Абдульхамид Кисин – один из недооценённых героев нашей лёгкой атлетики





Не будем рассказывать сказки о том, как Кисин «сидел на печи 30 лет и три года», а потом встал и пошёл крушить всех соперников направо и налево, как это делал один легендарный уроженец славного города Мурома. И в лёгкую атлетику он пришёл вовсе не потому что ему во сне явился некий знак свыше. Нет, всё было более чем буднично – в 11 лет в секцию его привели родители, которые считали, что дети в любом случае должны заниматься спортом. Каким – не особо важно. Просто чтобы был при деле и рос крепким, мускулистым родителям и окружающим девчонкам на радость. Сказка началась уже потом.
Помните мем «Что вообще происходит»? Там человек явно в шоке держится за голову, желая удержать её на месте, чтобы та не слетела с плеч от круговерти непредсказуемых и нелогичных событий? Примерно такое состояние испытал Абдульхамид на своём первом Чемпионате Казахстана.
- Нравиться лёгкая атлетика мне начала только после того, как я выиграл свой первый Чемпионат Казахстана, - с улыбкой на лице вспоминает Кисин. – Это было столько эмоций! Вы представьте: я хожу на лёгкую атлетику просто так, потому что я – послушный ребёнок и родители мне сказали ходить. Мне до этого момента не было вообще никакой разницы – ходить или не ходить. Но меня на чемпионате страны ставят на прыжки в высоту и я просто прыгаю так, как меня учил тренер, без особых эмоций и больших планов. Затем я смотрю – соперников в секторе становится всё меньше, а я прыгаю всё выше. А когда нас осталось всего трое, я был просто в шоке! Но даже в тот момент я думал, что если я возьму третье место – это будет уже очень здорово. Но я стал первым с результатом 175 см!
Одним из его соперников тогда, кстати, был наш Владислав Бахтин – нынешний чемпион страны среди взрослых с личным рекордом 2,12 м.
Вслед за первой победой не заставило себя ждать и приглашение в сборную Казахстана. Кисин отправился на международный турнир «Дети Азии», который традиционно проводится в Якутске и его также называют детскими Олимпийскими Играми. Неофициально, конечно. Здесь Кисин представлял страну в двух дисциплинах: стометровке и прыжках в высоту. Оказаться в числе призёров на столь высоком уровне конкуренции ему не удалось.
- В прыжках в высоту я был где-то в серединке таблицы, - признаётся наш собеседник. – Но местами я справился. Несмотря на весь стресс от первого выезда в жизни, мне удалось показать те же 170 см, что и на Чемпионате страны. Повторить личный рекорд – это однозначно не провал.
Решение перейти именно в многоборье родилось не сразу. По ходу своего пути в лёгкой атлетике Кисина ставили в самые разные дисциплины вплоть до прыжков с шестом. Абдульхамид был постоянно в призах, но какое-то большое будущее и международные старты только в одном из них не проглядывались. И тогда тренеры заметили, что все дисциплины идут у спортсмена весьма ровно. Так в жизни Кисина появилось многоборье, в котором у Казахстана в последнее десятилетие – большой недостаток хороших спортсменов.
- Многие мои друзья-соперники жалуются, что многоборье – это очень тяжёлый вид лёгкой атлетики. Я же, напротив, был рад тому, что для меня нашлась перспектива, открылись новые возможности для роста и новые цели. Да, я был первым в прыжках в высоту, но это – лишь один вид. Мне же тренеры открыли дорогу сразу в несколько дисциплин, а вместе с нею и открыли путь к большим международным стартам!
И первым из таких стал Чемпионат Азии в Гонконге среди юношей. Абдулхамид поехал в эту бывшую британскую колонию в ранге абсолютного лидера казахстанского юношеского многоборья. И там не намерен был оставаться просто статистом.
- Я был настроен только на медаль, - смело заявляет он, спустя годы. – Я не знал там абсолютно никого, кто и что показывает, поэтому страха в отличие от поездки в Якутск у меня совершенно не было. Помню, когда встали в стартовые колодки на 100-метровке, у меня из памяти всплыл эпизод из «Детей Азии». Там я выступил ещё и в беге на 100 м, и для меня было шоком, когда прозвучал выстрел, я только стал из колодок, поднял глаза, и вижу, что соперники уже далеко впереди меня (смеется). Пока я делал один шаг, натренированные спринтеры сделали уже 5-6. Тогда это был удар. Но в Гонконге тот эпизод меня только разозлил, и заставил привыкнуть к мысли о том, что сегодня такого не будет!
Спринт Кисин не выиграл, но и не провалился, чем заложил начало неплохого для себя старта. Да что уж там неплохого – отличного! После прыжков в высоту, где у главных конкурентов герой нашего повествования выиграл около 30 см, появилась даже уверенность в том, что медаль от него никуда не уйдёт. Однако не все виды, входящие в многоборье желали открывать все свои тайны новому спортсмену. Особенно жестокий роман складывается у Кисина с метанием копья, которое ему не даётся по сей день.
- Доходило даже до того, что я выхожу на тренировку, делаю 2-3 попытки, и у меня начинает болеть локоть, - рассказывает Абдулхамид. – У меня на этой почве были и небольшие ссоры с тренером, и поиски людей, которые донесли бы до меня все тонкости техники метания копья. Сейчас я уже могу его метать без серьёзных болевых ощущений, но всё равно результат пока оставляет желать лучшего, над чем мы и будем работать в дальнейшем.
И именно в метании копья в Гонконге Кисин уступил в борьбе за награду. Главный оппонент в битве за бронзовую медаль отправил копьё метров на 20 дальше нашего собеседника. Но стать четвёртым на уровне Чемпионата Азии – это то, что удаётся мало кому. И сам спортсмен тогда воспринял это если не как победу, то как большой позитивный опыт – точно.
Сам спортсмен признаёт, что копьё нужно отправлять за отметку в 50 м, чтобы побеждать на международных соревнованиях в его возрастной группе. И именно этот недостаток он стремится компенсировать.
Самым запоминающимся стартом для Кисина стал Чемпионат Казахстана в Усть-Каменогорске, на котором Абдулхамид сумел выполнить норматив КМС. Для этого ему нужно было набрать более 4600 очков в сумме всех видов. И это число весь чемпионат стояла перед взором воодушевлённого юниора.
- Этот чемпионат стал моим звёздным часом, когда получалось почти всё. Если раньше в длину я прыгал 6,2 м – 6,3 м, то здесь вышел, и сразу улетел на 6,66 м! До этого неплохо для себя пробежал спринт, и в голове сразу зародилась надежда на выполнение кандидатского норматива. В голове крутилась только одна мысль: только бы не «запороть» шест»! Честно говоря, не верилось до самого конца!
Не запорол. После первого дня соревнований все виды были проведены Кисиным очень чистенько и ровненько, при этом на высоком для отечественного многоборья уровне.
- Самым запоминающимся моментом стал заключительный вид – 1500 м. Ко мне подходят воодушевленные тренеры, которые сходу говорят, что у меня есть шанс выполнить КМС. При этом у самих вид был настолько счастливый, что я просто не имел права их огорчить.
Обычно заключительный вид многоборья уже мало на что влияет в плане распределения мест, и зачастую его воспринимают как «круг почёта» по стадиону. Но в тот день Кисину ни в коем случае нельзя было об этом думать. Для него всё только начиналось. На кону был главный шанс в его жизни – выполнение норматива и возможность выступать за сборную РК на международной матчевой встрече в Минске.
- Я выложился, как никогда в жизни, - смеётся Кисин. – После финиша я упал, и долго не мог подняться. В тот момент и пришло понимание, что вся эта трудная работа была проделана не зря. Тренеры, естественно, сказали, что мог бы пробежать и быстрее, но главное было сделано!
Увы, но и этот старт Кисину не удался. В целом командировка юниорской сборной РК получилась весьма скомканной. Во-первых, сам Абдулхамид оправился на турнир с травмой ноги, и при всём своём горящем сердце показать высокий результат в столице Белоруссии просто не мог. А во-вторых, дорога к месту выступлений получилась очень сложной, наши спортсмены достигли цели только в день старта, и похвастать свежестью не могли. Большая часть команды вместе с Кисиным не смогла показать те результаты, что демонстрировала в целом в зимнем сезоне.
А затем случился коронавирусный локдаун, который всю спортивную сферу поставил на колени. Лёгкая атлетика Казахстана потеряла очень многих спортсменов. Но Кисин всё ещё лелеет надежду на возвращение в спорт высших достижений.
- Для этого мне нужно «подтянуть» метание копья, - ставит перед собой чёткие цели многократный чемпион страны в многоборье. – Я открыт абсолютно для любых предложений по совместной работе, сам постоянно ищу людей, которые помогут мне выйти из того застоя, в котором я оказался. И я всё ещё верю в то, что смогу прославить Казахстан на большой международной арене.