного народа. А вас ослепляет злоба, но это скоро пройдет. Все народы на земле живут потому что так захотел Всевышний. И вам не разъединить нас вашей едкой слюной безграмотности.
75
Ш
Шариков
21.03.2015 18:05
Полностью с вами согласен, нужно уважать традиции и историю тех народов рядом с которыми живёшь - это нормально! Наурыз - праздник новой жизни - весеннего обновления. Хороший, светлый праздник! В нашей климатической зоне после него сразу становится тепло и солнечно, и это очень символично, во всяком случае для меня.
41
Р
Русский
21.03.2015 16:11
Ну нам же отказывают в изучении нашей культуры и истории.В школе дети узучают только казахскую историю и культуру а свою нет!
14
НБ
Наурыз баба
21.03.2015 16:16
Чтобы учить свою историю не нужно спрашивать у кого бы то ни было разрешения. Чтобы прочесть книгу не нужно справку от управдома. Христос говорил: "Стучите и вам откроют". Не правда ли. Легче всего обвинить кого то. А я учу своих детей дома истории своего народа не спрашивая разрешения ни у кого. 
43
Ж
Жадина
21.03.2015 16:30
Браво, Наурыз баба. Браво. Очень вежливо, аргументировано и доходчиво. Толерантность и терпимость между культурами-наше все. Побольше бы таких людей
61
НБ
Наурыз баба
21.03.2015 16:43
Благодарю Вас. Первое что сделал СССР - это ЛикБез - ликвидация безграмотности. А первое что сделал с нами развал СССР - это платное образование, что сразу закрыло дорогу многим и многим замечательным детям. США не нужна грамотная РК, нужна сырьевая база. Я ратую за то чтобы мы знали историю и культуру друг друга. На основе этого рождается уважение одной нации к другой. А нации уважающие друг друга - это уже народ. И никто не пытается обидеть какой бы то ни было народ в Казахстане, а если вам и попадаются такие, то как говорил мой друг - "Гавно - нации не имеет". Простите за выражение.
111
G
gm
21.03.2015 17:52
Сами то верите в то что пишите ?
-25
Ы
ыды
21.03.2015 20:16
Национализм исходит не от простых людей,а от чиновников
6
Н
Напас
22.03.2015 06:51
Возможно, но именно простые люди в быту, на кухне этот национализм поддерживают и заражают им своих детей. И тут уж чиновники ни при чем.
8
7
717
21.03.2015 17:32
Ну так мы же не в РФ живем, чтобы История России занимала много уроков. В РФ ведь в Омске, Астрахани, Оренбурге не изучают историю Казахстана, хотя там очень много казахов. Сами читайте и просвещайтесь.
8
G
gm
21.03.2015 17:55
Проблема в том, что мы помним на чьей земле живем.
-6
РК
Русский казахстанец
21.03.2015 18:08
Ну а если помнишь, то помни правильно. И уважай традиции народа, в чьей стране живешь. Не припомню, чтобы наши казахи плохо отзывались о Пасхе, Рождестве или Масленице. Думать надо о дружбе и восприятии культурных традиций братского народа, а если не согласен - то съешь свою желчь и подавись ею! Наурыз мейрамы кутты болсын! 
45
Р
Русский
21.03.2015 19:35
А и не надо,чтобы историю России изучали на всех уроках.Хотя бы русские обычаи и культуру изучали!Например на всех уроках рисования дети рисуют юрты,байтереки и казахский орнамент.Почему бы русский орнамент тоже не рисовать,или русские деревенские дома?Ведь мы же равны,тем более русских в Казахстане ещё очень много живёт.Естественно я своему ребёнку всё рассказываю,но хотелось бы,что бы в школе тоже рассказывали!
10
С
Степной_Русский
21.03.2015 19:54
Хватит люди ссорится! Это же праздник Наурыз! Это праздник добра и согласия, в этот день прощаются обиды! Праздник весны! А вы все про нации, тьфу!
16
Н
Напас
22.03.2015 06:55
Прикольно. Приблизительно о том же мечтал и я, казах, учась в советской школе. Но мне даже заикнуться нельзя было об этом. Вот где были перегибы, так уж перегибы. С нынешней политикой РК не сравнить, сейчас все намного более мягко и толерантно организовано. 
7
Р
рыбачок
21.03.2015 21:34
наурыз баба.извини всех не казахов за ерничанье над обычаями местного народонаселения.идет это от неверия властям,но выглядит обидно для всех казахов.нам всем нужны общие праздники и казахские и русские и других народов казахстана.и большее уважение к культуре друг друга. с праздником всех казахстанцев!боюсь ошибиться но-наурыз кутты болсын друзья!а кстати на работе -а работал я до пенсии на УМЗ мы (независимо от национальности совместно справляли все праздники.
21
Қ
Қазақ
21.03.2015 16:28
Кстати когда я учился в средней школе у нас были три учебника истории 1.История СССР - большая книга, 2.История средних веков - не слишком толстая книга, и 3.История Казахстана - небольшая брошюра где описание начиналось с восстания Махамбета Утемисова в Букеевской орде. До этого на лике прекрасной земли казахов не было.))))) Тем не менее мы усердно изучали все истории. Я горжусь своей страной СССР в которой я родился. Я и сейчас ею горжусь. Горжусь своей Родиной - Казахстаном. Я тогда сам без чьего то ни было разрешения прочитал (о кощунство) Историю Государства Российского Гумилева, где почерпнул много нового о своем народе. И далее из многих разрозненных источников узнавал все больше и больше. И никто не возмущался что нас насильственно русифицировали и русских за это не ругали. Мы просто жили.
32
1
111
21.03.2015 17:01
Ты в какое время учился? Я в 71 г. закончил. Изучение истории начиналось с 5-го класса с "Истории древнего мира", "История Казахстана" вполне сопоставима была с ней по толщине. "Историю СССР" мы изучали в каком-то из последних классов, кстати наименее интересная из всех курсов, с историей тех-же средних веков и даже более поздней предреволюционной не сравнить. 
2
Қ
Қазақ
21.03.2015 17:12
Я учился в 1976-86 годах. И история древнего мира и средних веков были довольно таки плотными книгами. А вот история Казахстана я это точно помню была ну очень тоненькая. Но мы ведь с вами не о толщине книг говорим? Не правда ли?
8
А
ага
21.03.2015 18:04
Все ваши умные слова лихо разбиваются вот об эту "насильственную русификацию".  Ага, а до этой насильственной  русификации  все поголовно  учились в казахскоязычных школах, а потом все дружно поступали в казахскоязычные университеты.  И книги, конечно же, печатали на казахском языке.  Целые библиотеки книг. А потом пришёл злой дядя и всех насильно русифицировал. Как надоело уже это враньё, а в последнее время ещё и под маской этакой оскорбленной невинности.
33
СД
скоро Дед
21.03.2015 17:29
по мне, так самый лучший персонаж - это Алдар Косе - веселый плут и добрый обманщик!
6
D
dsc
22.03.2015 17:23
так он уже 25 лет сидит сами знаете где,
7
7
745
23.03.2015 13:29
Сейчас он работает в УстькеменЖолПолПолицыясы.
1
T
Tt
21.03.2015 18:24
Понимаете люди вот вы тут рассуждаете так интересно, все грамотные и начитанные люди, это вам огромный плюс. Я вот что хотел сказать, наша сила в Единстве понимаете в Единстве как ни крути но это так, и как бы там кто не хотел мы придем к единению. И не надо споров кто круче надо просто жить и растить своих детей достойно. Родился я в СССР, с любовью и теплом вспоминаю. И поменьше бы говорили о Независимости, а то мне иногда смешно что какая нибудь страна говорит о независимости. Независимы лишь попуасы в Новой Гвинеи, а у нас процветающее Государство, и дай Бог что бы у нас все было хорошо. Я рад новому союзу, и дальнейшее ему развитие. Всех с праздником, желаю что бы у всех у вас в сердцах была всегда весна. 
31
Е
Ех
21.03.2015 19:10
Думаю все эти предложения с Кыдыр-Атами, подарками от него детям и тп. Делаются для того чтоб люди тратили на все это деньги!(как на Новый год). Ну и комплекс неполноценности просматривается: Дед Мороз, Санта Клаус нужно срочно придумать "местного". Ах весна! "Весной грязь, вонь, весной я болен"-как сказал классик))
2
Б
бомж
22.03.2015 02:22
Завтра во скока бесплатно плов с баурсаки похавать дадут???
2
Е
ержан
22.03.2015 14:05
Наурыз кутти болсын. Наурыз - ен кымбатты жане керемет мерекеси 
3
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии