09 Января 2018 12:20:00

Предрек обвал

Мнение аналитика: Казахстан ждет новый курс тенге.
18 КОММЕНТАРИЕВ

Курс тенге – тема для казахстанцев самая любопытная, особенно тогда, когда Национальный банк страны делает все возможное, чтобы унять панику на финансовом рынке. Следуя логике Нацбанка, постоянные колебания тенге — главное доказательство того, что резкого скачка уже никогда не будет.

Однако экономический обозреватель Денис Кривошеев так не считает. Он высказал мнение, что ослабление национальной валюты — всего лишь вопрос времени. В подтверждение своих слов Кривошеев приводит аргументы.

Как по нотам

− Считаю, что курс тенге переоценен. Более того, все прекрасно понимают, почему он переоценен — весь прошлый год Национальный банк активно вмешивался в процесс курсообразования. Причем делал он это не только привычными для всех интервенциями, но и совершенно новым инструментом – создавал искусственный спросом на тенге через высокие проценты по нотам.

− Но сейчас укрепление тенге не выглядит странным, так как есть фундаментальная причина — рост цены барреля в мире.

— Да, на сегодняшний день нефть поднялась почти до 70 долларов, но это еще ни о чем не говорит. Рост цены барреля может быть временным, такое в современной истории было, и не один раз — "разбег" нефтяных цен от 30 до 120, тогда как объективная цена в районе 50 долларов.

Когда делаются прогнозы, расчет идет на идеальные условия, когда выполняются законы рынка. Но Казахстан — не рыночная страна. Ни для кого не секрет, что у нас сырьевая экономика. Прямая корреляция тенге со стоимостью нефти есть: чем выше стоимость нефти, тем крепче тенге. Сейчас растущая нефть поддерживает тенге сильнее, чем ноты Нацбанка, но ведь весь прошлый год от падения нашу национальную валюту удерживали ноты.

Одно из свидетельств тому — это снижение кредитной активности банков, но при их высокой доходности.

Более того, сейчас вся система спасения банков выстроена таким же образом — банкам выделяют деньги, они покупают высокодоходные ноты, тем самым создавая условия для роста дутой эффективности банковской системы. Но рано или поздно пузырь лопается. Он всегда лопается, на то он пузырь. А когда пузырь лопается, люди теряют деньги.

Инфляция нереальна

— Такая же ситуация сейчас и в России, — продолжает Кривошеев. — Российский Центробанк, чтобы поддержать рубль и обеспечить низкую инфляцию, потратил весь резервный фонд. Что касается России (и это не только я один так думаю, об этом многие говорят): после выборов Центробанк пойдет на то, чтобы ослабить рубль. Такой дорогой рубль России не нужен.

- В России в прошлом году действительно зафиксирована рекордно низкая инфляция, неужели это только благодаря резервному фонду?

— Здесь надо понимать, как считают инфляцию. Есть целый многотомный труд, который позволяет рассчитать величину инфляции так, как на данный момент нужно. Все видят, что товары в магазинах подорожали значительно больше, чем свидетельствует официальная статистика. Как может быть, что продукты, бензин и услуги ЖКХ дорожают на десятки процентов, а официальная инфляция не превышает 7%? Нужно отдавать себе отчет в том, что показная инфляция никакого отношения к реальности не имеет. И это относится в равной степени, как к России, так и к нам.

- Если официальная статистика врет, тогда как составить адекватное мнение относительно того, что на самом деле происходит в экономике?

— Не врет. Статистика — это средняя температура по больнице. К примеру, цемент подорожал на 0,5%, яйца – на 15%, а в среднем цена поднялась 6-8%. Нужно пересмотреть подход к инфляции. Не надо считать инфляцию, исходя из падения цен на квартиры и прочие вещи не первой необходимости. Надо разделять. У нас подешевели квартиры. Отлично. Квартиры имеют отрицательную инфляцию. Однако в магазинах все цены выросли — подорожали яйца, молоко, фрукты, овощи…

Не надо себе врать

— Каждый день, когда мы рисуем себе альтернативный мир с низкой внутренней инфляцией, которой не существует, с ростом экономики − за каждый такой день придется заплатить. И мы уже платили так, и, думаю, что сделаем это еще раз. Несоблюдение правила инфляционной компенсации, когда разница реальной инфляции не учитывается в курсе, приведет наши товары к неконкурентоспособности.

Если Россия проведет девальвацию до 75 рублей за доллар, мы опять получим то же самое. Сейчас на развивающихся рынках выигрывает тот, кто максимально эффективно контролирует вызовы. Да, сейчас дорогая нефть поддерживает растущую эйфорию благополучия экономики, но вопрос: как долго?

Мы достаточно сильно отстаем от России и в плане инфляции, и в плане собственного производства.

Поэтому, я уверен, что на сегодняшний день доллар стоит 420 тенге, и мы не можем долго себе врать, создавать иллюзию, что тенге силен.

− А как ведут себя инвесторы? Обычно инвесторы – это весьма информированные люди, которые знают, когда вкладывать и когда забирать свои деньги.

— Инвесторам сейчас выгодно вкладывать в Казахстан, выгодно держать в тенге. Очень многие хеджируют риски через тенге, потому что тенге получает мощную курсовую поддержку и показывает доходность выше инфляции.

Если экономика будет поддерживать тенге на низком уровне и при этом будет гарантировать 11-12% доходности, то перевестись в тенге и получать доход выше инфляции – просто мечта поэта. Самый важный вопрос, который нужно для себя задать, во сколько нам это обойдется? Сколько придется заплатить за нотную яму, ведь надо помнить, что за все всегда надо платить.

Источник: Sputnik Казахстан
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
P
PPPoE
09.01.2018 12:45
А чего 420 то? Делайте сразу  500 или 1000 и покончим с этим)
23
М
Миллионер
09.01.2018 13:10
Ниче не понял - пошел покупать баксы))
20
Л
ЛолКек
09.01.2018 13:15
Все проще, в сырьевых придатках, продавая сырье за валюту, по мировым ценам, можно получать сверхдоходы, всего лишь ослабив местную валюту. И тогда олигархи владеющие этими местророждениями, а у нас это еще и чиновники по совместительству, будут платить зп шахтеру не смешные 300$, а еще меньше - 200$. Есть примеры сырьевых стран, где население не загоняется в тотальную нищету, это только у нас народ кормят такими  сказками про баррели, но при этом рост цен на бензин растет независимо  от стоимости нефти, а так называемая стабильность превращается в стабильный рост цен и стабильное выживание граждан.
171
Г
Горец
09.01.2018 14:31
полностью с Вами солидарен!
1
Б
Братка
10.01.2018 01:14
Достижения Казахстана. Минимальная ЗП меньше 85 баксов. ЭТО ОСНОВА развития дальних районов и всей страны в целом. Каждый год намеренно делают население беденее, путем повышения МРП и бензина. Повысили МРП, налоги, штрафы стали выше. Повысили бензин, продукты и всё что есть в стране подорожало. Как держать народ в рабстве?! Просто, сделать так, что бы работал за корку хлеба и не было денег и возможности сменить место жительства. Недавно, государство ПОДНЯЛО минимальную оптовую цену на ГАЗ, ПОЧЕМУ?! Где рыночные отношения?! Приближаемся к внутренней олитики северной Корееии пяти мильными шагами 
1
7
757
09.01.2018 13:23
в общем все поняли - как только в россии выборы отстреляют - обеим валютам малость кердык. так что кому надо - марш за баксами и юаньками
10
7
777
09.01.2018 13:51
Чем ниже курс тенге, тем беднее народ, зп то все в тенге получаем. При курсе в 330 нам уже стали недоступны новые автомобили (даже в кредит), потребителькая корзинка стала чуток скромнее. Сделайте курс 500 и узнаете что такое гнев голодного народа.
84
М
михалыч
09.01.2018 15:11
совершенно с вами согласен не надо злить народ.
1
ИЧ
Иван Человеков
09.01.2018 15:20
Та не смешите, какой гнев? Когда доллар в два раза подорожал со 180 до 360, кто-то возмутился? Нет. Почему Вы думаете, что в этот раз что-то иначе будет? "Настоящих буйных мало, вот и нету вожаков" (С). Даже шахтеры, работающие в аду, вместо двукратного повышения согласились на 30%, а у них яки потяжелее диванных воинов будут.
52
В
вамива
09.01.2018 15:43
да ничего не будет, все сожрут молча как всегда. наши люди это забитое стадо которое биться лишний шаг сделать. И во многих случаях более чем обоснованно боится.
22
В
Вася
09.01.2018 16:09
Так к стенке всех не согласных поставят и расстреляют, че не боятся то? были уже примеры не так давно!
9
N
Ni-cola
09.01.2018 18:07
Людей запугали штрафами.
0
X
xD
09.01.2018 16:09
Новые автомобили и при курсе 180 не были доступны! Более-менее НОРМАЛЬНЫЙ новый авто стоит 45 средних официальных месячных зп. За Короллу (которая считается бюджетным авто), 6 лет по 90 тыс тенге в месяц платить надо!))) 
0
1
123
09.01.2018 17:13
Да и при 1000 не будет никакого гнева. Главное же что нет войны...
6
Д
доброжелатель
09.01.2018 18:34
Снова Денис Кривошеев разгоняет тему по заказу банков, давайте народ покупайте доллары. Создавайте искуственно спрос на валюту, курс доллара сразу пойдет вверх. банку получат выгоду.
7
X
xD
09.01.2018 19:01
Бред, на валютной бирже за день продается и покупается валюты больше, чем все население это делает! Грубо говоря, даже единовременная покупка долларов населением, это капля в море, по сравнению с теми объемами которые торгуются на бирже!
5
А
ард
09.01.2018 19:43
В свое время смеялся над идеями дедолларизации в России. Теперь смотрю на это по другому, по доброму как-то. Согласен, кроме шуток, покупать все российское по выгодному курсу тенге-рубль. Как было  в конце 2014, в начале 2015годов. Россияне. Соседи. Скидывайте курс рубля до 3 - 3,5 тенге и все покупатели в РК будут вашими. Я вот смотрю сейчас вполне приличные авто стали выпускать на ВАЗ-е. Если бы не этот утилизационный сбор в целях "поддержки мифических отечественных производителей" то цены на весты и х-рэи вполне себе приемлемы для их качества. Я с удовольствием взял бы в кредит под те же 4% новую ладу весту - кросс и, проездив на ней  3-4 года, менял бы ее каждый раз  на новую с доплатой. А если бы разрешили брать машины в России без выплаты утильсбора то про этот Бибек все бы забыли навсегда. Да и смешные 12 миллиардов тенге на льготные автокредиты это просто смешно. Нужно как минимум 50 миллиардов тенге. Тогда не нужно будет  ждать по 3-8  месяцев  автокредита, притом что за это время цена на авто может подняться. И у соседей экспорт оживится и у нас появится возможность на свои зарплаты в кои веки взять новое авто. Ну а любителям новых иномарок с большим объемом двигателя  никто мешать не будет заказать себе авто хоть из Америки, хоть из Европы или Азии, но с  условием  оплаты огромных таможенных, утилизационных и прочих сборов по полной. Как говорится народу-народное, а боярам и купцам - заморское и дорогое. Сейчас надвигается кризис. Судя по всему для нас он будет затяжным и нелегким, так как годы изобилия нефтедолларов не вернутся никогда. Неужели в этих условиях нельзя  сделать мечту приобретения собственного нового авто для семьи с маленькими доходами реальностью. Ведь нет у нас никакого отечественного автопрома и не будет никогда. Так зачем ради интересов одного бипека и подобных ему отверточных цехов и мастерских ставить препоны простым людям при приобретении недорого, бюджетного автомобиля для семьи.
21
В
Вася
09.01.2018 21:21
Государство хочет просто побольше таких БИБЕКОВ создать чтоб они налаживали побольше производства нанимали побольше людей рабов к себе и ему платили налоги хорошие все просто! Государство живет на штрафах и налогах в основном, своего ничего нет!
10
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии