Обещаниями сыт не будешь
Когда мы приехали на птицефабрику, из её ворот вышла тощая лошадёнка, запряженная в телегу, полную птичьих трупиков. Птица дохнет от недоедания и холода, говорят работники. По нескольку дней не бывает света. Сказываются долги предприятия перед энергопередающей компанией.
Тяжёлый дух
Сразу после нашего отъезда руководство птицефабрики ополчилось на работников, которые «жаловались журналистам». Угроза увольнения звучит в нынешних условиях смешно. Люди не получают зарплату уже полгода. Но, видимо, пугали старательно. Наши собеседники позвонили и попросили не называть их имён.
Напомним, уже около полугода у птицефабрики новый хозяин. Областные власти связывали с появлением инвестора самые радужные надежды. Мол, не только производство поднимет, даже детский сад построит! Не тут-то было. Мы неоднократно обращались в акимат области с просьбой рассказать, что происходит с предприятием. Конкретики не добились. Только общие фразы, что ситуация стабилизировалась. Как именно стабилизировалась, решили узнать на месте.
- Птица последний раз кормлена в прошлый вторник. Уже неделю голодная. Падёж, страшный падёж. Тысячами вывозим и сжигаем, - делятся наболевшим птичники. - Мы не понимаем политику нашего нового начальства. Ни разу не видели директора. С нами разговаривает его заместитель. Сначала кормил нас обещаниями, рассказывал о том, как будем восстанавливать фабрику, на какие мощности выйдем, какую зарплату начнем получать. Потом начались откровенные сказки. Мол, грузовик с деньгами уже едет. Какой, к чёрту, грузовик! За кого он нас принимает?
Сотрудники птицефабрики говорят, что с завода грузовиками вывозится металл. Уже поилки в цехе молодняка сняли. Сейчас то, что вывозят, на предприятии даже не регистрируют. У людей паника, они боятся, что предприятие растащат на металлолом и стройматериалы. Переубедить их некому.
- В цехах стоит тяжёлый дух. Если пройти вглубь помещения, начинает разъедать глаза. Не работает вентиляция, сломана система смыва помёта, - описывают состояние хозяйства работники. - Птица давно не несётся. Цыплята не будут нестись уже никогда из-за неправильного кормления. Жалко птицу. Тогда бы уж зарубили всю, зачем мучить?
Люди говорят так от отчаяния. Им больно видеть пустые клетки. А таких, по заверениям причников, уже примерно половина.
Хотя бы «рожки»
Когда сменился владелец фабрики, сотрудникам выдали давно задержанную зарплату. Её хватило, чтобы отдать долги в магазинах и за коммунальные услуги. Оставшееся ушло на еду. Черемшанцы снова по полгода сидят без денег. Особо настойчивые умудряются выбить аванс на учёбу детей или другие срочные нужды. Всем запомнились пять тысяч, которые дали перед выборами.
- Сегодня хлеб не привезли, - переживают черемшанцы. - Обычно берём под зарплату по две-три булки, перепродаём пенсионерам, чтобы что-то ещё из еды купить.
Однако есть хорошая новость.
- Из районного отдела социальной защиты привезли тушёнку и чай. Будем выдавать по три банки каждому работнику, - говорит председатель профсоюза птицефабрики Ирина Русакова.
Женщины этому подарку обрадовались. Но потом подумали и вздохнули: лучше бы на эти деньги «рожек» и сахара привезли. А то тушёнка очень быстро закончится.
Гуманитарная помощь приходила на птицефабрику уже несколько раз — еда, школьные вещи, куртки. В основном ею и живут работники. Раньше ещё выменивали и продавали яйца. А теперь и того не стало. Как жить?
Кто мог, уехали на заработки в Усть-Каменогорск или Риддер. Декретные не выплачиваются, потому что с пенсионными отчислениями непорядок. А те сотрудники, что сейчас оформляют пенсию, не могут её получить, якобы потому что название новой компании, которое значится в трудовой книжке, не числится больше нигде...
Черемшанцы уже сейчас боятся зимы. Обычно под зарплату давали уголь и дрова. Как будет при нынешнем раскладе — непонятно. А ведь близятся выпускные в школе. Как собирать на них детей?
Всё хорошо
- Зачем писать? Зачем поднимать ажиотаж? Кому от этого лучше будет? - так начался наш разговор с заместителем директора птицефабрики Каримом Дюсуповым.
- Они (работники птицефабрики - прим. авт.) вам говорили, что металлолом вывозим. Это не так. Оборудование на месте, мы его не демонтируем. Вывозим только старое, ненужное, - сам завёл разговор на эту тему замдиректора.
С его слов выходит, что работники жалуются зря. Уже после обеда появится свет. Есть зерно - целых 50 тонн, это при нынешнем поголовье - дня на три. А к концу года предприятие и вовсе станет процветающим, выйдет на мощность 80 миллионов яиц в год.
- Вчера хозяин подписал нам финансирование - 250 миллионов на первое время, на месяц-два. Ведём переговоры с «Семей-кус», собираемся закупить у них кур молодняком, чтобы процесс пошёл. К началу июня уже будет яйцо, - обещает Карим Дюсупов. - Мы каждый день выдаём зарплату двум-трём людям в виде авансирования. Сейчас долг по зарплате - 24 миллиона.
А в следующем году предприятие планирует провести реконструкцию оборудования. Есть договор с турецкой фирмой.
Обещания и вправду сказочные. И работники птицефабрики очень хотят в них верить. И верят, раз до сих пор ходят на работу и стараются сохранить последнее.
Только и о них кто-то должен позаботиться. На предприятии вместе с бройлерным цехом трудится больше 400 человек. Это основная часть жителей села. Остановится предприятие - что станет с Черемшанкой?
Анастасия СТРОКОВА, фото Андрея ВОЛОГОДСКОГО
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.