Проблемы единого кадастра поднимают в ВКО
Серьёзными проблемами в Восточном Казахстане сопровождается внедрение информационной системы «Единый государственный кадастр недвижимости» (ИС ЕГКН), призванной объединить земельный и правовой кадастры и автоматизировать услуги в сфере земельных отношений.
По данным акимата ВКО, только за 2024 год за услугой «Приобретение прав на земельный участок в черте города» обратились 2727 человек, из них получили положительный ответ – 1179, а 1548 заявителям было отказано. В 2025 году из 1358 заявлений удовлетворено 572, отказано – 786.
На заседании Межведомственной рабочей группы по вопросам оказания государственных услуг при департаменте агентства по делам государственной службы по ВКО подробно обсудили основные проблемы по работе в данной системе.
Если цифровизация реализуется поверх существующих недоработанных процедур, она способна привести не к упрощению, а к росту недоверия бизнеса к системе, уверены специалисты.
Руководитель управления госуслуг департамента Рауан Слямхан сообщил, что выявлено 34 проблемных вопроса, связанных с функционированием ИС ЕГКН:
- Отсутствие автоматического отказа, в системе отказ формируется не как окончательное решение, а как предварительное, инициирующее процедуру заслушивания. Это противоречит законодательству и затягивает процесс.
- Недостаток градостроительных данных. В ИС ЕГКН отсутствуют генеральный план, проекты детальной планировки, инженерные сети, охранные зоны, красные линии и топографические материалы. В результате специалисты вынуждены использовать сторонние ресурсы и бумажные носители, что приводит к задержкам и риску ошибок.
- Оплата услуг и повторные обращения. После формирования схемы отвода заявители получают уведомление о необходимости оплаты в течение 24 часов. У многих нет доступа к компьютеру или навыков работы с системой, из-за чего они вынуждены повторно обращаться в ЦОНы. Некоторые граждане игнорируют SMS, опасаясь мошенничества. В итоге процедура обрывается, и заявление приходится подавать заново.
- Высокая стоимость доступа для государственных учреждений. К примеру, по информации госкорпорации «Правительство для граждан», для организации автоматизированного рабочего места для МИО стоимость составит около 44 млн тенге в год. Это вызывает вопросы о целесообразности и законности дополнительных расходов, учитывая, что часть данных должна автоматически подтягиваться из государственных баз.
- Руководитель не может назначать исполнителя и вынужден многократно подписывать документы ЭЦП.
- Отсутствует возможность отслеживания исполнителя по заявке.
- Нет функции выгрузки отчетов и формирования статистики.
- Несогласованность с другими нормативными актами.
- Правила оказания госуслуг предусматривают двухдневный срок принятия решения акимом, тогда как регламент акиматов и закон о правовых актах устанавливают более сложную процедуру. Это приводит к несоответствию сроков и нарушению законодательства, - отметили на заседании.
В Палате предпринимателей ВКО считают, что проблемы цифровизации напрямую влияют на инвестиционный климат региона.
- Предприниматели, планирующие строительство или расширение бизнеса, сталкиваются с бюрократическими задержками из-за технических и правовых нестыковок, - подчеркнула заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей ВКО Айжан Жангирханова.
Все проблемные моменты уже согласованы с оператором системы НАО «Правительство для граждан». Они работают над устранением ошибок.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.