13 Октября 2009 12:40:00

Как нам относиться к советской власти, или не возрождаются ли у нас байско-феодальные порядки?!

В ходе показывавшегося вчера, 12 октября, по российскому телеканалу НТВ ток-шоу в прямом эфире зрителям был задан вопрос. Такой вопрос: как относиться к советской власти? Задаться им не помешало бы и у нас, в Казахстане.
0 КОММЕНТАРИЕВ

В эпоху перестройки, когда наблюдалось всеобщее поветрие критического отношения ко многому из того, что делалось при советской власти, некоторые представители старшего поколения, которые когда застали также и то, что было еще до ее установления и закрепления в казахских аулах, помнится, говорили примерно так: «Что же взамен теперь предлагается? Возврат к байско-феодальным порядкам?! Боже упаси!». Молодые говорили им, что никакого возврата к давнему прошлому не будет, наоборот, мол, дальше будет прокладываться путь к подлинному прогрессу. Но те люди на такие заявления реагировали скептически. И продолжали склоняться к мнению, что отказ от советской власти и советских же порядков обернется в плане казахских внутриобщественных отношений открытием пути не вперед, к дальнейшему прогрессивному социальному развитию, а обратно назад, к произволу царивших прежде байско-феодальных нравов.

Дальнейшее развитие событий, увы, во многом подтвердило и продолжает подтверждать небеспочвенность высказывавшихся тогда такими повидавшими виды людьми опасливых предостережений. Консервативный подход - не лучший помощник в определении и оценке путей развития общества. Однако в нашей казахстанской ситуации он зачастую оказывается единственным фактором, хоть как-то сдерживающим вульгарный политэкономический волюнтаризм доморощенных неофитов от капитализма. Что же изменилось в Казахстане за то время, как утратила силу советская власть? А вот что. Сельское население в районах традиционного обитания казахского большинства уже подверглось такому сокрушительному социальному потрясению, что вряд ли сумеет оправиться в обозримом будущем. Тому свидетельство массы разоренных аулов, где, кроме школ, не осталось никакого центра общественной жизни. Во многих случаях такой финал обусловлен не столько объективными, сколько субъективными причинами. Самой главной в ряду последних представляется то, что называется «человеческим фактором».

Решающее негативное отличие проводимых в Казахстане и Кыргызстане за последние почти два десятилетия лет реформ заключается в том, что и у нас, и у кыргызов руководящие и направляющие силы игнорируют этот самый «человеческий фактор». Изначально они исходили из того, что тот уровень экономического развития, с которым эти 2 республики подошли к началу 90-х г.г. прошлого столетия, является неизменной базовой основой для всех дальнейших преобразований вне зависимости от перемен этнического характера на всех уровнях руководства и в составе населения. В соседней братской стране курс реформ, основанный на такой краеугольной позиции, привел фактически к краху. В Казахстане же пока ситуация складывается несколько более благополучно, поскольку страна обладает колоссальными природными богатствами, и их, по высказанному однажды выражению российского журналиста М.Леонтьева, «на все хватает». Но и у нас крах уже имеет место на огромных просторах сельских районов. А главное, он оттуда понемногу движется к городам. Вместе с двинувшимися по направлению к этим крупным центрам людскими массами.

Попытаемся проиллюстрировать вышеприведенный вывод конкретным примером. Воспользуемся фактами, зафиксированными в свое время казахскими телевизионными журналистами из КТК с помощью телекамеры и микрофона и продемонстрированными в рамках передачи «Ел-Ж?рт». Речь там шла о бедах, свалившихся на головы жителей аула «Далакайнар» Шуского район Жамбылской области. Ветеран войны и труда, объяснявший журналистам ситуацию от имени местных аксакалов, подытожил свой рассказ так: «Прежде, когда тут был руководитель-неказах, мы жили зажиточно и счастливо. Беда пришла с тех пор, как к руководству пришел свой единокровный казах. За прошедшие годы… со своей женой столько всего плохого натворил, что и описать-то невозможно… Куда мы только не жаловались на него. До самого генпрокурора Хитрина дошли. Но безрезультатно. Что же касается районного начальства, так оно нас и за людей не считает». В показанном сюжете хозяйственные объекты «Далакайнара» производили совершенно удручающее впечатление. Такое складывалось представление, будто там недавно прошла война. Разруха полная. Перед камерой телевизионщиков выступило с десяток местных жителей от стариков и женщин до малолетних детей. По их словам, о безобразиях в «Далакайнаре» говорили и по «Хабару», и по «Акшаму» (телеканал «Казакстан-1»). Но толку никакого.

То есть получается так: использованы практически все существующие в нашем обществе пути и механизмы воздействия на должностное лицо, вызывающее всеобщее недовольство в течение многих лет, но искомого результата нет. В передаче назывались имена районного и областного Акимов. Не был обойден вниманием и депутат Мажилиса, представляющий там и жителей «Далакайнара». Люди утверждали тогда, что по аулу гуляет уже настоящий голод. И в этих условиях их выручают лишь дунгане, нанимающие местных на работу на поденной основе. Далакайнарцы же, насколько можно было судить по названному сюжету, были благодарны действующим по соседству с ними дунганам за то, что те дают заработать хотя бы столько в условиях, когда их собственный руководитель при попустительстве властной вертикали от районного до столичного уровня обрек их на полную нищету.

Случай, к которому в свое время обратились журналисты казахской службы КТК, в наше время является весьма типичным. Вот, к примеру, что еще было рассказано ими несколько лет тому назад в репортаже из поселка Ералиев. Там одна пожилая женщина с плачем говорила о том, как заживо сгорел ее сын из-за того, что ему попалось какое-то быстровоспламеняющееся вещество, которое он искал в качестве топлива по округе. Поселок Ералиев (Курык) издавна был известен как место, где жили геологоразведчики. Они и находили для блага Казахстана месторождения нефти и газа, которые приносят сейчас 80% всех экспортных поступлений в стране. Но самим жителям при этом было уже в наше время зачастую нечем обогревать свое жилье и не на что прокормиться. В Молдавии, которая сейчас особым экономическим благополучием похвастаться не может и покупает у россиян туркменский газ, поступающий туда через Казахстан, саму Россию и Украину, сейчас, как было недавно объявлено, все сельские населенные пункты газифицированы. У нас даже поселки нефтяников и газовиков, находящиеся неподалеку от места добычи нефти и газа, зачастую продолжают использовать в качестве полива кизяк, а то и так же, как и в случаях у жителей поселка Ералиев (Курык), искать, хоть чем бы обогреться.

Можно было бы тут же назвать еще десятки и десятки подобных историй. Но от этого практически никакого толку для тех, кто там выступает в роли пострадавших, не будет. Ибо тут дело не в частностях, а в сложившейся в последнее время системе. По идее, тысячи и тысячи людей, помнящих и вспоминающих о прошлом как о благополучных временах, страдают не столько от конкретных нехороших начальников или предпринимателей с хорошими связями, сколько от нее. Привнесенная россиянами и основанная на европейских духовных ценностях система управления и организации общественной жизни с обретением Казахстаном государственной независимости стала постепенно отступать, уступая место другой системе. В ее основе - казахские этно-психологические стереотипы феодальных времен. Идеализация той эпохи государственной политикой, которая стремится избавиться от общественно-государственного наследия как царской колониальной эпохи, так и советского времени, но которая вместе с тем никакой иной социальной модели, соответствующей современным условиям, не смогла выработать, как нельзя лучше способствует их возрождению. А они в свою очередь формируют адекватную себе систему управления и организации общественной жизни. В первую очередь это становится реальностью в сугубо казахских районах и аулах. Но процесс находится в развитии. И, надо думать, постепенно охватит весь Казахстан, включая и большие города. Уже сейчас вся властная вертикаль, как свидетельствует вышеописанная история, практикует реагирование в духе той реальности в случаях, когда речь идет о казахских общинах. Правда, народ, переживавший в этом смысле куда лучшие времена, даже в глубинке все еще не готов мириться с таким отношением к себе и взывает к справедливости.

Так называемые реформы на селе налагаются на общество, которое идет к ренессансу феодального типа управления и организации общественных отношений. Так что вследствие нововведений может возникнуть не капиталистического типа фермы, а скорее, нечто напоминающее феоды. А чего там греха таить, они уже есть. Делая такие выводы, мы вовсе не имеем целью критику властей или восхваление той системы, что была у нас в недавнем прошлом. Просто речь идет о попытке дать трезвую оценку тем преобразованиям, которые происходят с недавних времен.


Карим ДАРИБАЕВ

Источник: inosmikz.com
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии