Состояние казахстанских дорог ухудшается
Доля автомобильных дорог республиканского значения, находящихся в плохом состоянии, увеличилась до катастрофических 14%.
За январь–май текущего года объём выполненных строительных работ в секторе автодорог (за исключением надземных), улиц, железнодорожных путей и взлётно-посадочных полос в Казахстане составил 134,7 млрд тг — на 3,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2024-го (139,2 млрд тг), сообщает finprom.kz.
В целом за 2024 год в стране было введено в эксплуатацию 217 км автомобильных дорог республиканского значения, 50 км автомобильных дорог областного значения, 24,8 км автомобильных дорог районного значения, 38,6 км автомобильных дорог внутрихозяйственного назначения, 169 км прочих автомобильных дорог.
Помимо этого, было построено 40 погонных метров мостов и надземных автомагистралей, а также 98,1 метра надземных пешеходных переходов.
Состояние дорог в Казахстане только ухудшается. По последним имеющимся данным за 2023 год, представленным в годовом отчёте АО «НК „ҚазАвтоЖол“», доля дорог республиканского значения, находящихся в неудовлетворительном техническом состоянии, составила почти 14%, увеличившись за год на 4,9 п. п. (в 2022-м доля таких дорог составляла 9%). Хуже всего дела обстояли в Улытауской (доля таких дорог, находящихся в неудовлетворительном состоянии, превысила 35%), Абайской (30,2%) и Восточно-Казахстанской (26,9%) областях.
В стране не выполняются планы и поставленные задачи. Так, к примеру, по планам в 2023-м доля автомобильных дорог республиканского значения в хорошем и удовлетворительном состоянии должна была составлять 94%, однако по факту она оказалась существенно меньше: всего 72%.
В целом в рамках Национального проекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» в 2023 году планировался капитальный и средний ремонт автодорог республиканского значения протяжённостью 1934 км. При этом по факту было отремонтировано всего 1204,4 км таких автодорог — на 37,7% меньше запланированного показателя. Как отмечается в отчёте, основными причинами недостижения целевых индикаторов стали нехватка финансирования на проведение ремонтных работ (реконструкции, капитального, среднего ремонта) и несоблюдение межремонтных сроков.
Для приведения 100% автомобильных дорог республиканского значения в надлежащее состояние необходимо ежегодное финансирование ремонтных работ в размере 750–800 млрд тг, что в среднем превышает действующее финансирование в 4 раза.
Дополнительно о плохом качестве казахстанских дорог свидетельствуют и международные данные. Согласно отчёту экспертов Всемирного экономического форума (Travel & Tourism Development Index), в 2024 году Казахстан занял 90-е место из 119 по качеству дорожной инфраструктуры с индексом 3,5. Для сравнения: в 2022-м РК имела такой же рейтинг (90-е место), но индекс был больше (3,66). Таким образом, несмотря на сохранение позиции в глобальном рейтинге, качество дорог в Казахстане фактически ухудшилось: чем больше индекс, тем лучше оценивается дорожная инфраструктура в стране.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.