22 Августа 2025 10:39:13

103 новых самолета планируют поставить в Казахстан до 2030 года

В Послании Президента-2024 отобразили, как ведется модернизация автодорог, строительство аэропортов и развивается Транскаспийский маршрут.
0 КОММЕНТАРИЕВ

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры является одним из приоритетов Послания Президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», сообщает официальный информационный ресурс Премьер-министра РК.

Казахстан стремится стать ведущим транзитным хабом Евразии. В этом направлении Главой государства были озвучены ключевые поручения, касающиеся модернизации автодорог, строительства новых транспортных коридоров, улучшения логистических центров, а также внедрения цифровых решений для оптимизации транспортных процессов. Правительством принимается ряд мер, за счет которых в стране формируется основа для дальнейшего экономического роста и интеграции в международную транспортную сеть.

Завершение реконструкции ключевых автодорог и цифровизация

В марте 2024 года на заседании Национального курултая «Адал адам – Адал еңбек – Адал табыс» Президент Касым-Жомарт Токаев поручил охватить реконструкцией и ремонтом не менее 12 тыс. км автодорог.

В рамках исполнения поставленных задач по итогам 2024 г. строительством, ремонтом и реконструкцией было охвачено 12 тыс. км дорог, из которых основные работы были выполнены на 7 тыс. км. В проекте участвовали более 10 тыс. единиц техники и 25 тыс. специалистов. Как результат, нормативное состояние республиканских дорог улучшилось до 93%, а местных — до 89%.

Одним из главных приоритетов стало завершение реконструкции четырех стратегически важных автомобильных дорог:

  • «Караганда – Алматы» (885 км): реконструкция выполнена до первой технической категории с четырьмя полосами движения, современными барьерными ограждениями и полным освещением. В рамках проекта построено 33 моста, 48 переходов, а также установлено 700 водопропускных труб;
  • «Талдыкорган – Усть-Каменогорск» (768 км): дорога была реконструирована до I–II технической категории. В процессе строительства появились новые мосты, развязки и водопропускные сооружения, что значительно повысило безопасность и комфорт путешествий между областями Абай, Восточно-Казахстанской и Жетісу;
  • «Атырау – Астрахань» (212 км): этот важнейший транспортный маршрут, соединяющий Казахстан с Российской Федерацией, был переведен в категорию II. На всем протяжении дороги построено 6 мостов, 1 путепровод, 60 водопропускных труб и зоны отдыха;
  • «Актобе – Кандыагаш» (96 км): реконструкция привела к улучшению дороги до I–II категории с четырьмя полосами движения. В рамках работ было уложено почти 700 тыс. тонн асфальтобетонной смеси, построено 10 мостов, 5 путепроводов и 3 транспортные развязки.

В этом же году ремонтом и строительством охвачено уже более 13 тыс. км дорог, из них по 7 тыс. км производится средний ремонт. Охвачены такие автодороги, как «Жезказган – Петропавловск», «Мукыр – Кульсары», «Уральск – Атырау» и др. Начато строительство автодороги Центр-Запад, а также участков «Актобе – Улгайсын», «Караганда – Жезказган», обходов Сарыагаша, Рудного и Шымкента. Завершается дорога «Калбатау – Майкапшагай».  

Для контроля перегрузов уже установлено 60 автоматизированных станций измерения (АСИ), до конца 2025 г. их количество увеличат до 220.

⁃ Большое внимание уделяется цифровизации. Внедряются электронные билеты, цифровая диспетчеризация, предиктивное техобслуживание, интеллектуальные транспортные системы, — сообщил вице-министр транспорта Максат Калиакпаров.  

Транскаспийский маршрут становится ключевым звеном евразийской логистики: рост перевозок в шесть раз за последние 5 лет

В Послании Главы государства была поставлена задача объединить усилия со странами-партнерами – Китаем, Азербайджаном, Грузией и Турцией – для развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Сегодня работа в этом направлении уже приносит ощутимые результаты.

Совместно с партнерами разработана Дорожная карта по синхронному устранению «узких» мест до 2027 г. В ее рамках завершено строительство железнодорожного участка «Достык–Мойынты», ведется возведение обходной линии станции Алматы, модернизируется портовая инфраструктура: проведено дноуглубление акватории порта Курык, запущен зерновой терминал мощностью 1 млн тонн и контейнерный хаб в порту Актау.

Ключевым шагом стало создание в 2023 г. совместного предприятия Middle Corridor Multimodal Ltd с участием Казахстана, Азербайджана и Грузии. Компания обеспечивает мультимодальные перевозки по принципу «одного окна» с гарантированной стоимостью и сроками доставки. В дальнейшем к СП планируется присоединение дочерней компании Китайских железных дорог CRCT – соответствующий меморандум был подписан в ноябре 2024 г.

Активно развивается и портовая инфраструктура за пределами Казахстана. Так, в июне 2025 г. в грузинском порту Поти начал работу казахстанский мультимодальный терминал площадью 8,9 га и мощностью 120 тыс. контейнеров в год.

Результаты показывают значительное увеличение: за последние 5 лет объем грузоперевозок по маршруту вырос в шесть раз – с 0,8 млн тонн в 2020 г. до 4,5 млн тонн в 2024 г. Только за прошлый год объем перевозок увеличился на 62%, а контейнерные перевозки выросли в 2,7 раза. За первое полугодие 2025 г. перевозки достигли 2,3 млн тонн, что на 7% больше аналогичного периода прошлого года.

Также существенный рост контейнерных перевозок стал возможен благодаря автоматизации таможенных процедур: теперь оформление одного контейнерного поезда занимает всего 30 минут, ранее этот процесс длился до трех часов.

⁃ Недавно совместно с китайской стороной состоялся запуск контейнерного терминала в порту Актау. Успешно функционирует наш сухой порт в Сиане. Строятся новые терминалы на станциях Селятино, Свислочь и вблизи Будапешта, —  добавил Максат Калиакпаров.

Не менее значимым событием стало и начало движения китайских автопоездов по Транскаспийскому маршруту: в 2024 г. через порт Курык проследовало почти 3,5 тыс. грузовиков, а в первой половине 2025-го – свыше тысячи.

Все эти меры позволяют говорить о Транскаспийском маршруте как о ключевом звене евразийской логистики, усиливающем позиции Казахстана в международной торговле и транзите.

Казахстан ускоряет развитие железнодорожной инфраструктуры: масштабные проекты увеличат транзитный потенциал страны в несколько раз

По поручению Президента Касым-Жомарта Токаева в Казахстане реализуются крупные инфраструктурные проекты для развития транспортно-логистического потенциала страны. Сегодня реализация этих инициатив активно продвигается. В железнодорожной отрасли реализуется четыре проекта протяженностью более 1,3 тыс. км: «Достык – Мойынты», обводная Алматы, «Дарбаза – Мактаарал»  и «Бахты – Аягоз». В этом году завершится обход Алматы и вторые пути участка «Достык – Мойынты», что позволит увеличить объемы грузоперевозок в пять раз. Запущен масштабный проект – Трансказахстанский железнодорожный коридор: строительство участка «Мойынты – Кызылжар» (366 км) и модернизация 1,6 тыс. км путей. В ближайшие 5 лет планируется строительство и ремонт 16 тыс. км дорог.

⁃ Проводится модернизация 125 вокзалов: обновление фасадов, инженерных сетей, залов, платформ, внедрение систем безопасности и удобств для маломобильных граждан. Парк пассажирских вагонов в этом году пополнится 175 единицами, включая 51 вагон компании Stadler, —  отметил Максат Калиакпаров.  

Аэропорты Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе станут мультимодальными центрами мирового уровня

Развитие авиационной инфраструктуры остается одним из приоритетов транспортной политики Казахстана. В соответствии с Общенациональным планом по реализации Послания Президента ведущие аэропорты страны – Астаны, Алматы, Шымкента и Актобе – развиваются как современные мультимодальные центры, предоставляющие полный спектр логистических услуг.

В Астане в 2025 г. стартовал проект модернизации международного аэропорта «Нурсултан Назарбаев» с привлечением инвестиций в объеме $1,1 млрд. В его рамках предусмотрено строительство второй взлетно-посадочной полосы, а также третьего пассажирского и грузового терминала. Также будет создан «Аэротрополис» – многофункциональный комплекс с индустриально-логистической зоной, бизнес-центрами, гостиницами и торговыми площадями.

Алматинский аэропорт модернизируется по Генеральному плану развития до 2050 г. Уже начата первая фаза, которая включает реконструкцию терминала внутренних рейсов, строительство рулежной дорожки, обновление ВПП и топливной инфраструктуры, создание современного грузового перрона и ангара техобслуживания. Планируется также возведение отеля и многоуровневой парковки. На строительном этапе будет создано более 1,8 тыс. рабочих мест, еще 550 постоянных рабочих мест будет создано в ходе операционной деятельности.

В Шымкенте 25 декабря 2024 г. открылся новый пассажирский терминал площадью 40 тыс. кв. м, увеличивший пропускную способность аэропорта с 800 тыс. до 6 млн пассажиров в год. В ближайшие годы запланировано строительство новой взлетно-посадочной полосы протяженностью 3,5 тыс метров. Одновременно ведется работа по созданию мультимодального хаба, который соединит аэропорт с территорией СЭЗ «Онтустик».

В Актобе в 2025 г. началось строительство многофункционального логистического хаба с площадью на первом этапе 15 тыс. кв. м. Здесь будут предусмотрены современные склады, в том числе для опасных и скоропортящихся грузов, холодильные камеры и секции для ценных товаров. 

Параллельно реализуется проект модернизации топливно-заправочного комплекса: объем хранения топлива увеличится более чем в два раза. Воздушная гавань станет первым региональным аэропортом, поставляющим топливо марки JET-A1. 

Также рассматривается строительство второй ВПП, что позволит проводить капитальный ремонт действующей полосы без остановки полетов. Дополнительно Правительство приняло решение о расширении границ специальных экономических зон на территории крупнейших аэропортов страны. Это позволит привлечь инвесторов, развить промышленность и логистику, а также превратить авиаузлы Казахстана в мощные точки роста для национальной экономики.

Глава государства не раз отмечал необходимость раскрытия туристического потенциала страны за счет развития курортных зон Катон-Карагай, Зайсан и Кендирли. Ключевым шагом на этом пути стало строительство современных аэропортов с подведением качественной дорожной инфраструктуры.

Сегодня определены площадки для размещения будущих воздушных гаваней. В Зайсане аэропорт будет построен на территории бывшего военного аэродрома близ села Сатпай, в 25 км от города и рядом с одноименным озером. В Катон-Карагайском районе новая воздушная гавань появится возле села Белкарагай, в 27 км от зоны отдыха. В Кендирли аэропорт разместится вблизи курортной зоны, всего в 15 км от побережья Каспия.

По итогам экспертных исследований эти участки признаны оптимальными: они соответствуют метеоусловиям и особенностям рельефа, позволяют принимать воздушные суда с обоих курсов и имеют потенциал для дальнейшего расширения. 

Акиматы Восточно-Казахстанской и Мангистауской областей уже предоставили земельные участки. Подрядные организации приступили к подготовительным работам: завезены строительные материалы, мобилизовано около 250 единиц техники и технический персонал, установлена временная инфраструктура и системы видеонаблюдения, ведутся земляные работы и устройство оснований взлетных полос.

Реализация этих проектов значительно повысит транспортную доступность и сделает курортные зоны Казахстана более привлекательными для туристов и инвесторов. Новые аэропорты станут фундаментом для развития современной туристической инфраструктуры и важным вкладом в экономический рост регионов. Кроме того, по поручению Главы государства в Аркалыке началось восстановление аэропорта. Новый аэровокзальный комплекс и реконструкция ВПП вернут городу воздушное сообщение.

Аэропорт г. Аркалык не функционировал с 1992 г. Обследование показало, что взлетно-посадочная полоса требует капитального ремонта, а старое здание аэровокзала и инженерные сети требуют полного восстановления. В связи с этим принято решение построить новый современный пассажирский терминал и обновить всю инфраструктуру. По плану, новая ВПП и пассажирский терминал смогут обслуживать до 70 пассажиров в час. 

Развитие авиаперевозок в Казахстане: обновление парка и новые маршруты

На сегодняшний день парк воздушных судов в Казахстане насчитывает 104 единицы, в том числе 6 новых самолетов типа Airbus A320 и 1 новый самолет – Boeing 737 MAX 8, поставленных в первом полугодии 2025 г. До 2030 г. парк пополнится еще 103 самолетами, что увеличит его до 216 единиц.

⁃ В этом году открыто 36 новых международных маршрутов, на рынок пришли 8 иностранных авиакомпаний. Внутри страны действует 61 маршрут с 850 рейсами в неделю, —  отметил Максат Калиакпаров.

Также в стране для обеспечения транспортной доступности и поддержки социально значимых направлений функционируют 21 субсидируемый маршрут в 9 областях Казахстана. На их реализацию в 2025 г. выделено 6,4 млрд тенге. Особый акцент сделан на развитие туристических направлений – Ушарал, Урджар, Кокшетау, Туркестан и другие.

В целом, масштабные проекты в сфере автомобильных дорог, железнодорожных магистралей, авиационной и портовой инфраструктуры уже дают ощутимые результаты, укрепляя позиции Казахстана как ключевого транзитного хаба Евразии.

Правительством обеспечивается системный контроль за исполнением поручений Главы государства. Каждый этап строительства и модернизации находится под постоянным мониторингом, что позволяет своевременно устранять «узкие» места и достигать поставленных целей. В ближайшие годы планируется дальнейшее расширение транспортной сети, внедрение современных цифровых решений и привлечение инвестиций. Это придаст новый импульс экономическому развитию страны и интеграции в международные транспортные маршруты.

Источник: yk.kz
Иллюстрация: pixabay.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии