08 Декабря 2009 16:31:00

В Казахстане благотворительность приобрела свои характерные черты

Как показывает практика, в нашей стране благотворительность нужна только тем, кто нуждается в помощи и милосердии. По словам представителей этой области, чем выше у людей зарплата, тем труднее они расстаются со своими деньгами.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Так, большей части казахстанцев вообще чуждо понятие благотворительности – только 0,5 процента граждан страны занимаются благотворительностью в классическом понимании. Тогда как для подавляющего большинства понятие милосердия сводится к милостыне старушке и передаче ненужных вещей в детские дома. Что касается НПО, то и здесь обитают «мертвые души», которые активизируются на время реализации какого-либо гранта. В целом отечественный «рынок» благотворительности можно оценить в 300–400 млн тенге. Для сравнения: в США на благотворительность ежегодно тратится 2 процента ВВП этой страны. А тем временем проект закона «О меценатстве и спонсорстве» затерялся где-то между правительством и парламентом РК.

В нашей стране благотворительность как бы есть, но ее как бы и нет. С одной стороны, ее развивают и поощряют, с другой – вставляют палки в колеса. Благотворительность становится массовой во время празднования каких-либо религиозных и других праздников и сводится к нулю по истечении торжественных дней. Милосердием чаще занимаются те, кто нуждается в помощи, и реже те, кто в состоянии помочь. На сегодняшний день казахстанская благотворительность характеризуется хаотичностью, отсутствием постоянства, сосредоточена на инвалидах и детях-сиротах. И все чаще можно услышать фразу: «Самим бы кто подал».

– Благотворительность в прямом смысле этого слова в Казахстане отсутствует, – вот так безапелляционно заявила исполнительный директор фонда «Бауыржан» и создатель ежегодной Национальной премии в области благотворительности Жулдыз Айтбаева. – Никто просто так деньги не дает. У нас предпочитают заниматься спонсорством, получая определенную выгоду для себя, например бесплатную рекламную кампанию.

Итак, в первую очередь благотворительность возлагается на коммерческие структуры. Называется она корпоративной социальной ответственностью и основывается на одном правиле: любишь кататься, люби и саночки возить. Однако отечественные компании занимаются благотворительностью хаотично, только если кто-то что-то через кого-то очень слезно попросит, в отличие от иностранных компаний, присутствующих в Казахстане, которые ежегодно закладывают в свой бюджет определенную сумму на меценатство или помощь незащищенным слоям населения.

– Государство пытается помочь развить благотворительность. Примером тому служит концепция социально ответственного бизнеса. Но самый главный барьер сейчас для предпринимателей – это высокое налогообложение. При этом благотворительная деятельность также облагается налогом. Если, например, на Западе налоговое послабление для компаний, занимающихся благотворительностью, варьируется от 10 до 30 процентов, то в Казахстане – всего два, – пояснила она.

В свою очередь президент Ассоциации предпринимателей Астаны Павел Казанцев неоднократно утверждал, что бизнес изначально является социально ответственным. Однако готовность казахстанского бизнеса к более значительному меценатству уничтожается налогами. «Речь идет не о том, чтобы освободить предпринимателей от налогов. Мы просим не облагать налогами то, что жертвуем на благотворительность. За мою социальную ответственность государство меня же наказывает», – подчеркнул он.

При этом даже деятельность благотворительных фондов облагается налогами.

– Мировая практика показывает, что единственный эффективный механизм для стимулирования оказания благотворительной помощи – это реализация в законодательстве следующего простого принципа: государство не облагает налогами и сборами благотворительные пожертвования, – именно так на эту тему размышлял юрист Всеволод Овчаренко в своей статье «Нужен ли Казахстану закон о благотворительной деятельности?»

Но не только от коммерческих организаций ждут поддержки нуждающиеся. Казалось бы, звезды шоу-бизнеса и в целом публичные люди, известные общественные и политические деятели для улучшения собственного имиджа могли бы развернуть активную благотворительную деятельность по примеру Запада.

– Практика показывает иную картину. У нас есть список из 160 наиболее известных Казахстану личностей, только четверо из этого списка в течение этого года уделяли внимание благотворительности, – сообщила Жулдыз Айтбаева.

Причина, по ее мнению, кроется в отсутствии культуры милосердия как таковой.

– Наша благотворительность уникальна тем, что в Казахстане поддержкой обездоленных занимаются сами нуждающиеся в помощи. Вы посмотрите на тех, кто возглавляет многие наши НПО, например организации, которые занимаются проблемами инвалидов, – отметила она.

Но и в части неправительственного сектора не все так гладко: большая часть НПО – это «мертвые души», которые появляются только тогда, когда есть возможность выиграть какой-то грант, и закрываются тогда, когда грант исчерпан.

Еще одна особенность отечественной благотворительности в том, что она направлена исключительно на инвалидов и детей-сирот. При этом не уделяется внимание образованию, развитию спорта и культуры. Никто не помогает ветеранам.

Однако в чем нуждаются дети-сироты, могут сказать только те люди, которые знают об их жизни не понаслышке.

– Если, например, в детский дом привезти два мешка сахара, один мешок может «раствориться», не дойдя до воспитанников, – разводит руками эксперт фонда «Аяла» Жангельды Сарсенов. – В этом трудно винить тех, кто работает за маленькие деньги в непростых моральных условиях.

Между тем работники и руководители детских домов смеются сквозь слезы, рассказывая о том, что люди жертвуют детям-сиротам в качестве литературы женские развлекательные журналы или в виде одежды «бюстгальтеры пятого размера». Такое происходит в городских детдомах. А в областных детских домах ситуация по-настоящему плачевная.

Говоря о проблемах благотворительности, вспоминается, что уже 2 года в Казахстане никак не могут принять проект закона «О меценатстве и спонсорстве» – руки не доходят.


Алина БЕКИРОВА

справка

* 51 процент казахстанцев не занимаются благотворительностью;

* 40 процентов занимаются благотворительностью время от времени, причем в основном посредством «милостыни» или пожертвований в детские дома в виде вещей, книг и т.д.;

* 9 процентов казахстанцев регулярно занимаются благотворительностью;

* 0,5 процента казахстанцев занимаются собственно благотворительностью – в том смысле, в каком она понимается в современном мире;

* отечественный «рынок» благотворительности можно оценить в 300–400 млн тенге. Пожертвования казахстанцев составляют всего 30–45 процентов от общих объемов благотворительных средств тенге в год. Причем чем выше у людей зарплата, тем труднее они расстаются со своими деньгами;

* Для сравнения – в США благотворительностью занимаются около 90 процентов американцев, объем пожертвований на благотворительность стабильно превышает 2 процента ВВП страны.

Источник: Газета "Литер"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии