Без инстинкта самосохранения
Информация о том, что сооружения Лениногорского каскада ГЭС небезопасны, была озвучена в октябре прошлого года в Усть-Каменогорске в ходе республиканской научно-практической конференции. Такое заявление сделал Анатолий Белослюдов, независимый эксперт по гидросистемам и безопасности гидротехнических сооружений, инженер-гидротехник.
- Есть фильм, называется "Щит города", к просмотру которого детей до 16 лет не допускали... Это фильм о трагедии на озере Иссык, когда там в 1963 году сошел сель. Я был очевидцем последствий. Мне стало плохо, когда я прибыл туда. Потому что много людей остались там, на дне этого озера, - рассказал "МГ" Анатолий Викторович, - так вот, а у нас щита от подобной катастрофы нет...
"В Багдаде все спокойно"
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС РФ произошла 17 августа прошлого года. После этого Анатолий Белослюдов, как научный руководитель лаборатории "Водно-энергетическая безопасность" вместе с академиком Виктором Инюшиным направили обращение акиму Восточно-Казахстанской области Бердыбеку Сапарбаеву. В нем они предложили провести анализ состояния безопасности водно-энергетического сектора Прииртышского региона и сообщили о необходимости безотлагательной разработки Региональной программы водно-энергетической безопасности на среднесрочную и долгосрочную перспективы.
- У нас ведь ситуация один в один. Почему Саяно-Шушенская ГЭС разрушилась? Во время аварии не сработала ни одна из автоматических систем защиты станции, - объяснил гидротехник. - Это, в свою очередь, следствие того, что не проводилось систематическое испытание автоматизированных систем и прочего оборудования, предусмотренного Правилами технической эксплуатации электростанций и сетей (ПТЭ). Соответствующие испытания не проводятся и у нас...
Двадцатого ноября, по поручению Бердыбека Сапарбаева, в области была создана специальная рабочая группа по изучению технического состояния гидроэлектростанций.
- Проведено обследование гидротехнических сооружений Бухтарминской ГЭС, ТОО "AES Усть-Каменогорская ГЭС", ТОО " AES Шульбинская ГЭС", ТОО "Компания "ЛК ГЭС", - сообщили в областном управлении энергетики и коммунального хозяйства. - В целом, сооружения находятся в работоспособном, надежном состоянии. Эксплуатация их осуществляется в соответствии с нормативными требованиями. Отмечены лишь отдельные недостатки.
С точностью до наоборот
- Меня включали в состав этой группы, которая должна была изучить состояние сооружений ГЭС. Я отказался. Но материалы мне предоставили. Никто даже обследование не делал, не говоря уже об изучении состояния сооружений гидроэлектростанций, - заявил Анатолий Белослюдов. - Зимой ни к одному гидротехническому сооружению просто не подойти. К примеру, в районе плотины Мало-Ульбинского водохранилища глубина снежного покрова достигает 6 метров. Члены комиссии к плотине просто не могли попасть. Они по какому пошли пути? Включили в комиссию представителей станций, собрали справки, которые им дали предприятия, и объединили их все вместе. Вот и получился у них материал по изучению состояния гидросооружений. Но эта форма обследования не является нормативной ни по форме, ни по содержанию.
Вот выдержка из последнего акта обследования гидротехнических сооружений Мало-Ульбинского водохранилища: "инструментальное наблюдение указывает, что деформации плотины нет..."
- Я имею все основания утверждать, что деформация есть. С конца девяностых годов по 2008 деформация продолжается. И носит незатухающий характер, - продолжает Белослюдов. - Плотина рушится. Данная плотина - каменно-набросная с деревянным экраном - введена в эксплуатацию в1938 году. Начиная с 1980 года она находится в аварийном состоянии. До настоящего времени аварийно-восстановительный ремонт плотины не выполнен...
Расположена плотина около полутора километров над уровнем областного центра. Прорывной расход определен в 20 тысяч кубических метров в секунду. А Усть-Каменогорск подтапливается при расходах полторы-две тысячи...
- В случае трагедии жертвы будут исчисляться тысячами, - говорит эксперт, - а ущерб будет такой, что Казахстану десятилетиями не выбраться... У меня есть данные по России, где происходили прорывы гидроузлов. Там ущерб составил десятки миллиардов рублей. А угроза трагедии в нашем регионе существует. И это будет пострашнее, чем Саяно-Шушенская катастрофа...
Тревожные сигналы из прошлого
Сооружения Мало-Ульбинского водохранилища Анатолий Белослюдов знает, как свои пять пальцев. Они находились в непосредственном его подотчете с 1959 по 1962 год. Все остальные годы Анатолий Викторович не упускал сооружения из виду. За это время у него накопилось столько бумаг, что в доме для них отведена отдельная комната.
1976 год. Вывод обследования сооружений Мало-Ульбинского водохранилища Союзтехэнерго: "Немедленно надо заниматься ремонтом".
1980 год. Комиссионное обследование и приказ специальной комиссии Союзного Министерства энергетики о проведении срочных аварийно-восстановительных работ. Плотина Мало-Ульбинского водохранилища и деревянный деривационный трубопровод Ульбинской ГЭС в аварийном состоянии.
Спустя восемь лет Союзное Министерство приводит перечень гидротехнических сооружений, требующих неотложного проведения ремонта. Среди них — сооружения Лениногорского каскада ГЭС: каменно-набросная плотина Мало-Ульбинского водохранилища, гидросооружения Хариузовской и Тишинской ГЭС.
- Эти три сооружения по настоящее время продолжают находиться в аварийном состоянии, - уточнил Анатолий Викторович, - а деревянный трубопровод Ульбинской ГЭС разрушился еще в 1985 году...
- В ноябре 1999 года ко мне домой пришли главный инженер ТОО "Компания ЛК ГЭС" (Лениногорского каскада — авт.) с шофером. У каждого из них по две связки документов. И говорят: "У нас случилась авария на плотине Мало-Ульбинского водохранилища..." , - продолжил г-н Белослюдов. - Последствия этой аварии пришлось ликвидировать мне. Все, что я увидел там своими глазами, отражено в госэкпертизе, где снова дано заключение: плотина Мало-Ульбинского водохранилища в аварийном состоянии.
Август 2009 года. Проведено визуальное обследование гидротехнических сооружений Мало-Ульбинского водохранилища довольно представительной областной комиссией. По ее итогам сформулированы предложения и даны ряд рекомендаций собственнику плотины. Но этого недостаточно, считает Анатолий Белослюдов.
- Что значит визуальное обследование? Необходимо обследование серьезное, инструментальное. Но даже при визуальном - в акте комиссии, составленном по результатам погружения водолазов, сказано: состояние плотины Мало-Ульбинского водохранилища ухудшилось. Продолжается интенсивное разрушение элементов верхней стенки плотины, массовый отрыв прижимных брусьев деревянного экрана... Обрушение первого и частично второго слоя экрана. Заключение водолазного обследования: третий слой тоже оторван. Сквозные дыры. Фильтрация была такая, что засасывало камни. Это представляло угрозу жизни водолазов, - пояснил Анатолий Белослюдов. - Такого в 1999 году еще не было... Для полного восстановления гидротехнических сооружений ЛК ГЭС необходимо около одного миллиарда тенге. Руководство ТОО "Компания ЛК ГЭС" вложить такие средства не в силах. Скорее всего, собственник просто продаст свое предприятие. Это уже, кстати, четвертый владелец. Покупают, "высасывают" средства по максимуму, потом продают... А мы что, подопытные кролики?
Как должно быть и как есть
В мае прошлого года издано Постановление Правительства РК об утверждении "Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений". В них говорится: необходимо проводить многофакторные обследования систем и сооружений при работе их более 25 лет . Ежегодно.
- Под это определение попадают все сооружения Восточного Казахстана, не только сооруженияч Мало-Ульбинского водохранилища, - говорит Анатолий Белослюдов, - однако многофакторные исследования у нас не проводятся. Получается, что правительственный документ игнорируется. А кто за это ответит? Государственный контроль за безопасностью гидротехнических сооружений неэффективен. По сути, нет органа, ответственного за этот вопрос. И это продолжится до тех пор, пока не будет издан Закон "О безопасности ГТС". Получается, что у нас даже инстинкта самосохранения нет...
Прогноз неблагоприятный
- Также в своем обращении акиму области мы написали, что по фарватеру Иртыша идет сейсморазлом. В районе Бухтарминской ГЭС до десятка сейсмотолчков различной интенсивности наблюдаются ежегодно, что характерно для крупных гидроузлов.
На гидросооружениях ГЭС первого класса капитальности (Усть-Каменогорская, Шульбинская и Бухтарминская ГЭС, расположеные в зоне сейсмичности 7 баллов — А.Б.) должны проводиться инженерные сейсмометрические наблюдения за работой сооружений и береговых примыканий (сейсмометрический мониторинг). А также инженерные сейсмологические наблюдения — в зоне ложа водохранилищ, вблизи створов сооружений и прилегающих территорий. Эти требования ПТЭ тоже не выполняются...
- Программы сейсмонаблюдения на гидроэлектростанциях Иртышского каскада не разрабатываются, сейсмонаблюдения не ведутся, - констатировал Анатолий Белослюдов. - Почему говорю об этом уверенно? Для этого нужно оборудовать либо сейсмостанцию, либо сейсмопост. Сейсмостанции должны быть объединены в общую систему сейсмонаблюдений Республики. Академик Виктор Инюшин нанял за свой счет, обучил женщину, организовал такой пост в доме-музее своего отца в Серебрянске. Там осуществляются наблюдения и делаются прогнозы по землетрясениям в радиусе 500 километров, захватывая Алтайский край. Инюшин определил коридоры сейсмоплазмы перед плотиной и после нее. Но кому это нужно, кроме ученых-энтузиастов? Приведу на этот счет высказывание президента РК Нурсултана Назарбаева: "Сегодня даже самые перспективные экономические проекты не могут быть реализованы без создания системы региональной безопасности". Для этой цели в ТОО "ВК региональный технопарк "Алтай" и создана научно-практическая внедренческая лаборатория "Водно-энергетическая безопасность". Утверждено ее положение. Требуется только госзаказ и обеспечение финансирования.
- Прорывы гидротехнических сооружений не прогнозируются, - говорит Анатолий Белослюдов. - Они могут быть сегодня, а могут завтра... Определяются лишь риски или степени рисков. В Восточном Казахстане есть печальный опыт разрушения четырех плотин, в том числе плотины Тишинского водохранилища Лениногорского каскада ГЭС. При разрушении земляной плотины в селе Рассыпном улицы размыло так, что от домов остался один фундамент. Погибли пять человек. В этом году угроза разрушения плотины Малоульбинского водохранилища усиливается из-за паводков. Более того, разрушится вполне могут и другие плотины региона. И эти риски необходимо минимизировать. Срочно.
Елена СУПРУНОВА, Фото Андрея ВОЛОГОДСКОГО
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.