20 Августа 2010 07:14:00

Безмолвие древних курганов (+фото)

- Этот кремниевый наконечник стрелы эпохи неолита я нашла вчера по дороге на дачу в Ново-Ахмирово, - археолог областного краеведческого музея Галина Суворова вертит в руках небольшой каменный треугольник с зазубренными краями. - Он лежал на обочине. А это значит, что захоронение, где он был, перекопано...
0 КОММЕНТАРИЕВ

По камешку

Огромная строительная площадка в Стамбуле. На месте будущей станции метрополитена работают... археологи. Найдено древнее захоронение и деревянные постройки. Учёные вынимают из земли глиняную посуду, каменные элементы оружия.

Строительные работы приостановлены. Каждый участок масштабного строительства 50 археологов исследуют в течение 20 дней. Один из руководителей проекта говорит, что его, как инженера, огорчает такое промедление. Но как жителя Турции новое открытие, безусловно, радует. "Ведь это наша история", - отмечает он.

Это фрагмент передачи "Мегастройки (Большие босфорские раскопки - Турция)", которую на днях транслировали по телеканалу Discovery channel.

А это уже наша реальность...

- Недавно при строительстве дороги Усть-Каменогорск - Шар вблизи посёлка Молодёжный уничтожено крупное захоронение времён каменного века. А ведь можно было его исследовать. Извлечь предметы, представляющие научный, культурный интерес для дальнейшего изучения,.. - рассказывает археолог Галина Суворова.

Безвозвратно утраченных памятников историко-культурного наследия в нашей области не счесть: в Курчумском районе, в окрестностях села Бурабай, в недалёком прошлом был могильник, включавший более 70 объектов. Курганы родовой и племенной знати. Огромных размеров, сооружённые из гигантских глыб розового кварца. Вокруг каждого большого кургана - надмогильные сооружения рядовых общинников. Практически все захоронения знати в центре насыпи имеют глубокие воронки - следы ограблений. Курганы меньших размеров буквально растащены по камешку и запаханы. Сейчас только светло-серые пятна на поле напоминают о них.

- Бывает и вовсе неслыханное варварство, за которое обязательно надо наказывать, - продолжает Галина Ивановна. - В 2005 году мы оказались в местечке Кыстау-Курчум, где долгие годы шла разработка золота. Землеройную технику там зачем-то применили к могильникам эпохи бронзы и курганам ранних кочевников. Они были уничтожены до основания. Бронзовые вещи рабочие набирали целыми мешками...

"Петроглифы" современников

Судьбой культурного наследия нашей области также обеспокоен тюрколог, директор научно-исследовательского центра гуманитарных наук ВКГУ им. С. Аманжолова Ораз Сапашев. К слову, сейчас он изучает археологические памятники в казахской части Алтая в составе экспедиции учёного Зейноллы Самашева.

- Наша область богата археологическими памятниками самых разных эпох. Но мы их теряем, - рассуждает Ораз Сапашев. - Археологические экспедиции к ним практически не направляют. Зато до них добираются чернокопатели и туристы, которых бывает правильнее назвать вандалами.

Он приводит примеры вандализма и среди местных жителей:

- В степных районах области много балбалов. Это поминальные сооружения древних тюрков, представляющие собой каменные столбы. Зачастую население использует их при закладке фундаментов домов. А с недавних пор состоятельные люди стали устанавливать балбалы рядом со своими коттеджами. Но ведь по сути это – надгробия наших предков. Как можно осквернять их? В любой религии, в любой народной культуре заложено почтительное отношение к таким вещам. Уважение памяти усопших.

Надгробиями являются и курганы, которые также не гнушаются раскапывать. Вероятно, это дело рук чернокопателей. Они поставляют древности частным коллекционерам. А как известно, что попало в руки коллекционера, народ уже не увидит. Это в музеях проводят выставки, создают альбомы, каталоги предметов древности, отмечает исследователь. И выявляет ещё одну тенденцию: памятники, хорошо известные в народе, особенно подвержены разрушению. Только ленивый не говорит сейчас про сооружение эпохи неолита Ак-Баур. Из-за близости к областному центру его посещает много людей. Не всегда это организованные экскурсии. Кто-то устраивает здесь пикники. Кто-то поверх древних петроглифов выцарапывает своё имя, оставляет надписи и пластилиновые "художества"... Помимо этого на памятнике собираются мистики. Они хотят видеть в Ак-Бауре культовое для себя сооружение. Проводят там различные обряды. Между тем в гроте, где нанесены редкие изображения, по-хорошему, вообще не стоит бывать экскурсиям. При дыхании образуется конденсат, и своды грота покрываются испариной. Как это отразится на древних петроглифах - неизвестно.

За рубежом такие памятники наперечёт, там их культивируют, включают в туристические маршруты, а главное - охраняют и сохраняют. Чтобы не растерять этого ценного как с точки зрения науки, так и культуры наследия, необходимо предпринимать меры. Провести паспортизацию этих памятников, некоторые из них, тот же Ак-Баур, передать под охрану.

Дела бумажные

Но это дело не одного дня, поясняют в областном учреждении по охране историко-культурного наследия.

- Мы не можем заниматься самозахватом памятников архитектуры. Любой из них входит в чьи-то владения. Для отмежевания земли, находящейся на балансе районных властей, под охранную зону необходимо пройти ряд обусловленных законодательством процедур, - объясняет руководитель учреждения Алишер Беспалинов, директор вышеуказанной подструктуры управления культуры ВКО. - Мы работаем над этими процедурами. Недавно РГП «Казреставрация» подготовило одиннадцать смет по историко-культурным памятникам. Сметы предусматривают определение охранных территорий, реставрацию, консервацию объектов. В марте заявку по этим памятникам направили в Министерство культуры РК. Там ознакомились и из одиннадцати отобрали девять объектов. Теперь средства на основании этих смет будут закладываться министерством. Всё, что зависело от нас, мы сделали. Теперь ждём результатов республиканской бюджетной комиссии, - говорит он. - Если же памятник в руках частного владельца, мы устанавливаем кто он, с помощью системы GPRS определяем границы памятника на его территории и направляем землевладельцу охранное письмо. Что касается чернокопателей, мы разослали во все районы образец лицензии на раскопки, так называемый открытый лист. Чтобы местные участковые и жители знали, как он выглядит, и могли проверить его наличие у вдруг появившихся «археологов». Охранять? Так ведь у каждого памятника милиционера с автоматом не поставишь,.. - заключает г-н Беспалинов.

Да сохранит вас Закон!

Сотрудник областного краеведческого музея Галина Суворова считает, что редко какие памятники археологии требуют консервации, каких-то особых охранных мер.

- Достаточно, чтобы работал закон. Я не помню ни одного судебного процесса по фактам вандализма по отношению к таким объектам. Хотя учреждение по охране историко-культурного наследия, местные исполнительные органы должны отвечать за сохранность памятников, находящихся в их ведении, проводить рейды. Ведь все археологические ценности, сооружения принадлежат государству. Был такой случай. В углублении одного из курганов на территории области местные жители устроили скотомогильник, куда сбрасывали туши мёртвых животных. Когда этот факт мы обнародовали в публикации, а республиканская пресса растиражировала информацию, нам же пришлось писать объяснительную. Мол, зачем портим репутацию района...

Помимо уже открытых памятников существуют ещё невскрытые захоронения, которые, как мы уже говорили, уничтожаются в результате человеческой деятельности.

В окрестностях Усть-Каменогорска они встречаются буквально на каждом шагу. Меновное, Ахмирово, КШТ, посёлок Металлург - эти территории застраивались прямо на древних могильниках. Потому сейчас и находим у городских дорог предметы древности.

А ведь прежде чем выделить участок в землепользование, его, по закону, должны исследовать археологи. Но земельный комитет не вызывает нас для проведения экспертиз. Земли раздают, а потом выясняется, что в частных владениях оказываются историко-культурные ценности.

Между тем проведение раскопок не столь затратное дело. Для вскрытия небольшого могильника вполне достаточно 20 тысяч тенге. Работа археологов местного музея отдельно не оплачивается, это входит в их обязанности. Разве что командировочные положены, если раскопки выездные.

...Между тем строители метрополитена в Стамбуле планируют сделать на станции музей, где будет представлена часть археологических находок. Им есть чем гордиться...

Анастасия СТРОКОВА


Историко-культурные памятники, определённые для проведения охранно-реставрационных мероприятий:

- Мечеть с. Акколь, сер. XIX в., Бескарагайский р-н;

- Заповедник-музей Абая "Жидебай — Борили";

- Чиликтинский могильник VII-V в. до н. э., Зайсанский р-н;

- Дельбегетей - могильники эпохи бронзы, Жарминский р-н;

- Памятник позднего Средневековья Козы Корпеш и Баян сулу, Аягозский р-н;

- Мавзолей Жаманбай-Садырбая 1797 г., Аягозск. р-н;

- Аблайкит - развалины буддистского храма 1654 г., Уланский р-н;

- Мавзолей Зейнуллы, Зайсанский р-н;

- Мавзолей Улан-торе, Тарбагатайский р-н;

- Сооружение эпохи неолита Ак-Баур, Уланский р-н.



























































Источник: газета "Мой город"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии