Почему Россия построит новый газопровод в Китай в обход Казахстана?
Никита Чикунов. Газопровод "Союз Восток" из России в Китай пройдет через территорию Монголии. При этом желание стать государством-транзитером выражал и Казахстан. Это позволило бы республике газифицировать восточные регионы и пополнить бюджет доходами от транзита российского газа.
Почему Казахстан остался "за бортом" проекта и придет ли российский газ на восток страны – разбирался Sputnik.
Российская компания "Газпром" в минувший понедельник, 12 апреля, утвердила технико-экономический анализ проекта строительства магистрального газопровода "Союз Восток". По нему газ из России будет поступать в Китай.
Фактически "Союз Восток" станет продолжением проектируемого трубопровода "Сила Сибири – 2", который протянется от газовых месторождений Западной Сибири через территорию Монголии в густонаселенные области центрального Китая.
Стоит отметить, что маршрут через Монголию был согласован не сразу. Рассматривался и альтернативный вариант – через территорию Казахстана. Такой путь для "Союза Восток" в феврале минувшего года на встрече с вице-премьером России Александром Новаком предлагал министр энергетики республики Казахстан Нурлан Ногаев.
Он указывал, что так Казахстан смог бы использовать ресурсы трубопровода для газификации приграничных Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей. Сейчас эти регионы не подключены к магистральному газоснабжению, поэтому жители используют твердое топливо (уголь и древесину).
Для проработки альтернативного пути была создана совместная казахстано-российская рабочая группа. Однако по итогам обсуждений в начале июня 2020 года российская сторона признала маршрут через Казахстан экономически нецелесообразным и выбрала в качестве страны-транзитера Монголию.
Участие в проекте строительства газопровода сулило Казахстану хорошие бонусы, отмечает руководитель Центра анализа стратегии и технологий развития ТЭК РГУ нефти и газа имени Губкина Вячеслав Мищенко.
Республика получала бы деньги за транзит, а строительство новой газотранспортной инфраструктуры на юго-востоке страны ускорило процесс газификации этого региона, продолжает он.
С такой точкой зрения соглашается ведущий аналитик Центра стратегических исследований МИЭП МГИМО Юлия Соловова и добавляет, что статус транзитера традиционно повышает привлекательность страны в глазах иностранных инвесторов.
"С российской стороны маршрут через Казахстан не казался таким радужным, - рассказал Вячеслав Мищенко. - Во-первых, он растягивал бы процесс строительства и делал его дороже. Вместо прямого пути через Монголию пришлось бы делать значительный "крюк". Во-вторых, районы Казахстана, через которые бы проходил трубопровод, не густонаселенные. Газификация нескольких городов и населенных пунктов в экономическом плане не выгодна".
Решение России укладывается в современные общемировые тенденции, обращает внимание руководитель "Независимого аналитического агентства нефтегазового сектора" Тамара Сафонова. По ее словам, все страны-экспортеры углеводородов стараются выбирать наиболее короткие и прямые пути поставок, чтобы сократить финансовые потери при возможном повышении тарифов за транзит.
Прямой путь через Монголию также обеспечит газом Восточную Сибирь, в том числе Красноярский край. В этом регионе, где проживают почти 3 миллиона человек, газифицирован только Норильский промышленный район (население около 200 тыс. человек), уточняет заместитель гендиректора российского Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.
"Было бы странно газифицировать казахстанские города и не газифицировать красноярские. Тем более у Казахстана есть собственные ресурсы. Было принято взвешенное решение – не против Казахстана, а в пользу российских интересов. Это правильно и нормально", — считает эксперт.
Следует принимать во внимание и позицию Китая, напоминает Юлия Соловова. Пекин заинтересован в поставках через Монголию по политическим и экономическим причинам.
"Для Китая – это определенный способ показать свое расположение к Монголии. К тому же такой путь будет обеспечивать газом центральные районы Китая, а не западные, как в случае с казахстанским вариантом. В центральных областях развитая промышленность и больше людей, которым нужен газ", — подытожила она.
Впрочем, российский газ может прийти в Восточно-Казахстанскую и Павлодарскую области Казахстана вне проекта "Союз Восток".
В конце ноября 2020 года компании "Газпром" и "КазТрансГаз" договорились обсудить возможность строительства газопровода из российского Барнаула в казахстанские Семей и Усть-Каменогорск с отводом в сторону Павлодарской области.
По оценке Минэнерго Казахстана, проект обеспечит "голубым топливом" приблизительно 2,1 миллиона человек.
Для России прямых экономических выгод от строительства газопровода из Барнаула нет, это элемент стратегического сотрудничества, отмечает Алексей Гривач.
"Мне кажется, это социальный проект. Он сопоставим по эффективности с внутренней газификацией российских регионов. Цены на газ в Казахстане примерно такие же, как и в России, поэтому коммерческой целесообразности экспортировать газ в эту страну нет – большой прибыли не будет", — говорит он.
Несмотря на отсутствие явных выгод, Россия все равно намерена газифицировать приграничные территории Казахстана, уверены опрошенные Sputnik эксперты. Сам же газопровод принесет республике почти такую же пользу, которую мог дать "Союз Восток", за исключением транзитных поступлений.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.